Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к родному краю………………..7
1.1. Исторический экскурс проблемы……………………9
1.2. Сущность понятий «ценность», «отношение» и «ценностное отношение» ……………………….13
1.3. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю…………………………………..17
1.4. Анализ учебников начальной школы на направленность воспитания ценностного отношения к родному краю…………….21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению системы ценностей у младших школьников………….24
2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников……………………...27
2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю……31
2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю……………..34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Нами были разработаны планируемые результаты по каждому классу и предмету:
Русский язык:
1 класс:
- представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
2 класс:
- представление о русском языке как средстве национальной культуры и культуры родного края
3 класс:
- Воспитание уважения к родному краю и его культуре средством краеведческих текстов
Литературное чтение:
1 класс:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2 класс:
- содействовать формированию уважения к родному краю средством изучения литературных произведений соотечественников,
3 класс:
- содействовать формированию видеть красоту родного края при помощи литературы
Математика:
1 класс:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений родного края,
3 класс:
- развивать умение работать с информацией и находить нужные числа для создания задач связанных с родным краем,
4 класс:
- развивать умение решать нестандартные задачи по родному краю;
Окружающий мир:
1 класс:
- понимание особой роли родного края как часть большой страны России;
2 класс:
- развивать умение работы с поиском информации по истории, культуре, географии родного края;
3 класс:
- развивать гордость за свой родной край средствами дополнительной информации о достижениях людей, промышленности, культуры и образования;
4 класс:
- развивать осознание себя как части родного края и ответственности за его судьбу;
Изобразительное искусство:
1 класс:
- знакомство с народными промыслами родного края и формирование осознания их как части мировой культуры;
2 класс:
- знакомство с театрами и другими учреждениями культуры родного края, воспитание любви к творчеству родного края;
3 класс:
- знакомство с народами, населяющими родной край, с из культурой, обычаями, традициями, воспитание толерантности к каждому из этих народов;
4 класс:
- знакомство с памятниками архитектуры и художниками родного края, воспитание любви к красоте родного края в их творчестве;
Музыка:
- знакомство с композиторами родного края, воспитание любви к красоте родного края через их музыку;
Труд:
- знакомство с ремеслами родного края, как части культуры России;
- знакомство с промышленностью родного края, воспитание гордости за свой родной край;
Вывод по главе 2:
Результаты проведенного нами эксперимента подтвердили актуальность нашего исследования, мы выявили, что младшие школьники в меньшей степени включают в свою систему ценностей: родной край, однако многие интересуются родным краем и больше всего информации они получают из учебников 40% и экскурсий 36%. Так же мы проанализировали учебники начальной школы на предмет воспитания ценностного отношения к родному краю в каждом классе и предмете. К сожалению, во многих учебниках нет заданий которые бы воспитывали любовь к родному краю, задания есть только во всем курсе окружающего мира. При анализе «Планируемых результатов начального образования» было выявлено что планируемые результаты направленные на воспитание ценностного отношения к родному краю есть только в окружающем мире и немного в изобразительном искусстве.
На основе анализа анкет и учебного материала нами были разработаны методические рекомендации учителю направленные на самостоятельную разработку заданий для уроков по всем предметам.
Так же нами были разработаны планируемые результаты по всем предметам и классам.
Заключение.
Проведенное исследование позволило изучить проблему воспитания ценностного отношения. Мы выяснили, что наше исследование актуально и изучена многими известными педагогами такими как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский Д. С. Лихачев и многими другими. Но оно не достаточно разработано особенно в государственном стандарте, разработаны планируемые результаты по предметам, но они рассчитаны на окончание начальной школы и как показал анализ не во всех предметах есть краеведческая направленность. Были проанализированы и действующие учебники начальной школы по всем предметам, здесь тоже оказалось мало информации и заданий, направленных на воспитание ценностного отношения к родному краю.
Была изучена теоретическая основа специфики воспитания ценностного отношения к родному краю.
Был проведен эксперимент, который помог выявить, что родной край достаточно мало включен в систему ценностей младших школьников.
На основе полученной информации были разработаны методические рекомендации учителю по внедрению в учебный материал дополнительной информации и заданий связанных с родным краем. Которые во всех предметах могут помочь воспитать ценностное отношение к родному краю.
На основе планируемых результатов по предметам описанных в государственном стандарте мы разработали свои планируемые результаты по каждому предмету и классу. Эти планируемые результаты направлены на воспитание ценностного отношения к родному краю в образовательном процессе.
Таким образом мы достигли цели исследования и были решены задачи на пути её достижения.
Дальнейшим направлением нашего исследования в этой области будет разработка программы внеурочной работы по математики для воспитания ценностного отношения к родному краю.
Список литературы:
1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова. – Педагогика, 1999. № 4. С. 117 – 121.
2. Алексеев, Л. Л., Анащенкова, С. В., Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеев., под ред. С. В. Анащенкова., Г. С. Ковалевой. – М.: Просвящение, 2010. – 120 с.
3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская. - Педагогика, 2007. № 7. С. 44-50.
4. Горская, А. Б., Капитонова, Н. А. Хрестоматия по литературе родного края. 1- 4 кл. / Сост. А. Б. Горская., Н. А. Капитонова. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 352 с.
5. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /
А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., Тишков. — М.: Просвещение,
2009.- 23 с.
6. Клепинина, З. А., Клепинина, Е. В. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению / З. А. Клепинина., Е.В. Клепинина. – М.: Издательство «Ювента», 1007. – 112с.
7. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Учебники 1- 4 кл. нач. шк. /
Л. Ф. Климанова. – М.: Просвящение, - 2009, - с. 168.
8. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников. / О. Н. Лазарева. - Начальная школа, 2007. № 10. - С. 102-105.
9. Моро, М. И., Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В., Математика. Учебники 1-4 кл. нач. шк. / М. И. Моро., М. А. Бантова., Г. В. Бельтюкова. – М.: Просвящение, 2008. – 96 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвящение, 2009. – 120с.
11. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
12. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебники 1-4 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвящение, 2008. – 160 с.
13. Сухомлинский, В. А. Школа природа / В. А. Сухомлинский. – Педагогика, 2007. № 8. - С. 28-37.
14. Студеникин, М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Студеникин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001. – 160с.
15. Шамигулова, О. А. Педагогические условия воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру / О. А. Шамигулова, -Начальная школа, 2007. № 8. - С. 55-59.
16. Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова. - Воспитание школьников, 1999. № 3. - С. 18-24.
17. Хохлова, Т. Е., Зеленина, Л. М. Русский язык. Учебники 1-4кл. нач. шк. / Т. Е. Хохлова., Л. М. Зеленина. – М.: Просвящение, 2008. – с 150.
Приложение 1
Диаграммы по результатам изучения у детей отношения к родному краю и включения его в систему ценностей.
2. Много ли ты знаете о своем родном крае?
3. Из каких источников ты узнаешь о родном крае?
4. Интересно ли тебе узнавать новое о своем родном крае?
5. Любишь ли ты путешествовать по своему краю?
Информация о работе Воспитание ценностного отношения к родному краю