Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «стиль педагогического общения».
Проанализировать сущность педагогического становления студентов педагогического колледжа.
Выявить влияние стиля педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения и профессионального становления студентов
1.1 Понятие и стили педагогического общения ……………………………… 6
1.2. Сущность профессионального становления студентов педагогического колледжа ………………………………………………………………………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа
2.1. Выявление стилей педагогического общения у преподавателей педагогического колледжа …………………………………………………… 18
2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения …. 21
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список литературы …………………………………………………………. 29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Другие 30% преподавателей выбирают рассуждающе-импровизационный стиль, они также ориентируются на процесс  и результаты обучения, как и учителя  с рассуждающе-методичным стилем, предпочитают воздействовать на учащихся путем подсказок, уточнений.

20% преподавателей взаимодействуют с учащимися с помощью эмоционально - импровизационного стиля. Эти учителя интересно проводят свои уроки: подбирают интересный материал, логично выстраивают его, отлично преподносят, но опрос проводят в быстром темпе, спрашивают только сильных учащихся, стимулируют высказывания учащихся.

Наконец, 20% учителей отдают предпочтение эмоционально-методичному  стилю. Для них характерно ориентация на процесс и результаты обучения, они следят за уровнем знаний всех учащихся, часто меняют виды работы на лекции, стремятся заинтересовать студентов своим предметом.

Также учителям было предложено ответить на вопросы теста Ряховского, направленного на определение уровня общительности.

Тест состоит из 16 вопросов, оценка ответов происходит по 2 балльной шкале («да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов). Классификатор ответов состоит из 7 уровней, по которым определяется степень развития коммуникативных навыков опрашиваемого.

В результате исследования были получены следующие данные: уровень  развития ниже среднего - 20% учителей, нормальный уровень развития коммуникативных  способностей - 60% учителей, высокий  уровень развития коммуникативных  способностей - 20% учителей.

Весьма интересные результаты были получены после обработки вопросника для анализа преподавателем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Он состоит 33 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав наиболее подходящий ответ. Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок и свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у преподавателя стиля, названного в этой колонке.

40% учителей оценили свой стиль педагогического общения как рассуждающе-импровизационный стиль, также 40% - как эмоционально-методичный стиль, и только 20% как эмоционально-импровизационный стиль.

После этого была проведена  беседа индивидуально с каждым педагогом, целью которой было совместно  с ним подвести итог и определить реальный (насколько это возможно было сделать объективно) стиль педагогического общения со студентами в соответствии с классификацией А.К. Марковой и А.Я. Никоновой [19]. Причем каждый преподаватель согласился с результатами наших наблюдений и принял к сведению рекомендации по оптимизации своего стиля педагогического общения с учащимися.

Таким образом, только 30% преподавателей  выбирают рассуждающе-методичный стиль. Еще 30% учителей выбирают рассуждающе-импровизационный стиль. Но, в итоге, 60% учителей выбирают консервативные отношения со студентами, стили, которые предполагают меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, которые не всегда способны обеспечить высокие темпы работы.

Это, по нашему мнению, может  привести к напряженным отношениям со студентами, которые в силу сложившейся социальной обстановки в нашей стране воспитаны в атмосфере большей вседозволенности, меньших установок на авторитеты и стремления к установлению равноправных отношений, чего не могут обеспечить такие стили педагогического общения, как рассуждающе-импровизационный стиль и рассуждающе-методичный стиль.

 

 

 

2.2. Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения

 

А.К. Маркова предлагает следующие  рекомендации по совершенствованию  преподавателем индивидуального стиля своей педагогической деятельности [18:69].

Эмоционально-импровизационный стиль. Преподаватели, в работе которых преобладает эмоционально-импровизационный стиль, обладает многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Занятия у этих преподавателей отличает благоприятный психологический климат.

Однако деятельность этих преподавателей характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными  навыками учения.

Рекомендуем несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы - отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес  к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого  ученика, добивайтесь правильного  ответа, никогда не исправляйте сразу  ошибки: пусть ошибившийся сам  четко сформулирует и исправит свой ответ, а помогайте ему уточнениями  и дополнениями. Всегда давайте подробную  и объективную оценку каждому  ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и  выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать  урок, выполнять намеченный план и  анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Преподаватели, в работе которых преобладает эмоционально-методичный стиль, отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако таким преподавателям свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем стараться меньше говорить на уроке, давая возможность  в полной мере высказаться учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные  формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Преподаватели, в работе которых преобладает рассуждающе-импровизационный стиль, обладают очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако деятельность преподавателя характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Преподаватель много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять  больше изобретательности в подборе  увлекающих учащихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Преподаватели, в работе которых преобладает рассуждающе-методичный стиль, обладает многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако деятельность характеризуют  и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование  стандартного набора форм и методов  обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение  к учащимся.

В результате у учащихся сформированные навыки учения и прочные  знания сочетаются с отсутствием  интереса к изучаемому предмету. Пребывание на уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На уроках нередко  отсутствует благоприятный психологический  климат.

Рекомендуем шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить  свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные  формы занятий. Если преподаете иностранный  язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными  видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если будете использовать только их, то учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное - их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Также в помощь учителю  для изменения его стиля педагогического  общения можно посоветовать следующее:

Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную  личность. Познание себя, управление собой  должно стать постоянной заботой  каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим  эмоциональным состоянием: воспитательному  процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в  конфликтную ситуацию самим педагогом.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении  достоинства личности школьников и  собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого  школьника, понимать каждого, создавать  условия для самоутверждения  его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу также необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

Ввиду того что характерным  элементом общения является неопределенность, связанная с недостаточностью информации относительно психического состояния  и мотивов поведения ученика, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, -становиться на их точку зрения.

Важным показателем мастерства общения учителя со школьниками  на уроке и вне его является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного  молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения  способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований.

Даже при незначительных успехах ребят следует быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии  коллектива, а порицать лучше наедине. Учительская речь при этом не должна быть «анемичной». И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Если, приступив к работе, вы в течение какого-то времени  все же не замечаете сдвигов, на которые  надеялись, все равно не злоупотребляйте  жалобами на учащихся, не начинайте  разговор с претензий. Ваша задача - сделать и родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать  их на соразмышление. А это возможно лишь в том случае, если учитель  проявит искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу за него, уважение к мнению родителей, желание  сотрудничать. Нужно чаще нести радость  в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность  в общении с детьми.

Информация о работе Влияние стилей педагогического общения на профессиональное становление студентов педагогического колледжа