Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «стиль педагогического общения».
Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
Выявить влияние стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения и профессионального становления студентов
1.1 Понятие и стили педагогического общения ……………………………… 6
1.2. Сущность профессионального становления студентов педагогического колледжа ………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
2.1. Выявление стилей педагогического общения у преподавателей педагогического колледжа …………………………………………………… 18
2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения …. 21
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение
Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию из-за беспредметности разговора или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель.
Так как ситуации в процессе
урока и внеклассной
В общении со школьниками следует помнить о поддержании авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогического влияния на ребят.
Заключение
Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.
Проблема педагогического общения прямо или косвенно находит свое отражение в трудах многих известнейших педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева [1], В.А. Канн – Калика [10], А.К. Марковой [18] В.Н. Мясищева [22] и многих других авторов, составляющих плеяду ученых, занимавшихся этим.
Педагогическое общение
- это всегда целенаправленный процесс.
Цели такого общения заключаются
в том, чтобы: 1) создавать условия
для субъект-субъектного
Важной характеристикой
педагогического общения
В психолого-педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Для авторитарного стиля характерно подавление учителем своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах отдачи приказов и распоряжений.
Для педагогов с демократичным стилем характерно стремление к опоре на мнение своих подопечных, к учету их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению с ними всех возникающих вопросов и противоречий.
Для представителей либерального стиля характерно стремление к уходу от конфликтных ситуаций, от столкновения с окружающими, в том числе и со своими учениками. Вместо требований они предпочитают уговоры и увещевания воспитанников, а порой просто выполняют за них какую-нибудь часть поручений.
В результате проведенного исследования было выявлено, что 30% учителей предпочитают рассуждающе-методичный стиль взаимодействия с учащимися, 30% рассуждающе-импровизационный, 20% эмоционально-импровизационный, 20% - эмоционально-методичный стиль педагогического общения.
На основе анализа результатов исследования мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение эффективности педагогического общение преподавателей и студентов педагогического колледжа.
Список литературы
Приложение
Тест В.Ф. Ряховского
для определения
Инструкция: Чтобы определить
коэффициент вашей
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» - 2 очка, «иногда» -1 очко, «нет» - 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты,
неразговорчивы, предпочитаете одиночество,
и поэтому у вас, наверное, мало
друзей. Новая работа и необходимость
новых контактов если и не
ввергает вас в панику, то надолго
выводит из равновесия. Вы знаете
эту особенность своего
19-24 очка. Вы в известной
степени общительны и в
14-18 очков. У вас нормальная
коммуникабельность. Вы любознательны,
охотно слушаете интересного
собеседника, достаточно
9-13 очков. Вы весьма
общительны (порой, быть может,
даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы,
любите высказываться по
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!
3 очка и менее. Ваша
коммуникабельность носит
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
Инструкция. Ответы на нижеследующие
вопросы помогут Вам выявить
свой индивидуальный стиль работы.
Для этого в предлагаемом вопроснике
отметьте галочками варианты ответов,
подходящие Вам (при совпадении двух-трех
вариантов отмечайте все
Вопросы |
Варианты ответов | |||
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС | |
Вы составляете подробный план урока? |
Нет |
Да |
нет |
да |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? |
да |
нет |
да |
нет |
Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? |
да |
да |
да |
нет |
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? |
нет |
да |
да |
да |
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? |
нет |
да |
да |
да |
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? |
Нет |
да |
да |
да |
В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? |
нет |
нет |
да |
да |
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? |
нет |
да |
да |
да |
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ? |
нет |
нет |
да |
да |
Вы часто используете |
да |
да |
да |
нет |
Вы часто меняете темы работы на уроке? |
да |
да |
нет |
нет |
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала? |
да |
да |
да |
нет |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? |
да |
нет |
нет |
нет |
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? |
нет |
да |
нет |
нет |
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? |
нет |
нет |
да |
да |
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? |
нет |
да |
нет |
да |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? |
нет |
да |
да |
да |
Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? |
да |
нет |
нет |
нет |
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы |
да |
да |
да |
нет |
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? |
нет |
да |
нет |
да |
Часто ли Вы контролируете знания учащихся? |
нет |
да |
нет |
да |
Часто ли Вы повторяете пройденный материал? |
нет |
да |
да |
да |
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? |
нет |
да |
да |
нет |
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? |
да |
да |
да |
нет |
Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? |
да |
да |
да |
нет |
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? |
да |
да |
нет |
нет |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? |
нет |
да |
нет |
нет |
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроках? |
нет |
да |
нет |
да |
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |