Воспитание ценностного отношения к родному краю

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к родному краю………………..7
1.1. Исторический экскурс проблемы……………………9
1.2. Сущность понятий «ценность», «отношение» и «ценностное отношение» ……………………….13
1.3. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю…………………………………..17
1.4. Анализ учебников начальной школы на направленность воспитания ценностного отношения к родному краю…………….21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению системы ценностей у младших школьников………….24
2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников……………………...27
2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю……31
2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю……………..34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 379.50 Кб (Скачать)


34

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Челябинский педагогический университет»

Факультета подготовки учителей начальных классов

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Воспитание ценностного отношения к родному краю

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 382 группы

Ф-та подготовки УНК

Гладковой А. А.

Научный руководитель: Шитякова Н. П.

к.п.н., доцент кафедры ПП иПМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к родному краю………………..7

1.1. Исторический экскурс проблемы……………………9

1.2. Сущность понятий «ценность», «отношение» и «ценностное отношение» ……………………….13

1.3. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю…………………………………..17

1.4. Анализ учебников начальной школы на направленность воспитания ценностного отношения к родному краю…………….21

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...23

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению системы ценностей у младших школьников………….24

2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников……………………...27

2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю……31

2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю……………..34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40



34

 

 

Введение.

Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление. Нравственное состояние современного российского общества, по оценкам специалистов, является негативным (А.В.Юревич). Сложившуюся ситуацию ученые обозначили как духовный кризис (Л.П.Буева, Т.И.Заславская, Д.С.Лихачев и др.), опасность которого видят в том, что лишенное духовности общество теряет способность поддерживать себя как целостность. Духовный кризис отразился на российской семье (исследования ИКСИ РАН выявили сознательное нежелание родителей воспитывать у детей необходимые духовные качества), на системе образования. Единство образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества, которой всегда был присущ «напряженный интерес к идеалам и духовным проблемам личности» (М.В.Богуславский), уступило место их взаимному отчуждению. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества. 
В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор. Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей мощи цивилизации становится крайне опасной. В связи с этим «формирование совокупности ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности» (Н.Н.Моисеев), которую предстоит решать в первую очередь системе образования. Разработанный российскими учеными (А.Г.Асмолов, М.В.Богуславский, А.Я.Данилюк, В.П.Дронов, Л.С.Илюшин, В.В.Козлов, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, В.Р.Кучма, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, Л.Н.Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включающий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), открывает перспективы решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим (Н.Д.Никандров). 
              Целью воспитания ценностных отношений школьников является содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в государственном образовательном стандарте. Приоритетными объектами воспитания ценностного отношения у школьников являются человечество и человек, природа и жизнь, труд и образование, родина и семья. Реализация задачи воспитания ценностного отношения к названным объектам позволяет сформировать у школьников базовые национальные ценности, обозначенные в государственном образовательном стандарте начального образования. 

Учитывая выше перечисленное мы сталкиваемся с противоречием:

Хотя в новом образовательном стандарте и определены цели по воспитанию ценностного отношения к родному краю, но они существуют только по окончанию 4 класса.

Из противоречия вытекает проблема – не разработаны планируемые результаты по воспитанию ценностного отношения к родному краю в каждом классе и по каждому предмету.

Таким образом, воспитание ценностного отношения к родному краю у младших школьников воспитывается в образовательном процессе целенаправленно, но планируемые результаты описаны только по окончанию четвертого класса, что и обусловило выбор темы для нашей курсовой работы «Воспитание ценностного отношения к родному краю».

Цель нашего исследования: изучение специфики воспитания ценностного отношения к родному краю в младшем школьном возрасте, проведение исследования по определению ценностей существующих у младших школьников, описание рекомендаций учителям по воспитанию ценностного отношения к родному краю, составление планируемых результатов по каждому классу и предмету. 

Объектом исследования выступает воспитание ценностного отношения у младших школьников.

Предметом исследования является образовательный процесс как основное средство воспитания ценностного отношения к родному краю.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.                 Изучить педагогическую и психологическую литературу по теме исследования и выявить исторический аспект проблемы.

2.                 Изучить сущность понятий: «воспитание», «ценность», «отношение», и «ценностное отношение».

3.                 Ознакомится со спецификой воспитания ценностного отношения к родному краю

4.                 Проанализировать учебники начальной школы на предмет воспитания ценностного отношения к родному краю.

5.                 Разработать методику по определению ценностей у младших школьников.

6.                 Определить место родного края как ценности в системе ценностей младших школьников.

7.                 Разработка рекомендаций по воспитанию ценностного отношения к родному краю у младших школьников для учителя.

8.                 Разработать цели по каждому классу и предмету для воспитания ценностного отношения к родному краю.

Для решения ранее поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.                 Анализ литературы по теме исследования.

2.                 Анкетирование.

База исследования: МОУ СОШ № 24 Металлургического района г. Челябинска. Всего исследовательской работой было охвачено 22 ученика 3 класса.

Практическая значимость нашего исследования заключается в установлении значимости воспитания в школе ценностного отношения к родному краю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ

1.1.    Исторический экскурс проблемы

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Д.С.Лихачев.

Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно четко сформулировал идею изучения природы родного края в первой половине 17 века Я. А. Коменский, впоследствии его поддержали русские педагоги М. В. Ломоносов, В. Р. Зуев, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Д. Д. Семенов.

В 1761 г. У Л. В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий.

К. Д. Ушинский в 19 веке писал: Самая главная черта, отличающая русского образованного человека от иностранца, - это то, что русский весьма плохо знает своё Отечество сравнительно даже с малообразованным швейцарцем, французом, немцем или англичанином. До тех пор, пока мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые нам предоставляет природа и население нашей страны».  Константин Дмитриевич считал, что исправить такое положение можно введением в российские школы предмета, основанного на чувственном восприятии окружающей природы, - очествоведения. « Легко себе представить, - пишет Ушинский, - сколько ярких и верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного обязательного курса».

А. Я Герд, современник К. Д. Ушинского, возводил изучение родного края «в ближайшую детскую обязанность». Он видел что благоприятнее всего на воспитание родного края как ценности будет влиять «живое созерцание», строившееся на изучении природы своего края во время экскурсий. [3]

Обратившись к творчеству известного ученого 20 в. Василия Александровича Сухомлинского, можно заметить, что его наблюдения, открытия, опыт актуальны и в настоящее время. Размышления о воспитательном и образовательном процессах, изложенных в его трудах, важны для понимания проблемы ценностного отношения к родному краю.

«Воспитываемость маленького человека достигается успешно лишь тогда, когда он с первых шагов своей сознательной гражданской жизни соприкасается непосредственно с материальными и духовными ценностями, играющими огромную роль в жизни общества, соприкасается не как пассивный потребитель, а как творец, созидатель, чувствующий, понимающий свою ответственность, свой долг». «Природа – источник воспитанности,  – писал В. А. Сухомлинский, - у человека может быть прочная нравственная сердцевина лишь при том условии, когда мерой всего, что он делает, к чему стремится, является первоначальные ценности, а этими ценностями является родная земля и её богатство. Важно убедить с малых лет человека в том, что потери в мире этих ценностей невосполнимы». [13]

 

 

 

1.2.    Сущность понятий «воспитание», «ценность», «отношение» и «ценностное отношение»

Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека. 

Следующие важнейшие понятия, которые нужно рассмотреть, чтобы понять сущность проблемы «ценность», «отношение» и «ценностное отношение».

              Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Поэтому в структуре воспитательного процесса они занимаю существенное место. Понятие ценности имеет несколько значений. Во-первых, ценности – это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Всё многообразие природных объектов и предметов человеческой деятельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, т. е. оценивается с позиции значимости, полезности, необходимости. Во-вторых, ценности характеризуются как мотивационные структуры личности, т. е. личностные ценности – представления о совершенстве в различных сферах жизни, а также оценки и установки, являющиеся ориентирами деятельности.

Информация о работе Воспитание ценностного отношения к родному краю