Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «стиль педагогического общения».
Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
Выявить влияние стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения и профессионального становления студентов
1.1 Понятие и стили педагогического общения ……………………………… 6
1.2. Сущность профессионального становления студентов педагогического колледжа ………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
2.1. Выявление стилей педагогического общения у преподавателей педагогического колледжа …………………………………………………… 18
2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения …. 21
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию  из-за беспредметности разговора  или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель.

Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точные рецепты  для разрешения любой проблемы, возникающей  в учительской практике. Можно  сформировать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию  на возникшую ситуацию.

В общении со школьниками  следует помнить о поддержании  авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично  вашего педагогического влияния  на ребят.

 

Заключение

 

Личность человека формируется  в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек  не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени  может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с  которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.

Проблема педагогического  общения прямо или косвенно находит  свое отражение в трудах многих известнейших педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева [1], В.А. Канн – Калика [10], А.К. Марковой [18] В.Н. Мясищева [22] и многих других авторов, составляющих плеяду ученых, занимавшихся этим.

Педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются  в том, чтобы: 1) создавать условия  для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) «читать» и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.

Важной характеристикой  педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с  детьми - это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно  общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения  складывается на основе высоких профессионально - этических установок, на основе его  отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического  общения - это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

В психолого-педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический  и либеральный.

Для авторитарного стиля  характерно подавление учителем своих  воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах отдачи приказов и распоряжений.

Для педагогов с демократичным  стилем характерно стремление к опоре  на мнение своих подопечных, к учету  их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению  с ними всех возникающих вопросов и противоречий.

Для представителей либерального стиля характерно стремление к уходу  от конфликтных ситуаций, от столкновения с окружающими, в том числе  и со своими учениками. Вместо требований они предпочитают уговоры и увещевания воспитанников, а порой просто выполняют  за них какую-нибудь часть поручений.

В результате проведенного исследования было выявлено, что 30% учителей предпочитают рассуждающе-методичный стиль взаимодействия с учащимися, 30% рассуждающе-импровизационный, 20% эмоционально-импровизационный, 20% - эмоционально-методичный стиль педагогического общения.

На основе анализа результатов  исследования мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение  эффективности педагогического  общение преподавателей и студентов  педагогического колледжа.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. - М., 2000. - 232 с.
  2. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. - М., 2005. - 158 с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер, 2001. – 228 с.
  4. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. - М., 2006. – 208 с.
  5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещения, 2000. - 191 с.
  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002. – 160 с.
  7. Егидес А. Психотехника общения // Воспитание школьников. – 2006. -  №1. - С. 14-16.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2007. - 224 с.
  9. Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М.: Высшая школа, 2000. – 104 с.
  10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007. – 361 с.
  11. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2009. – 566с.
  12. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М: Генезис, 2002. – 324 с.
  13. Культура русской речи и эффективность общения. - М.: Наука, 2006. - 441с.
  14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 2009. – 320 с.
  15. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. - М.: Изд. МГУ, 2002. - 575с.
  16. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. – СПб, 2004. – 520с.
  17. Макаренко А.С. Собрание сочинений Т. 5. - М., 2008. – 424 с.
  18. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2006. – 124 с.
  19. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя  // Вопросы психологии. - 1987. - №3. - C. 23-34.
  20. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. – 2009. - № 3-4. - С. 5-21.
  21. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. –СПб, 2000. – 400 с.
  22. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А.А. Бодалева. - М., Воронеж, 1995. - 356 с.
  23. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Плитиздат, 2008. – 608 с.
  24. Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и др. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
  25. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. – 319 с.
  26. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 2006. — 147 с.
  27. Пути повышения эффективности обучения / Сост. Г.А. Победоносцев. - М.: Просвещение, 2003. – 72 с.
  28. Реан А.А. Характеристика деятельности преподавателя высшей школы через параметры вербального взаимодействия. - В кн.: Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. - Казань, 2002. - С. 22-28.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2000. - 176 с.
  30. Рыдалова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 2008. - 319с.
  31. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 2005. -  206с.
  32. Феофилова В.П. Исследование коммуникативной активности преподавателя при интенсивном обучении иностранному языку в студенческой группе. - В кн.: Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. - Казань, 2002. – С. 32-33.
  33. Формановская Н.И. Речевой этикет культура общения. - М.: Высшая школа, 2009. – 92 с.
  34. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. - Казань, 2004. – 135 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Тест В.Ф. Ряховского для определения коммуникативных  особенностей

Инструкция: Чтобы определить коэффициент вашей общительности, нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная или деловая, встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
  2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не ступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете, и вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Теперь рекомендуется  самому оценить ответы: за каждое «да» - 2 очка, «иногда» -1 очко, «нет» - 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны,  и это ваша беда, так как  страдаете от этого больше  всего вы сами. Но и близким  вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество,  и поэтому у вас, наверное, мало  друзей. Новая работа и необходимость  новых контактов если и не  ввергает вас в панику, то надолго  выводит из равновесия. Вы знаете  эту особенность своего характера  и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной  степени общительны и в незнакомой  обстановке чувствуете себя вполне  уверенно. Новые проблемы вас  не пугают. И все же с новыми  людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете  неохотно. В ваших высказываниях  порой слишком много сарказма, без всякого на то основания.  Эти недостатки исправимы. 

14-18 очков. У вас нормальная  коммуникабельность. Вы любознательны,  охотно слушаете интересного  собеседника, достаточно терпеливы  в общении с другими, отстаиваете  свою точку зрения без вспыльчивости.  Без неприятных переживаний идете  на встречу с новыми людьми. В то же время не любите  шумных компаний; экстравагантные  выходки и многословие вызывают  у вас раздражение. 

9-13 очков. Вы весьма  общительны (порой, быть может,  даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным  вопросам, что, бывает, вызывает раздражение  окружающих. Охотно знакомитесь  с новыми людьми. Любите бывать  в центре внимания, никому не  отказываете в просьбах, хотя  не всегда можете их выполнить.  Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это  усидчивости, терпения и отваги  при столкновении с серьезными  проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не  отступать. 

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее. Ваша  коммуникабельность носит болезненный  характер. Вы говорливы, многословны,  вмешиваетесь в дела, которые  не имеют к вам никакого  отношения. Беретесь судить о  проблемах, в которых совершенно  некомпетентны. Вольно или невольно  вы часто бываете причиной  разного рода конфликтов в  вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная  работа не для вас. Людям  - и на работе, и дома, и вообще  повсюду - трудно с вами. Да, вам  надо поработать над собой  и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Вопросник для  анализа учителем особенностей индивидуального  стиля своей педагогической деятельности

Инструкция. Ответы на нижеследующие  вопросы помогут Вам выявить  свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в  каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

Вопросы

Варианты ответов

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

Вы составляете подробный план урока? 

Нет  

Да  

нет

да

Вы планируете урок лишь в общих  чертах?

да

нет

да

нет

Часто ли вы отклоняетесь от плана  урока?

да

да

да

нет

Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив  пробел в знаниях учащихся или  трудности в усвоении материала?  

нет

да

да

да

Вы отводите большую часть урока  объяснению нового материала?  

да

да

нет

нет

Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?  

нет

да

да

да

Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?  

Нет

да

да

да

В процессе опроса много ли времени  вы отводите ответу каждого ученика?  

нет

нет

да

да

Вы всегда добиваетесь абсолютно  правильных ответов?  

нет

да

да

да

Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ?  

нет

нет

да

да

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

Вы часто меняете темы работы на уроке? 

да

да

нет

нет

Допускаете ли Вы, чтобы опрос  учащихся спонтанно перешел в  коллективное обсуждение или объяснение нового материала?  

да

да

да

нет

Вы сразу отвечаете на неожиданные  вопросы учащихся?  

да

нет

нет

нет

Вы постоянно следите за активностью  всех учащихся во время опроса?

нет

да

нет

нет

Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести  Вас из равновесия?  

да

да

нет

нет

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?  

да

да

нет

нет

Вы всегда укладываетесь в рамки  урока?

нет

нет

да

да

Вы строго следите за тем, чтобы  учащиеся отвечали и выполняли проверочные  работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

нет

да

нет

да

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?  

нет

да

да

да

Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да

нет

нет

нет

Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы 

да

да

да

нет

Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?  

нет

да

нет

да

Часто ли Вы контролируете знания учащихся?  

нет

да

нет

да

Часто ли Вы повторяете пройденный материал?  

нет

да

да

да

Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми  учащимися?  

нет

да

да

нет

Как Вы думаете, учащимся обычно интересно  у Вас на уроках?  

да

да

да

нет

Как Вы думаете, учащимся обычно приятно  у Вас на уроках?  

да

да

да

нет

Вы постоянно поддерживаете  высокий темп урока?  

да

да

нет

нет

Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

нет

да

нет

нет

Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроках?  

нет

да

нет

да

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?  

нет

да

нет

да

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?  

нет

да

нет

да

Информация о работе Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа