Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «стиль педагогического общения».
Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
Выявить влияние стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения и профессионального становления студентов
1.1 Понятие и стили педагогического общения ……………………………… 6
1.2. Сущность профессионального становления студентов педагогического колледжа ………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
2.1. Выявление стилей педагогического общения у преподавателей педагогического колледжа …………………………………………………… 18
2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения …. 21
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение
Влияние стилей педагогического
общения на профессиональное становление
студентов педагогического
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические
основы педагогического общения
и профессионального
1.1 Понятие и стили
1.2. Сущность профессионального
становления студентов
Глава 2. Эмпирическое
исследование влияния стилей педагогического
общения на профессиональное становление
студентов педагогического
2.1. Выявление стилей
2.2. Рекомендации по
оптимизации стилей
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что высшее образование предъявляет довольно высокие требования к компетенции будущих специалистов. Это практически является всем для будущих преподавателей. Различные виды компетенции студентов напрямую зависят от стиля педагогического общения преподавателей. В условиях продолжающегося реформирования Российского общества система профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности муниципальных и региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
В отечественной педагогике
понимание важности процесса общения
преподавателя и ученика, специфичности
этого процесса, привело к введению
понятия «педагогическое
Под педагогическим общением
обычно понимают профессиональное общение
преподавателя с учащимися на
уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции
и направленное (если оно полноценное
и оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, а также
на другого рода психологическую
оптимизацию учебной
В связи с этим, становятся
актуальным вопросы у педагога наиболее
оптимальных и эффективных
Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.
Объект: профессиональное становление студентов педагогического колледжа.
Предмет: влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Методы исследования:
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 34 источника и приложения. Общий объем работы 37 страниц.
Глава 1. Теоретические
основы педагогического общения
и профессионального
1.1 Понятие и стили педагогического общения
Одним из важнейших требований,
которое предъявляет
Позиция педагога - это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися.
Именно поэтому стиль
педагогического общения
В стиле педагогического
общения находят выражение
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций [26:15].
Педагоги, придерживающиеся
этого стиля общения, не позволяют
проявлять учащимся самостоятельность
и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны,
основаны лишь на показателях успеваемости.
Авторитарный педагог акцентирует
внимание на негативных поступках школьника,
но при этом не принимает во внимание
мотивы этих поступков. Внешние
показатели успешности деятельности авторитарных
педагогов (успеваемость, дисциплина
на уроке и т.п.) чаще всего
позитивны, но социально-психологическая
атмосфера в таких классах, как
правило, неблагополучная. Ролевая
позиция этих педагогов объективна.
Личность и индивидуальность учащегося
оказываются вне стратегии
Авторитарный стиль общения, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как безответственность, властность; культивированию в ущерб внутренним достоинствам внешней привлекательности и физической силы.
Попустительский (анархический,
игнорирующий) стиль общения
характеризуется стремлением
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям
общения является стиль сотрудничества
участников педагогического
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации [20: 53-54].
Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.
Педагог не может абсолютно
исключить из своего арсенала некоторые
частные приемы авторитарного стиля
общения. Как показали исследования,
они оказываются иногда достаточно
эффективными, особенно при работе
с классами и отдельными учащимися
относительно низкого уровня социально-психологического
и личностного развития. Но и
в этом случае педагог должен быть
в целом ориентирован на демократический
стиль общения, диалог и сотрудничество
с учащимися, так как этот стиль
общения позволяет максимально
реализовать личностно-
Помимо основных существуют
промежуточные стили
В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используют в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие.
Исследования показывают,
что достаточно гипертрофированная
(чрезмерная) дистанция ведет к
формализации взаимодействия педагога
и учащегося. Дистанция должна
соответствовать общей логике их
отношений и является показателем
ведущей роли педагога, но должна
быть основана на авторитете. Превращение
«дистанционного показателя» в
доминанту педагогического