Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к родному краю………………..7
1.1. Исторический экскурс проблемы……………………9
1.2. Сущность понятий «ценность», «отношение» и «ценностное отношение» ……………………….13
1.3. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю…………………………………..17
1.4. Анализ учебников начальной школы на направленность воспитания ценностного отношения к родному краю…………….21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению системы ценностей у младших школьников………….24
2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников……………………...27
2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю……31
2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю……………..34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
При анализе документа: «Планируемые результаты начального образования» среди всех планируемых результатов, направленность на воспитание ценностного отношения к родному краю была обнаружена только в предметах: окружающий мир и изобразительное искусство:
Окружающий мир:
Учащиеся могут выявить во время экскурсий и/или обсуждений в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, используя различные наглядные материалы. Они могут назвать некоторые пути их решения и указывать свой возможный вклад в решение тех или иных проблем.
Учащиеся могут самостоятельно или при минимальной помощи взрослых сортировать мусор для его раздельного сбора.
Они могут по рисункам или гербариям узнавать 3-5 животных и 3-5 растений своей местности, занесенных в Красную книгу (охраняемых видов).
В процессе беседы приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе.
Всё больше осознавать ценность природы для жизни человека и свою личную ответственности за ее сохранение:
o выделяя отдельные экологические проблемы в окружающей среде и причины их появления (например, загрязнение заводами или автомобильными выхлопами воздуха, появление свалок в неустановленных местах) и т.п.;
o соблюдая элементарные правила экологического поведения в быту (например, раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
составляя с помощью книг, энциклопедий, электронных изданий подборки информации об охраняемых территориях, заповедниках и их роли в сохранении природы, о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, об охраняемых животных своей местности
все больше осознавать ценность природы для жизни человека и свою личную ответственности за ее сохранение:
o выделяя отдельные экологические проблемы в окружающей среде и причины их появления (например, загрязнение заводами или автомобильными выхлопами воздуха, появление свалок в неустановленных местах) и т.п.;
o соблюдая элементарные правила экологического поведения в быту (например, раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
составляя с помощью книг, энциклопедий, электронных изданий подборки информации об охраняемых территориях, заповедниках и их роли в сохранении природы, о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, об охраняемых животных своей местности
Учащиеся могут показать по карте границы России, местоположение столицы и одного-двух знакомых городов, названных учителем, в т.ч. родного города, края, области.
Изобразительное искусство:
называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. [2]
Вывод по главе 1.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Нельзя воспитать любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест. [3]
Поэтому важным аспектом в воспитании ценностного отношения к родному краю является именно воспитание. В истории отечественной педагогики можно найти указания на источники человечности. Само слово «воспитание (воспитание)» восх
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». [5]
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников.
Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 24 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие школьники 3 классов. Всего в эксперименте принимали участие 22 человека. Для исследования данной проблемы была разработана анкета для младших школьников. Так как методик по данной проблематики не существует.
Цель данной анкеты: узнать входит ли родной край как ценность в систему ценностей учеников.
Описание методики: в анкете несколько вопросов, которые выявляют у младших школьников интерес к родному краю и их отношение к нему:
1. Выберите из предложенного списка и поставьте в порядке важности, от самого важного и менее важного, следующие объекты:
Друзья,
Семья,
Книги,
Родной край,
Учёба,
Домашние животные.
2. Много ли ты знаете о своем родном крае?
Выбери ответ и обведи в кружок:
1) Да
2) Нет
3) Да, немного
4) Ничего
3. Из каких источников ты узнаешь о родном крае?
Выбери ответ и обведи в кружок:
1) Экскурсии
2) Учебник
3) Родители
4) Из энциклопедии
4. Интересно ли тебе узнавать новое о своем родном крае?
1) Да
2) Да, немного
3) Нет
4) Иногда
5. Любишь ли ты путешествовать по своему краю?
1) Да
2) Нет
3) Редко
Результаты по вопросам анкеты представлены в диаграммах (прил. 1)
Остановимся подробно на первом вопросе нашей анкеты, ребятам нужно было расставить в порядке возрастания 3 самых важных объекта по их мнению. Диаграммы по местам распределения ценностей от первого, т.е. самого высокого, до 3:
1. Выберите из предложенного списка и поставьте в порядке важности, о самого важного и до менее важного, следующие объекты:
Друзья,
Семья,
Книги,
Родной край,
Учёба,
Домашние животные.
На 1 месте:
На 2 месте:
На 3 месте:
В связи с проведенным исследованием мы не можем сделать однозначный вывод по системе ценностей младших школьников, так как на данный момент у них ещё не до конца сформировано ценностное отношение, но положено уже определенное начало по их формированию. Поэтому по результатам исследования мы делаем вывод, что лишь не многие сделали свой выбор в пользу родного края как ценности. Однако по другим вопросам анкеты понятно, что знания о родном крае у ребята есть и многие интересуются этим. Помимо этого специфика класса такова, что они часто выезжают на экскурсии по родному краю, поэтому многое они там узнают и любят путешествовать. Это плюс внеурочной работы проведенной учителем.
На уроке же ребята не получают достаточной информации. Так как при анализе учебников стало понятно, что заданий направленных на воспитание ценностного отношения к родному краю очень мало, их можно встретить только в окружающем мире.
И в планируемых результатах начального образования по всем предметам, прописанных в новом образовательном стандарте, есть результаты только в окружающем мире и изобразительном искусстве и только по окончанию 4 класса.
2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю
В связи с проанализированным учебным материалом, проведенным исследованием и сделанными выводами были разработаны рекомендации учителю с планируемыми результатами по всем предметам и четырем классам.
Рекомендации учителю:
1. Включать в работу на уроке не только материал учебника но и свои задания краеведческого характера.
2. Воспитание уважения к культурным и национальным традициям:
1) проведение познавательных игр, викторин, конкурсов на основе краеведческого материала;
2) акции милосердия (для инвалидов, детей детского дома);
3) встречи с интересными людьми.
3. Формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности:
1) сбор материалов об истории посёлка, города, села;
2) организация выставок рисунков, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
4. Одной из задач стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.
В начальных классах на изучение регионального компонента отводится 10% от количества уроков чтения, природоведения, трудового обучения. Так на изучение краеведения выделено:
1класс чтения-12 ч.
Окружающий мир-3ч.
трудовое обучение-6 ч.
2 класс чтения-13 ч.
Окружающий мир-5ч.
трудовое обучение-6 ч
3 класс чтения-13 ч.
Окружающий мир-3ч.
трудовое обучение-6 ч
4 класс чтения-13 ч.
Окружающий мир-12ч.
трудовое обучение-6 ч
Нужно со всей ответственности подойти к распределению регионального компонента, и как можно больше включать краеведческого материала в эти уроки.
Мы предлагаем некоторые задания краеведческой направленности на уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения:
Русский язык:
При изучении однокоренных слов и корня мы можем дать детям задние:
1. Объясните значения однокоренных слов и выделите корень:
Родина, родители, родня, родословная, народ.
Ребята чем эти слова похожи? А что для вас значит родина?
2. Прочитайте определения из словарей и объясни, как произошли названия Русь, русский. Какая общая часть у этих двух слов?
Математика:
При решении задач учитель может использовать краеведческий материал на уроке:
1. В г. Челябинске 7 театров, что на 11 больше чем детских библиотек? Сколько детских библиотек в городе Челябинске?
Ребята, а в какую детскую библиотеку вы ходили?
2. В г. Челябинске 18 детских библиотек, что на 11 больше чем взрослых? Сколько взрослых библиотек в городе Челябинске?
3. В более старших классах мы можем давать ребятам домашнее задание с пропущенными числами в задачи, они сами должны будут узнать сколько например народов проживает в Челябинской области, а сколько их всего в России и у них должна получится задача:
На территории Российской Федерации проживает 150 народов со своими обычаями и культурами что в 10 раз меньше чем на территории Челябинской области. Сколько народов проживает на территории Челябинской области?
Литературное чтение:
Так как в курсе литературного чтения есть внеклассное чтение, у нас есть возможность именно тогда приобщать ребят к литературе родного края. Тем более что для этого в Челябинске есть специально собранная хрестоматия для начальной школы. Здесь есть множество писателей и поэтов нашего родного края и их произведения. (см. список литературы)[4]
Так же на уроке мы можем дать детям задание:
Объясни смысл поговорок:
Где родился – там и сгодился,
На чужой сторонушке рад родной воронушке,
Родина – мать, умей за неё постоять,
Своя земля и в горсти мила,
От Родины теплом веет.
Окружающий мир:
На окружающем мире помимо учебника по родному краю мы можем взять за основу задания разработанные в тетради Клепининой З. А. и Е. В. Клепининой:
1. Первое упоминание о крае? Дата образования края?
2. Укажите достопримечательности края (2-3 наиболее известных): название, место нахождения, что представляет собой, чему посвящены.
3. Народные промыслы края (2-3). Поместите иллюстрации этих промыслов.
4. Памятники (2-3), посвященные историческим событиям. Название памятника и название исторического события, в честь которого создан памятник.
5. Наш край в годы Великой Отечественной войны: был оккупирован немцами, не был оккупирован (лишнее вычеркните). Количество земляков, участвовавших в боевых действиях? Количество погибших? Количество вернувшихся с фронта. [6]
2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю
Информация о работе Воспитание ценностного отношения к родному краю