Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:57, курсовая работа
Цель работы:
Изучить влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методический анализ по проблеме влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть сущность, содержание и основные закономерности форм влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить педагогические условия, способствующие расширению влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Нагрузки при проведении оздоровительного бега должны соответствовать функциональным возможностям организма ребенка. Поэтому оздоровительные пробежки со старшими дошкольниками целесообразно проводить 2 раза в неделю: в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При этом необходимо заранее определить длину беговой дорожки и продолжительность бега. Беговую дорожку можно сделать длиной 250 метров. Дети в среднем пробегают 1 круг за 1 мин.40 с.. Для детей старшей группы полная дистанция составляет 250- 500 метров, а для подготовительной группы дистанция бега в течение учебного года постепенно увеличивается от 500 до 1000 метров.
При
проведении оздоровительного бега должен
осуществляться индивидуально-
1.3.
Методика оздоровительного
бега.
Методика оздоровительного бега имеет свои особенности. Вначале проводится небольшая разминка, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые два круга воспитатель бежит вместе с детьми, следя за индивидуальной длительностью бега детей, за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот подбадривают и дают возможность проявить свою выносливость. Воспитатель находится то впереди, то сбоку, то сзади. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать дополнительно 1 – 2 круга, при этом воспитатель контролирует самочувствие и состояние каждого ребенка.
Оздоровительный
бег заканчивается постепенным
замедлением темпа переходом
на обычную ходьбу с выполнением
упражнений на дыхание. При проведении
упражнений на воздухе необходимо целенаправленно
обучать детей правильному
Во время оздоровительного бега воспитателю необходимо помнить несколько правил:
беговой дорожки, учитывая, что у детей утепленная одежда.
Глава
2. «Экспериментальная
работа по влиянию оздоровительного
бега на свежем воздухе
на физическое развитие
детей старшего дошкольного
возраста.»
2.1.Определение
уровня физического
развития у детей на
начальном этапе экспериментальной
работы.
Для
проведения экспериментальной части работы
были выбраны старшие группы №7 (экспериментальная
группа) и №8 (контрольная группа) детского
сада №11 города Набережные Челны «Йолдыз».
В Экспериментальной и контрольной группе
воспитывались дети одного возраста –
от 5 до 6 лет. Исследовательская работа
проводилась с октября по декабрь 2008 года.
Группа
№8
№ пп | Имя | Возраст | № пп | Имя | Возраст |
1 | Саша | 5л.5м. | 1 | Алина | 5л.4м. |
2 | Настя | 5.л1м. | 2 | Эльвина | 5л.5м. |
3 | Полина | 5л.6м. | 3 | Булат | 5л. 3м. |
4 | Камиль | 5л.1м. | 4 | Регина | 5л 7м. |
5 | Юля | 5л.2м. | 5 | Даниель | 5л.1м. |
6 | Вика | 5л.9м. | 6 | Регина | 5л.6м. |
7 | Максим | 5л.7м. | 7 | Рамиля | 5л.4м. |
8 | Ксюша | 5л.9м. | 8 | Сомбэл | 5л.6м. |
9 | Артем | 5л.6м. | 9 | Камиль | 5л.7м. |
10 | Дима | 5л.5м. | 10 | Наиля | 5л. 2м. |
11 | Айрат | 5л.8м. | 11 | Дарья | 5л.3м. |
12 | Полина С | 5л.4м. | 12 | Булат К. | 5л.4м. |
13 | Яна | 5л.3м. | 13 | Эльвира | 5л.1м. |
14 | Кирилл | 5л. | 14 | Алина М. | 5л.5м. |
15 | Алина | 5л.5м. | 15 | Ильнур | 5л.4м. |
16 | Азамат | 5л.6м. | 16 | Арина | 5л.1м. |
17 | Валя | 5л.5м. | 17 | Рамиль | 5л.3м. |
18 | Аделина | 5л.8м | 18 | Эльвина С. | 5л.4м. |
19 | Родион | 5л.7м. | 19 | Света | 5л.3м. |
20 | Никита | 5л.7м. | 20 | Фиолетта | 5л. 5м. |
К началу эксперимента был обследован уровень физического развития детей, проведены антропометрические измерения. Все дети были практически здоровые. Исходные данные показателей не имели существенных различий у детей обоих групп, они находились в пределах возрастных показателей.
Для того, чтобы выявить физическое развитие, провели массовые обследования детей контрольной и экспериментальной групп, на основе которых получили показатели по физическому развитию. Результаты представлены в приложении.
Мы проводили измерения показателей: рост, вес, объем грудной клетки, жизненная емкость легких ( ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Все измерения проводили в медицинском кабинете.
Рост у детей обоих групп примерно одинаковый. Он входит в норму для детей старшей группы. В экспериментальной группе самыми высокими: среди девочек являются Дарьева Юля- 121 см. и Горбатова Полина- 120 см.; а среди мальчиков – Валиев Артем – 122 см., Архипов Саша – 119 см. и Хазиахметов Азамат – 119 см. А самыми низкими являются Марков Дима и Тляубердин Айрат – 106 см. Средний рост в группе – 115 см.
А в контрольной группе средний рост составляет – 116 см. Самыми высокими являются: среди девочек Максимова Эльвира – 119 см.; среди мальчиков – Альмухаметов Булат – 111 см.
Средний вес в экспериментальной группе – 19 кг. А средний вес в контрольной группе – 18 кг.
Измеряли объем грудной клетки с помощью метра, при вдохе. В экспериментальной группе наибольший объем грудной клетки у Архипова Саши и у Мелиховой Аделины – 61 см. Наименьший объем у Тляубердина Айрата – 52 см.
В контрольной группе наибольший объем грудной клетки у Булата и Регины – 61 см. Наименьший объем – 57 см.
Жизненную емкость легких мы измеряли при помощи специального прибора. В него нужно было дуть со всей силы. В экспериментальной группе самый лучший результат показал Валиев Артем – 175/3. а среди девочек Валя Волк – 150/2,6. Наименьший объем легких у Кузьминой Насти – 25/0,5 и у Куршаковой Алины – 20/0,5.
В контрольной группе лучший результат у Фаттаховой Лии – 150/1,3. Наименьший результат у Валеева Даниеля – 50/1. Но результаты обоих групп входят в возрастную норму.
Частоту сердечных сокращений измеряли при помощи секундомера. ЧСС у детей экспериментальной группы была очень большой. У Валиева Артема – 144уд/мин. и у Сергеева Никиты – 102уд/мин. Это за пределами нормы, но в момент измерения дети были взволнованы. У остальных детей ЧСС была в пределах нормы.
У контрольной группы ЧСС была в пределах нормы, за исключением Карабаевой Дарьи – 112уд/мин.
Артериальное давление у детей обоих групп находится в пределах нормы.
На основе полученных индивидуальных показателей, определили общий уровень физического развития всей группы. Получили следующие данные, в среднем у экспериментальной группы следующий уровень по физическому развитию : 11 баллов, у контрольной : 11,5 баллов.
С целью выявления, какое место отведено в ДОУ на работу по физическому развитию у детей провели следующие работы: анализирование календарных и перспективных планов воспитателей экспериментальной группы и руководителей по физическому воспитанию. Недостаточно запланированы бег на длинную дистанцию, челночный бег, которые положительно влияют на развитие выносливости. На прогулках мало используют оздоровительный бег. В планах мало места уделено подвижным играм и играм – эстафетам, которые способствуют физическому развитию в комплексе.
Анализ планов свидетельствует о том, что особое внимание в них уделяется обучению детей технике выполнения основных движений, особенно отдельных фаз движений. А оздоровительному бегу уделяется мало внимания, хотя он способствует развитию общей выносливости. В результате дети не получают необходимой нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на физическое развитие и укрепления здоровья. Поэтому в перспективе планирования в старших группах необходимо подбирать комплексный подбор форм и методов работы по физическому развитию у детей.
И так, в результате первого этапа исследования были получены данные физического развития, выявлены мнения об уровне физического развития детей родителей и воспитателей.
Задачей
дальнейшей работы явилось выявление
влияния оздоровительного бега на свежем
воздухе на физическое развитие детей
старшего дошкольного возраста.
2.2.
Подбор оздоровительного
бега влияющих
на физическое
развитие детей старшего
дошкольного возраста (формирующий
этап)
Оздоровительный бег на свежем воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников(21). Он положительно влияет на физическое развитие.
В экспериментальной группе работа по физическому развитию проводилась по определенному режиму, во время проведения прогулки, утренней гимнастики. Оздоровительный бег можно включать в игры- эстафеты и подвижные игры.
Режим проведения.
Октябрь.
Оздоровительный бег:
Подвижная игра:
Игра- эстафета:
Ноябрь.
Оздоровительный бег:
Подвижная игра:
Игры – эстафеты:
Декабрь.
Оздоровительный бег:
Подвижная игра:
Игры- эстафеты:
На
каждом занятии, в чередовании с
другими физическими
В играх и эстафетах пробегать быстро (наперегонки) 3- 4 отрезка по 15 – 20 метров.
В хорошую погоду, когда одежда и обувь детей была достаточно легкой и удобной, на прогулке мы проводили разнообразные пробежки, перебежки, игры с бегом – это так же является оздоровительным бегом.