Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение значения внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
1.4 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
1.5 Выводы по главе I
3. Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
2.5 Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
2.6 Выводы по главе II
4. Глава III. Данные педагогических экспериментов
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
3.4 Выводы по главе III

Работа содержит 1 файл

Диплом Кузнецова.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Таковы основные методические принципы организации внеклассной  работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.

Все выше указанные принципы во внеурочной работе имеют разную силу; ни одному из них не должно оказывать  предпочтения. При организации внеклассной  работы следует опираться на них  в совокупности.

 

1.4 Анализ программ  и учебников по  русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы

 

Анализ программ и  учебных пособий по русскому языку  показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется  должного внимания. Основной формой организации  работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать своё внимание только на данную форму. Ему важно понимать тот факт, что назначение предмета "русский язык" состоит не только в том, чтобы "… способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников" [51, 10] и т. д., сколько в том, чтобы привить любовь к "языковому познанию". Внеклассная работа является вполне эффективным средством при выборе нужного ключа в реализации последнего. В руках грамотного педагога он позволяет раскрыть многие задачи психологического, а также педагогического и методического плана, которые в полной мере не всегда могут реализовать уроки.

Назначение предмета "Русский язык" в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основы функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка [51, 6]. Данные положения включает в себя внеклассная работа по русскому языку, делая их глубже и содержательнее, усиливая их воспитательную функцию. Поэтому считаем, что в разработке программ и учебников по русскому языку авторам-составителям стоит уделять особое внимание её роли.

 

1.5 Выводы по главе I

школьник педагогический внеклассный речь

Таким образом, при организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Учителю также важно  помнить, что организация внеклассной  работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы.

Для внеклассных занятий  по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.

 

 

Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса

2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка [54, 21].

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные  и воспитательные задачи, основными  из которых являются:

  • развитие у детей интереса к предмету "Русский язык", к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;
  • углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;
  • формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  • развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления,
  • формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
  • развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;
  • развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;
  • развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся
  • воспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.

Роль внеклассных занятий  повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Внеклассную работу следует  отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто  помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

 

2.2 Организация внеклассной  работы по русскому  языку

 

В Основных направлениях реформы  общеобразовательной  и профессиональной школы сказано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения" [41, 3]. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия  должны расширять лингвистический  кругозор школьников и развивать  их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и  интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополняя знания по русскому языку.

К специфическим принципам  внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к  внеклассной работе способствует занимательность. "Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, - пишет Н. М. Шанский, - должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы" [55, 185]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Принцип равного права  на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального  подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных  заданий, упражнений, форм работы над русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные  связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно  использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению званий и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических  интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые  делятся на индивидуальные, групповые  и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие - эпизодическими.

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. И развитие этого интереса нужно начинать уже в начальном звене школы. Понятно, что он развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Интерес, по мнению методистов, - это  "такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке" [56, 47]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать "открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке". Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Исходя из основной целей внеклассной  работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  3. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Являясь важной составной  частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной  работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции  и устные журналы, олимпиады и  т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [54, 38].

Информация о работе Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса