Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Кардинальные изменения, произошедшие в конце XX – начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к родному краю………………..7
1.1. Исторический экскурс проблемы……………………9
1.2. Сущность понятий «ценность», «отношение» и «ценностное отношение» ……………………….13
1.3. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю…………………………………..17
1.4. Анализ учебников начальной школы на направленность воспитания ценностного отношения к родному краю…………….21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению системы ценностей у младших школьников………….24
2.1. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик, анализ результатов изучения ценностей у младших школьников……………………...27
2.2. Методические рекомендации педагогам по воспитанию ценностного отношения к родному краю……31
2.3. Планируемые результаты по каждому предмету и классу начальной школы направленные на воспитания ценностного отношения к родному краю……………..34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Ценность представляет собой не просто «необходимую и должную, но и желанную цель, являющуюся идеалом и участвующую в нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные отношения, а через них и на всю социальную практику». Причем сущность категории «ценность» рассматривается авторами при помощи таких понятий, как «польза», «важность», «значимость», «долженствование» «нормативность», «полезность» [1]
На современном этапе существуют различные точки зрения относительно изучения природы ценностей. Обращают на себя внимание исследования М. Рокича, который определял ценности как «абстрактные идеи», положительные и отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения «о типах поведения и предпочтительных целях», как устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения или конечная цель существования.
М. Рокич исходит из того, что: 1) общее число значимых ценностей невелико; 2) все люди обладают похожими ценностями, но имеющими различную значимость для каждого; 3) все ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, социальных институтах личности; 5) ценности оказывают влияние на феномены, являющиеся предметом исследования многих наук.
Социальная обстановка, социокультурное единство общества обусловливают развитие и корректирование ценностей. На это указывают многие авторы, среди которых Т. Парсонс. Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.
Определенный интерес для нашего исследования представляет выделение наиболее значимых ценностей и их содержательное наполнение. Так, рассматривая ценности в качестве основы целостного учебно-воспитательного процесса, В.А. Караковский в качестве основополагающих выделяет следующие: Земля (общий дом человечества), Отечество (единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой), Семья (естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности), Труд (основа человеческого бытия), Знания (результат разнообразного, прежде всего творческого труда), Культура (великое богатство, накопленное человечеством в духовной и материальной жизни), Мир (покой и согласие между людьми, главное условие существования Земли и человечества), Человек (абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания). Он говорит об условности такого деления ценностей, указывает на взаимосвязь выделенных ценностей и их воплощение в человеке как ценности, объединяющем их ключевые понятия, идеи, принципы и являющимся «мерой всех вещей».
Основополагающие ценности, на которые должен быть ориентирован образовательный процесс, обосновывают И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, выделяя среди них такие ценности, как познание, здоровье, истина и социальная справедливость, честь и достоинство, свобода и право выбора, природа и культура родного края.
Существуют и другие классификации ценностей-оснований, они отражены в исследованиях Н.С. Розова, З.И. Равкина и др. Изучение этих и вышеуказанных публикаций показывает, что Родина, отечество, родной край или различные их элементы (например, природа, культура, традиции, география родного края) указываются исследователями во многих классификациях. Авторы убеждены в том, что любовь к родному краю (родине), духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любой другой ценности, любовь к родному краю обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Она прямо связана с личной духовностью человека, ее глубиной.
Отношение – это связь между кем-либо, причастность к чему-либо или обращение с чем-либо. Прожить отношения – это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действии своего «Я» и объекта действительности. Установить отношение – значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл её для жизни «Я».
Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют качествами личности. Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. [15]
Опираясь на исследования Н.И. Болдырева, В.В. Давыдова, Г.Е. Залес-ского, Л.Н. Леонтьева, В.И. Роенко, С.Л. Рубинштейна, З.М. Шилиной, можно сделать вывод, что отношение является социально обусловленной содержательной структурой сознания личности, формируемой путем воспитания. Отношение не имеет врожденных задатков, а отражает преломленное групповое общественное сознание. Отношение носит избирательный характер, обусловленный особенностью индивидуального развития личности. Оно не только более или менее осознанно и в различной степени активно и динамично, в нем проявляются достигнутые личностью слитность эмоции, оценки, мысли и действия.
Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода" и др.
Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни. [16]
Базисное понятие нашего исследования – ценностное отношение личности – стало активно использоваться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии данное понятие «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов (М.С.Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена. Особенность периода 1990-х годов состояла в том, что в педагогических исследованиях изучалось формирование ценностного отношения к какому-то отдельному объекту (природе, труду, искусству, здоровью, семье, учению и т.д.)
1.4. Специфика воспитания ценностного отношения к родному краю
Специфика формирования ценностных отношений школьников в различные возрастные периоды обнаруживается в доминировании тех или иных механизмов формирования отношений, особенностях ценностной сферы и типов идеала. Для младшего школьника характерно преобладание подражания, субъектификации и эмпатии, его идеалы носят преимущественно персонифицированный характер, ценности -синкретические; в подростковом возрасте активно проявляется механизм идентификации, идеал приобретает собирательный характер, начинается дифференциация ценностей; для старшеклассников характерна способность к рефлексии и идентификации, процессы формирования программного идеала и активного ценностного самоопределения.
Воспитание системы ценностных отношений личности есть процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, в ходе которого педагог содействует воспитаннику в установлении индивидуальных, избирательных и осознанных связей с действительностью, способствует осознанию ценности (антиценности) различных объектов действительности, помогает выработке системы ценностных отношений к важнейшим объектам мира. Характеристика основных структурных компонентов (целевого, содержательного, деятельностного и результативного) процесса воспитания ценностных отношений школьников включает следующие положения.
Целью воспитания ценностных отношений школьников является содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в государственном образовательном стандарте. В процессе воспитания ценностных отношений ведущими регулятивами деятельности педагога становятся: принцип диалогичности, как отвечающий сущности ценностного выбора, основанного на сравнении характера ценностных отношений разных людей; принцип наглядности, как отражающий закономерности познания окружающей действительности и развития мышления, которое осуществляется от конкретного к абстрактному; принцип ориентации школьников на самоограничения в процессе реализации идеалов и ценностей, как отвечающий закономерности формирования ценностного отношения. Принцип диалогичности
означает придание взаимодействию с воспитанниками характера диалога, в ходе которого происходит совместное осмысление и установление ценности (антиценности) явления, объекта окружающего мира.
Принцип наглядности в воспитании предполагает создание у воспитанников представлений (мысленных образов), моделей, образцов социально желательных отношений (к людям, обществу, природе, труду, самим
себе и т.д.), обладающих свойством наглядности. Принцип ориентации школьников на самоограничение обусловлен объективной необходимостью для человека устанавливать иерархию ценностей, отказываясь от
одних в пользу других в зависимости от их личностного смысла и общепринятого значения. Педагогическое наполнение данного принципа связано с установкой педагога на разъяснение учащимся особенностей
процесса ценностного самоопределения личности, создание ситуаций ценностного выбора и совместное с воспитанниками обсуждение сложностей ценностного выбора в реальной жизнедеятельности, связанного с необходимостью самоограничений во имя реализации идеалов и ценностей. [8]
Содержание воспитания ценностных отношений школьников составляют отношения к важнейшим явлениям действительности, которые школьникам помогает установить педагог в образовательном процессе. Основу рассматриваемого процесса составляют нравственные и экзистенциальные ценности. Приоритетными объектами воспитания ценностного отношения у школьников являются человечество и человек, природа и жизнь, труд и образование, родина и семья. Реализация задачи воспитания ценностного отношения к названным объектам позволяет сформировать у школьников базовые национальные ценности, обозначенные
в государственном образовательном стандарте общего образования.
Воспитание ценностных отношений школьников требует насыщения образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения школьников в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней; развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру. Это актуализирует такие методы воспитания ценностных отношений, как пример, дискуссия, метод создания воспитательных ситуаций, а также метод вовлечения школьников в практическую деятельность (социальные проекты).
Критериями результативности процесса воспитания ценностных отношений школьников выступают необходимые и достаточные условия, отражающие уровень сформированности компонентов ценностного
отношения (когнитивного, поведенческого и эмоционального). Первый критерий представляет собой степень развития ценностного сознания личности (показателями выступают: осознанность и дифференцированность
системы ценностных отношений; характер идеалов школьников и, соответственно, приоритетных жизненных ценностей; степень развития рефлексии и потребности в осмыслении жизни). Второй критерий связан с
эмоциональным состоянием, сопровождающим реализацию отношения (показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после реализации отношения). Третий критерий указывает на характер конкретных проявлений ценностного отношения к объекту мира (в качестве показателей выступают: добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при реализации отношения).
Ключевую роль в воспитании ценностных отношений школьников играет пример как модель ценностного выбора, поскольку формирование ценностного отношения связано с представлениями личности не о том, что
есть, а о том, что должно быть, и предполагает наличие образца, воплощающего в себе черты должного. Пример, представляющий собой реализацию в действительности образца желаемого, играет, таким образом,
решающую роль в формировании ценностного отношения. Современное осмысление примера в воспитании обусловлено открытиями в области синергетики и нейрофизиологии, согласно которым прошлое не
предопределяет настоящее, его определяет будущее («модели потребного будущего» по определению Н.А.Бернштейна). Пример является не столько «образцом для подражания» (формула, ставшая определенным клише в педагогике), сколько «строительным материалом» для формирования «модели потребного будущего». Механизмом действия примера является не только подражание, но также идентификация, рефлексия и эмпатия, субъектификация. Пример позволяет личности осознать возможность
альтернативного ценностного выбора и побуждает к внутреннему диалогу, без которого поиск индивидуального смысла невозможен. [3]
1.4. Анализ учебников начальной школы на предмет воспитания ценностного отношения к родному краю.
Для изучения проблемы мы проанализировали учебники начальной школы с 1-4 класс по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Результаты представлены в Таблице 1:
Класс | Предмет, учебник, авторы. | Задание на воспитание ценностного отношения к родному краю. |
1 | Окружающий мир, Плешаков А. А. | Тема: Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе). 1)Как называется город (село в котором ты живёшь? Нарисуй свой город, село, где ты живёшь? 2)Что ты знаешь о свеем городе (селе)? 3)Какая река протекает в нашей местности? Куда она впадает? |
1 | Математика, Моро М. И. | нет |
1 | Русский язык, Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. | нет |
1 | Изобразительное искусство, Кузина | нет |
1 | Обучение грамоте, Русская азбука, Горецкий В. Г. | Тексты: Русь, Россия – Родина моя, Наше отечество. |
2 | Математика, Моро М. И. | нет |
2 | Изобразительное искусство, Кузина | нет |
2 | Русский язык, Зеленина Л. М., Хохлова. | Упражнение 18. На выставке в Москве я видел детские рисунки, Галя Иванова нарисовала рисовое поле, Петя Суворов изобразил новый дом. Маленькие художники рассказывают в своих работах о родном крае! |
2 | Окружающий мир, Плешаков А. А. | 1)Какие ты знаешь учреждения культуры и образования в своём городе или селе? 2)Какая поверхность в твоём крае – равнинная или гористая? 3)Узнай какие водоёмы сеть в твоём крае? |
2 | Литературное чтение Климанова, Л.Ф. | нет |
3 | Литературное чтение Климанова, Л.Ф. | нет |
3 | Русский язык, Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. | нет |
3 | Математика, Моро М. И. | 1) В городе 3 театра, а библиотек в 6 раз больше. На сколько больше библиотек, чем театров? 2) В прошлом году в заповеднике заготовили на зиму 14 стогов сена на подкормки лосей, а в этом году – в 3 раза больше. На сколько больше стогов заготовили в этом голу? |
3 | Окружающий мир, Плешаков А. А. | 1) Узнай у взрослых и расскажи в классе, какие заповедники, национальные парки есть в нашем крае. 2) Узнай у взрослых, что делается в вашем городе для охраны воздуха. 3) Узнай у взрослых, какая работа по охране воды от загрязнения проводится в нашем городе (селе). 4) Что можно сказать о состоянии воздуха и воды в том городе (селе), где ты живешь? 5) Узнай у взрослых, какие природные богатства добывают в вашем крае. Как их используют в экономике? 6) В краеведческом музее узнай, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности? 7) Выясни, какие промышленные предприятия имеются в вашем крае. К каким отраслям промышленности они относятся? Какую продукцию производят? 8) Узнай у взрослых или из местных газет, какой вред окружающей среде наносят промышленные предприятия вашего города. |
4 | Окружающий мир, Плешаков А. А. | Тема: Заповедники России, Ильменский заповедник. 1)Что ты называешь своим родным краем? 2)Найди на карте свой родной край. В каком направлении от Москвы он находится. 3)В краеведческом музее познакомься с разделом о водоемах и полезных ископаемых. |
Информация о работе Воспитание ценностного отношения к родному краю