Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:53, дипломная работа
Целью данного исследования является рассмотрение значения внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.
1. Введение
2. Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
1.4 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
1.5 Выводы по главе I
3. Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
2.5 Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
2.6 Выводы по главе II
4. Глава III. Данные педагогических экспериментов
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
3.4 Выводы по главе III
"Бывает он в холод, бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять".
4.Повторительно-обобщающие упражнения.
Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.
Примеры упражнений:
5.Творческие упражнения.
Цель таких упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.
Примеры упражнений:
3.3 Контрольный эксперимент
В ходе проведения эксперимента
были выявлены типичные речевые ошибки.
Для предупреждения подобного рода
ошибок была разработана особая система
упражнений, которая в дальнейшем
выполнялась учащимися
1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова.
!) холодная зима
а) воздушный ...
б) щедрый ...
в) свежий ...
г) старая ...
д) черствый ...
е) закадычный ...
ж) широкая ...
2. В предложенном списке
слов найдите многозначные
!) колокольчик – колокольчик (звонок), колокольчик (цветок).
а) роща - …
б) молния- …
в) кошка - …
г) ушко - …
3. Соедини слова-синонимы:
а) враг1) бой
б) ловушка2) западня
в) печаль3) тоска
г) битва4) неприятель
д) нападение5) штурм
4. Подбери антонимы к словам:
а) острый-…д) глупый-…
б) ложь-…е) любить-…
в) рабство-…ж) падать-…
г) ругать-…з) полный-…
5. В каких ситуациях
мы употребляем глаголы
В таблице 4 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками экспериментального класса:
Таблица№4
Экспериментальный класс | ||||||
Испытуемый № |
Виды ошибок | |||||
Нарушение сочетаемости слов |
Неразлич. Оттенков зн. синонимов |
Неудачный подбор антонима |
Ошибки в подборе многозн. слов |
Смешение видо-врем. ф. гл. |
Некоррект. Использов. местоимений | |
1 |
+ |
+ |
||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
+ |
|||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
9 |
||||||
10 |
+ |
+ |
||||
11 |
+ |
|||||
12 |
||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
+ |
+ | ||||
15 |
||||||
16 |
+ |
|||||
Всего: |
4 |
3 |
6 |
3 |
0 |
2 |
Итого: |
25% |
18,8% |
37,5% |
18,8% |
0% |
12,5% |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что количество речевых ошибок, допущенных учениками экспериментального класса, уменьшилось почти вдвое, а некоторые ошибки (смешение видовременных форм глагола) не были допущены вообще.
В таблице 5 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками контрольного класса:
Таблица №5
Контрольный класс | ||||||
Испытуемый № |
Виды ошибок | |||||
Нарушение сочетаемости слов |
Неразлич. Оттенков зн. синонимов |
Неудачный подбор антонима |
Ошибки в подборе многозн. слов |
Смешение видо-врем. ф. гл. |
Некоррект. Использов. местоимений | |
1 |
+ |
|||||
2 |
+ |
|||||
3 |
||||||
4 |
+ |
|||||
5 |
+ |
|||||
6 |
||||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
9 |
||||||
10 |
+ |
+ |
||||
11 |
+ |
|||||
12 |
+ |
|||||
13 |
+ |
+ |
||||
14 |
+ |
+ |
+ | |||
15 |
+ |
+ |
||||
16 |
+ |
+ |
||||
17 |
+ |
|||||
18 |
+ |
+ | ||||
19 |
+ |
+ |
+ |
|||
20 |
+ |
+ |
+ | |||
21 |
||||||
22 |
||||||
23 |
||||||
Всего: |
8 |
1 |
13 |
7 |
0 |
3 |
Итого: |
34,7% |
4,3% |
56,5% |
30,4% |
0% |
13% |
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что количество ошибок, допущенных учениками контрольного класса, осталось на прежнем уровне. Исключение составляет такой вид речевой ошибки, как смешение видо-временных форм глагола и неразличение оттенков значений синонимов. Анализ результатов показал, что количество учеников, допускающих в своих работах подобную речевую ошибку, значительно уменьшилось.
Таким образом, результаты контрольного теста можно отразить в таблице 6.
Таблица № 6
№ п/п |
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
1 |
Неудачный подбор антонима |
6 |
13 |
2 |
Нарушение сочетаемости слов |
4 |
8 |
3 |
Подбор многозначных слов |
3 |
7 |
4 |
Неразличение оттенков значений синонимов |
3 |
1 |
Всего: |
16 |
29 |
3.4 Выводы по главе III
Как показывают данные таблицы 6, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывают следующие ошибки:
Следует отметить, что в экспериментальном классе количество данных ошибок значительно уменьшилось, что ярко отражено в таблице 7.
Таблица № 7
№ п/п |
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||||
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
1 |
Неудачный подбор антонимов |
11 |
14 |
6 |
13 |
2 |
Нарушение сочетаемости слов |
6 |
6 |
4 |
8 |
3 |
Подбор многозначных слов |
9 |
10 |
3 |
7 |
4 |
Неразличение оттенков значений синонимов |
3 |
7 |
3 |
1 |
Всего: |
29 |
37 |
16 |
29 |
Таким образом, разработанная нами система упражнений способствует предупреждению и исправлению речевых ошибок. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия:
Заключение
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.
Учителю также важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы.
Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.
Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются в организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками.
При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.
Информация о работе Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса