Воспитание дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является – рассмотрение системы воспитания дошкольников с различных сторон педагогических и психологических подходов в процессах воспитательной деятельности.

Объект − процесс воспитания.

Предмет − воспитание дошкольника.

Задачи работы:

◦рассмотреть особенности использования элементов личностно-ориентированного обучения в работе с дошкольниками;
◦выделить особенности обучения и развития в дошкольном возрасте;
◦определить значение интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста;
◦увидеть сущность художественно-эстетического воспитания;
◦рассмотреть значение игровой деятельности в воспитании .

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Личностно-ориентированная педагогика и психология дошкольников..5
2.Особенности обучения и развития в дошкольном возрасте……………..8
3.Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста…………..13
4.Сущность художественно-эстетического воспитания дошкольника…...18
5.Игровая деятельность в воспитании дошкольников ………………….....24
Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1курс 09.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      Овладение системой интеллектуальных действий, как общих, так и специальных (соотнесенных с определенным содержанием знаний), обеспечивает развитие интеллектуальной активности и самостоятельности, способствует формированию гибкости и динамичности интеллектуальной деятельности (изменение способов деятельности при изменении условий задачи, поиск более рациональных способов), умения видеть явление в разнообразных связях и отношениях [2].

      В понятие «культура интеллектуального труда» входит общая упорядоченность интеллектуальной деятельности, ее планомерность, умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, планомерно осуществить предложенный или выработанный план действий, оценить результаты и т. д. Показателем культуры интеллектуального труда является доказательность суждений, умение сопоставить свою точку зрения с другими. Культура интеллектуального труда характеризуется и степенью овладения специальными навыками и умениями интеллектуальной деятельности (слушать, наблюдать, измерять, вычислять), навыками работы с книгой, овладением приемами и методами научного познания, умениями ориентироваться в обширной научной информации, пользоваться различными вспомогательными средствами (справочной литературой, словарями и т.д.).

Таким образом, обучение является наиболее значимым средством интеллектуального воспитания. Его значение определяется тем, что в нем воспитатель занимает ведущую позицию: передает детям определенные программой знания, формирует умения, и навыки, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Наличие программы знаний и умений позволяет воспитателю контролировать усвоение их каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход к ребенку и подводить дошкольников к определенным программой уровням интеллектуального развития. На занятиях у детей развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности, (счетной, измерительной изобразительной, речевой), оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т. д. 
Успешность интеллектуального развития при обучении определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и осуществляется на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения. 
Ведущее положение обучения среди других средств интеллектуального воспитания, определяется следующими условиями: программностью, наличием фиксированных форм обучения, охватывающих всех детей системой методов, соответствующих, возрасту детей, ведущей ролью воспитателя [21].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Сущность художественно-эстетического воспитания дошкольника 

      Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  художественными и эстетическими  явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с  искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками [16].

      В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты"[23, стр45]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство − это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве"[23, стр64]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [23].

      В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

      Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает». В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его [10].

      Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

      Общаясь с эстетическими явлениями жизни  и искусства, ребенок, так или  иначе, эстетически и художественно  развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [14].

      Существует  различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, − развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания [14].

      Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

      Эта цель также отражает и особенность художественно-эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт [7].

      Вторая  задача художественно-эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [7].

      Глубокое  переживание эстетического чувства  неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы" [14].

      Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

      Третья  задача художественно-эстетического  воспитания связана с формированием  у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы "воспитать, развить  такие качества, потребности и  способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его  "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества [19].

        Рассмотренные нами задачи частично  отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.  Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

      Их  суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.

      Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие [14].

      Восприятие − начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру [14].

      Эстетические  явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету". В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" [14].

Информация о работе Воспитание дошкольника