Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:25, курсовая работа
Целью работы является – рассмотрение системы воспитания дошкольников с различных сторон педагогических и психологических подходов в процессах воспитательной деятельности.
Объект − процесс воспитания.
Предмет − воспитание дошкольника.
Задачи работы:
◦рассмотреть особенности использования элементов личностно-ориентированного обучения в работе с дошкольниками;
◦выделить особенности обучения и развития в дошкольном возрасте;
◦определить значение интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста;
◦увидеть сущность художественно-эстетического воспитания;
◦рассмотреть значение игровой деятельности в воспитании .
Введение………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированная педагогика и психология дошкольников..5
2.Особенности обучения и развития в дошкольном возрасте……………..8
3.Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста…………..13
4.Сущность художественно-эстетического воспитания дошкольника…...18
5.Игровая деятельность в воспитании дошкольников ………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………………….31
Еще
одна категория художественно-
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Таким
образом, вся система художественно-эстетического
воспитания нацелена на общее развитие
ребенка как в эстетическом и художественном
плане, так и в духовном, нравственном
и интеллектуальном. Это достигается путем
решения следующих задач: овладения ребенком
знаниями художественно-эстетической
культуры, развития способности к художественно-эстетическому
творчеству и развития эстетических психологических
качеств человека, которые выражены эстетическим
восприятием, чувством, оценкой, вкусом
и другими психическими категориями эстетического
воспитания [3].
5.
Игровая деятельность
в воспитании дошкольников
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре [15].
Игре
приписывают самые
Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.
В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным ,является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности [22].
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия:
Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители ─ игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы - заместители и действия с ними все больше сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет − заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова − название уже как знак вещи, а действие- как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап −умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка − оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом [18].
Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой − контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения [15].
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Технология игровых форм обучения (ИФО) нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре ив жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том ,что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях .
Можно
выделить шесть известных
К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.
Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.
Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Говоря о структуре игровой деятельности человека все ИИ независимо от очевидных различий обладают общей структурой, благодаря которой ИИ образуют единую Систему Игровой Деятельности (СИД) человечества.
Игра
есть упорядоченная система
В каждой искусственной игре есть свой порядок, своя система и свой конкретный механизм.
Конечно, это не значит, что МИ « сковывает » игровую деятельность до штатного расписания, стандартов и штампов. Воля и мышление игрока, благодаря единому механизму исполнения операций с предметами игры, становятся приемами и способами его игровой деятельности, где для самостоятельного творчества всегда открыты самые широкие возможности.
ПИ – процесс игры – это оживший механизм игры в реальных действиях игроков.
Цель игры есть наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам и зафиксированный арбитром в момент окончания игры.
Как известно, любая ИИ имеет многоцелевой характер, связанный с многоплановостью игровой деятельности человека, и в каждой игре задействована группа целей, подчиненных в свою очередь личной цели каждого игрока. Совпадение всех этих целей игроков, как правило, приводит команду к победе.
Согласно законам действия и цикличности ИИ, принципам достоверности и повторяемости, каждое игровое действие имеет учебно-тренировочный характер и обязательно повторяется игроком для проверки его результативности и проверки достигнутых результатов.
Для того чтобы создать учебную игру, нужно изобрести и построить такое игровое действие, чтобы в процессе его выполнения человек оперировал необходимый ему и нужной нам информацией, т.е. действовал в игре по принципу построения данного конкретного знания [18].
Технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно – теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил « чистой науки ».
Из
этого следует, что игровая деятельность
в воспитании дошкольников – есть
неотъемлемая часть воспитания в
целом. В игре ребенок учится всему:
понимать, общаться, говорить, мыслить
и т.д. Физическое и психическое развитие
дошкольников – зависит от игровой деятельности
напрямую.
В работе рассмотрена актуальная в наше время проблема − воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью и задачами работы является - рассмотрение процесса воспитания дошкольников с различных сторон педагогики и психологии и выделение главных моментов этого процесса.