Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение значения внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
1.4 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
1.5 Выводы по главе I
3. Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
2.5 Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
2.6 Выводы по главе II
4. Глава III. Данные педагогических экспериментов
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
3.4 Выводы по главе III

Работа содержит 1 файл

Диплом Кузнецова.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Учитывая особенности  психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, нам удалось разработать систему обучающих упражнений по развитию речи, в качестве метода обучения в которой была выбрана беседа, являющаяся ведущим и основным методом при обучении детей данной возрастной категории. Выбрана форма работы - беседа по развитию речи, в которую вошли упражнения занимательного характера.

Констатирующий эксперимент  позволил выявить типичные речевые  ошибки, которые ученики допускают  в своих работах. Таковыми являются: неудачный подбор антонима; ошибки в подборе многозначных слов; неразличение оттенков значений синонимов.

На основе данных ошибок была разработана система упражнений, предложенная детям в процессе экспериментального обучения.

Данная система включала в себя следующие виды упражнений:

  • пропедевтические, подготовительные, цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности;
  • иллюстративные, целью которых является демонстрация учащимся образцов употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова. - основные, закрепительные, целью которых является овладение учащимися парадигматическими связями слов, выработка умения подбирать к слову синонимы, антоним;
  • основные, закрепительные, в результате которых дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов;
  • повторительно-обобщающие, целью которых является обеспечение усвоения многозначности слова, его закрепления не только в пассивном словаре, но и введения слова в активный лексический запас школьников;
  • творческие, их цель – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме, употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств. Итоговое тестирование показало, что количество речевых ошибок в экспериментальном классе значительно снизилось. В контрольном классе количество ошибок увеличилось в большинстве случаев.

Итоговое тестирование показало, что количество речевых  ошибок в экспериментальном классе значительно снизилось. В контрольном классе количество ошибок увеличилось в большинстве случаев.

Таким образом, контрольный  эксперимент показал, что не только исправление, но и предупреждение речевых  ошибок оказывает положительное влияние на дальнейшую учебную деятельность детей. Тем не менее, не стоит забывать и о двух условиях, которые обеспечивают эффективность работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок: систематичность и принцип градуальности: задания располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от простого к сложному).

Таким образом, на основе всей проведённой работы по данной проблеме можно с уверенностью сказать, что систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку в начальной школе имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М.-Л., "Просвещение", 1966
  2. Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. Минск, Изд-во "Народная аскета", 1965
  3. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1964
  4. Алексеев А. Н. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в V-VIII классах. М., Учпедгиз, 1985
  5. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка, ч. II. М., "Просвещение", 1967
  6. Арсирий А. Т., Дмитриева Т. М, Материалы по занимательной грамматике русского языка, ч. I. М., Учпедгиз, 1963
  7. Ахманова О. С. Словарь синонимов русского языка. М.,1974
  8. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982
  9. Баранникова Л. И. Основные сведения о языке. М., 1972
  10. Баринова Е. А., Боженкова Л.Ф. Лебедев В.И. изд. "Просвещение", М., 1974
  11. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941
  12. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М.-Л., "Просвещение", 1966
  13. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973, с. 69
  14. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений, т. 1. - М., 1982
  15. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980
  16. Григорян Л. Т. Язык - к знанию ключ. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку.) М., "Просвещение", 1968
  17. Грызлова М. Л. Внеклассная работа по русскому языку, М., Учпедгиз, 1960
  18. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М.: "ПРИОР", 2002
  19. Жикин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1972
  20. Жикин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966
  21. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., Учпедгиз, 1961
  22. Киселёва Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978
  23. Климанова Л. Ф. Обучение русскому языку через общение // Начальная школа. – 1993, № 12
  24. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. М., 1971
  25. Козловский Я. О словах разнообразных - одинаковых, но разных. М., "Детская литература", 1965
  26. Кондратов А. М. Звуки и знаки. М.,. "Знание", 1966
  27. Купалова А. Ю. Интеграция двух начал в обучении // Сов. Педагогика. – 1988, № 3
  28. Купалова А. Ю. О курсе русского языка в школе // РЯШ, 1988, № 4
  29. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность, М., 1975
  30. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 3-е изд., М., 1972
  31. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, изд. 2-е перераб. "Просвещение", М., 1987
  32. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс – М., 1991
  33. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971
  34. Макаров А. П. Занимательная грамматика. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку.) Ульяновск, 1959.
  35. Мишина Т. И. Система повторения безударных гласных корня в начальной школе: Учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1994
  36. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969
  37. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.,1982
  38. Обучение русскому языку в IV классе / Сост. Т. А. Ладыженская. М., 1981
  39. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М., 1981
  40. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева – М., 1991
  41. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980
  42. Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку (I-IV классы). М., "Просвещение", 1964
  43. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М., "Просвещение", 1966
  44. Приступа Г. Н. О методических принципах обучения правописанию // Русский язык в школе. 1978
  45. Приступа Г. Н. Теория и практика русского языка в 3-х частях, Рязань, 1993
  46. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе. М., 1963
  47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1996
  48. Сонкина А. С. Внеклассная работа по русскому языку. (Материалы для V класса.) Ярославль, 1955
  49. Тарасов Ф. И. Внеклассные занятия в языковом кружке с учащимися V-VI классов. Бийск, 1960
  50. Текучев Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., М.,1980
  51. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. и доп. М., "Просвещение", 1978
  52. Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. М., Просвещение", 1967
  53. Ушаков Н. Н. О содержании внеклассной работы по русскому языку. – "Русский язык в школе", 1969, №1
  54. Ушаков Н. Н. Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку, М., 1985
  55. Ушинский К. Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении // Собр. соч.: в 11т. – М.,Л.,1949 – Т 6
  56. Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку, изд. "Просвещение", М., 1964
  57. Фёхнер А. Д. Внеклассная работа по русскому языку. Челябинск, 1959
  58. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.,1982
  59. Черноусова Н. С., Иванютина В. И. Внеклассная работа по русскому языку. "Брянский рабочий", 1959
  60. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

I. Работа над многозначными словами

Ход занятия 1:

Задание: Ребята, попытайтесь  назвать значения таких слов: карандаш, огурец, диван, парта. А теперь угадайте слова, значения которых вам будут  названы. Запишите эти слова. Итак, какие  это слова: 1) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой. Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Вот послушайте стихотворение.

 

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране.

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

(И. Токмакова. "В  чудной стране")

 

Задание: Что означают употребляемые в этом в стихотворении  слова язычок, глазок, горлышко, ножка? Какие ещё значения имеют эти  слова?

Задание: Назовите три  значения слова звёздочка. С ними вы познакомились на уроках чтения, читая стихотворения З. Александровой "Песенка про звёздочку" и  А. Барто "Звёздочки на земле". Составьте три предложения с  этим словом так, чтобы в каждом из предложений слово имело новое значение. Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.

Теперь попытаемся найти  такие слова в следующих стихотворениях:

 

- Не жалей пяточка, -

Говорит корова, -

Вы купите молочка

Вкусного, парного!

Поросята тут как  тут:

- Нам по целой кружке! –

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшки…

(А. Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с  ели шишка! –

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало  две.

(Е. Петрищева "Шишка")

 

Задание: Какие значения имеют слова пятачок, шишка? Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове? На какой вопрос отвечают и что обозначают слова спинка, ручка, язычок?

Многозначными могут  быть не только слова, обозначающие предметы, но и те, которые обозначают признаки и действия предмета.

Как вы думаете, какие  предметы бывают острыми? Послушайте рассказ  и подумайте, правильно ли вы ответили.

 

- Гриша, не бери  нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери  вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку?  Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал  Гриша.

- Нельзя тебе горчицы,  она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица  острая? Она – горькая. Я ещё  вчера лизал.

(Б. Рябинин "Острые  вещи")

 

Задание: Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или  Гриша, который сказал, что она  горькая? Что из этих предметов можно  назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? В каких случаях слово  острый можно заменить словом горький.

 

"Прощай, мой чуб,

Ты брошен в суп" -

От горьких мук

Стал горьким лук.

(А. Шибаев)

Задание: Какие значения здесь имеет слово горький?

 

А теперь отгадайте загадку:

Он всюду – в  поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(С. Я. Маршак)

 

Задание: На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт? Замените слово идёт в левом столбике подходящим по смыслу словами из правого столбика:

 

Мальчик идёт …льёт

Дождь идёт …едет

Машина идёт …шагает

 

Упражнения на закрепление:

1. Послушайте внимательно:

 

И щёки горят огнём

И обувь горит на нём

 

Когда так говорят: горят  щёки? горит обувь? Что ещё может  гореть?

2. Закончите предложения:  Петух клюёт … (что?); Рыба клюёт  … (на что?), прослушав стихотворение.

 

Боится идти на рыбалку  рыбак.

- Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак?

… К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор как прослышал,

Что рыба …

Клюёт.

(В. Татаринов "Федот")

3. Какие значения имеет  слово точка из первого стихотворения  и слово перемена из второго?  Составьте по два предложения  с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.

 

Достойна точка уважения

В конце любого предложения.

Не убежит из книжки строчка,

Когда стоит на страже точка…

Пусть строчка меньше муравья,

Она помощница твоя.

Дружок, я знаю это  точно:

Должна быть в каждом деле точка…

(М. Пляцковский "Маленькое  стихотворение о маленькой точке")

"Перемена, перемена!" - Семерых сбивает с ног.

Заливается звонок. Неужели  это Вова,

Первый Вова непременно Продремавший весь урок?..

Вылетает за порог. Если он, то несомненно,

Вылетает за порог – С ним бо-о-льшая перемена!..

(Б. Заходер "Перемена")

 

Ход занятия 2:

Теперь вы знаете, что  у слова может быть не одно, а  сразу несколько значений. Приведите  примеры таких слов. Докажите, что  у них есть разные значения.

Похожих слов с разными  значениями в русском языке много. Мы часто употребляем их в своей речи. Очень важно помнить эти значения, различать их, чтобы не делать ошибок.

Как вы думаете, о каком  гребешке пойдёт речь в следующем  стихотворении:

 

Встав на цыпочки, лисица Расчешу я только хвост! -

За плетень во двор косится: А петух не так уж прост,

- Петушок, петушок,  Знает: что возьмёт лисица,

Дай на время гребешок! То назад не воротится!

(К. Кублинскас "Лисица  и петух")

 

Задание: Зачем нужен  был лисице гребешок? Какие значения имеет слово гребешок? Чем похожи гребешок для расчёсывания на гребешок петуха?

Мы говорим: дети убежали; часы убежали. Что это значит? А  что ещё может убежать? Вот  послушайте.

Услышала Нина, как  мама говорит старшей сестре: "Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало", - и стала думать как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. "Нет, и молоко не может убежать", - решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.(Такие вещи ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.)

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось  до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает  ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите.

Информация о работе Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса