Влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Изучить влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методический анализ по проблеме влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть сущность, содержание и основные закономерности форм влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить педагогические условия, способствующие расширению влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Актуальность  исследования:

     Актуальность  работы состоит в том, что активность детей на прогулках снижена, а  занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важнейших задач  физического воспитания – совершенствование  функциональных систем и закаливание организма ребенка. Оздоровительный бег на свежем воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания выносливости дошкольников. Оздоровительный бег способствует расширению функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы, что способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. Оздоровительный бег оказывает хорошее закаливающее воздействие.

     Цель  работы:

     Изучить влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи  исследования:

    1. Осуществить теоретико-методический анализ по проблеме влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
    2. Раскрыть сущность, содержание и основные закономерности форм влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
    3. Определить педагогические условия, способствующие расширению влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

      Объект:

      Оздоровительный бег на свежем воздухе.

      Предмет:

     Влияние оздоровительного бега на свежем воздухе  на физическое развитие детей старшего дошкольного факультета.

     Гипотеза: Мы предполагаем, что под влиянием оздоровительного бега на свежем воздухе у детей старшего дошкольного возраста улучшаются показатели физического развития.

     Методы  исследования:

     Естественный  эксперимент, наблюдение, диагностика, изучение литературы.

     Исследованием данной проблемы занимались Фролов В.Г., Юрко Г.П., Аркин Е.А., Вавилова Е., Рунова М.А. и др.

     Содержание  и структура курсовой работы:

     Курсовая  работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения и приложения. Объем работы 50 листов. 
 
 

     Глава 1.Теоретические основы оздоровительного бега.

     1.1.Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

     За  период от шести до семи лет длина  тела ребенка увеличивается в  среднем на 8- 10 см, что связано  с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом (вытяжения), второй отмечается в 13- 14 лет в связи с началом полового созревания). К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, а масса тела- 21,8 кг; окружность грудной клетки- 56- 57 см.(5)

     Улучшить  физическое развитие ребенка в старшем  дошкольном возрасте можно с помощью  оздоровительного бега, но необходимо учитывать следующие особенности  развития детей:

  1. Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием  нагрузок изменяют форму. Избыточная или неравномерная нагрузка, связанная с длительным состоянием, хождением, переносам тяжестей и др., может отрицательно сказаться на развитие опорного скелета - изменить форму позвоночника, ног, свода стопы, вызвать нарушение осанки.
  2. В этом возрасте сила мышц- сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.
  3. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6- 7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев - этому способствуют упражнения с мячами, лепка из пластилина, глины, рисование и т.п. В связи с этим в основу нетрадиционного проведения занятий комплексные занятия ( одновременное соединение нескольких занятий разных видов деятельности: физической культуры и рисования; физической культуры, конструирования и развития речи и др.).
  4. В регуляции поведения детей 6- 7 лет большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга примерно равна 1200- 1300 гр., приближается к массе мозга взрослого человека. Однако внутреннее его строение, функциональные возможности имеют большие различия. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которые особенно остро проявляются в трудный период адаптации к новым условиям. Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в основе которого лежит образование условных рефлексов.
  5. Мощными стимулами развития речи является богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира, общение со взрослыми и сверстниками.
  6. Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствование функцией  дыхательной жизненной емкость легких нарастает с 400- 500 мл. в период от 3-4 лет, до 1500- 2200 мл. в период от 6- 7 лет. Положительная динамика функционирования дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений, в том числе и бега.
  7. Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Тренирующее воздействие на сердечно- сосудистую систему: под влиянием физической нагрузки в начале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно- сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономичной.
  8. Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. Пищеварение связано с выделением слюны и пищеварительных соков. Физические нагрузки, например: подвижные игры, бег, труд на улице – у большинства детей вызывает временное снижение секреции пищеварительных соков. Восстанавливается она не раньше чем через 25- 30 мин. После прекращения деятельности. Это следует учитывать при планировании занятий, прогулок.
  9. У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью ( в 2- 2,5 раза выше, чем у взрослых). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии.
    1. Особое внимание в процессе занятий необходимо уделять совершенствованию анализаторов:
    • В течение всего дошкольного возраста, в связи с продолжающимся развитием органа зрения, устойчивости его к внешним воздействиям недостаточна;
    • Интенсивность шума в ДОУ нередко выходит за пределы нормы. Для сохранения функции слуха и предупреждения утомления от избыточного шума на занятиях следует устранять причины вызывающие шумовую нагрузку, охлаждение ребенка.
  1. Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и заканчивая сложно координированными движениями, такими как сохранение равновесия, выполнение графических действий и др.
  1. У детей 6- 7 лет значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, оказывает воздействие на внимание, память, мышление.
    1. Интенсивно совершенствуется восприятие.
  1. Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.
  2. У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи. Наиболее успешно развивается речь ребенка в играх, общении, движении.

     Такой анализ отличительных особенностей детей 6- 7 лет поможет в подборе упражнений, которые необходимы  для оздоровления детей, с учетом их индивидуальных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.Оздоровительный бег на свежем воздухе детей старшего дошкольного возраста

    .

     Оздоровительный бег оказывает значительное влияние  на улучшение деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной систем, нервно- мышечного аппарата. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем, что методика проведения занятий на открытом воздухе специально направлена  на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% времени.

     У детей старшего дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег (21). Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей. Быстрый бег является основной частью многих упражнений, используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. У дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.

     При быстром беге туловище и голова наклонены вперед, шаг широкий и стремительный, бедро маховой ноги активно выносится вперед, нога ставится на носок. Толчок осуществляется энергичным выпрямлением ноги и разгибанием стопы. (22)

     Скорость  бега у детей с возрастом увеличивается, и уменьшается время пробегания дистанции. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170- 180 ударов в минуту, но при этом отмечается быстрое восстановление : уже на первой минуте она снижается до 130- 140 уд./ мин.,  и на 2- 3 минуте возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4- 5 раз после небольшого перерыва.

     Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Этот вид бега позволяет двигаться продолжительное время, не вызывая утомления, он является хорошей функциональной тренировкой всех органов и систем. При таком беге дети лучше, чем в быстром беге, чувствуют и контролируют собственные движения, принимают наиболее эффективные приемы, вносят поправки в свои действия. При беге в обычном темпе можно планировать обучение детей необходимым построениям в движении: бег в колоне по одному, парами, в разных направлениях, по кругу и т. д.(4)

     Скорость  такого бега составляет 50- 60% от максимальной скорости бега у детей каждого  возраста. В средней группе она  колеблется от 2,0 до 2,2 м/с., в старшей  – от 2,2 до 2,4 м/с., в подготовительной  - от 2,4 до 2,7 м/с.. Длительный бег со средней скоростью требует значительного усиления доставки кислорода к работающим мышцам и органам, что усиливает работу легких, повышает кровоток. Частота пульса за первые 30 секунд повышается до 160 уд./мин. и во время бега колеблется от 160- 170 уд./мин. (22)

     Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что  в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности.

     Медленный бег также является важным средством воспитания у детей общей выносливости. Скорость такого бега у детей средней группы равна 1- 1,4 м/с, в старшей группе – 1,3- 1,5 м/с, в подготовительной группе – 1,4- 1,6 м/с. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135 -145 уд./мин.

     Во  время медленного бега дети держат туловище прямо, плечи у них развернуты, голова поднята, руки расслаблены. Ногу мягко ставят на всю ступню с небольшим  опережением постановки ее на носок, шаг короткий – всего 2-3 ступни.

     Деятельность дыхательной и сердечно- сосудистой системы полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Учитывая, что основную физическую нагрузку, стимулирующую развитие сердечно- сосудистой, дыхательной и мышечной системы, дети получают во время пробежек и в подвижной игре, необходимо во время занятий на воздухе пробегать рекомендуемые дистанции.

     Средняя группа. На каждом занятии в чередовании с другими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по 100 метров (за 1 мин. 40 с. каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до 200 м (за 2 мин.20 с. каждый) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается с80 метров (за 40 с.) до 120 метров (за 55 с.). В играх пробегать быстро (наперегонки) 2- 3 отрезка по 10- 15 метров.

     Старшая группа. На каждом занятии, в сочетании с другими физическими упражнениями, пробегать медленно 3 отрезка по 180 м ( за 2 мин. 20 сек каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до 300 метров (за 3 мин. 20 с.) к концу года, и 2 отрезка со средней  скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается со 100 метров  (45 с.) до 250 м. (за 1 мин. 45 с.). В играх и эстафетах пробегать быстро (наперегонки) 3 – 4 отрезка по 15 -20 метров.

     Подготовительная  группа. На каждом  занятии в чередовании с другими физическими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по 300 метров ( за 3 мин. 20 с. каждый) в начале года и увеличивать их длину до 360 метров (за 3 мин.) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых  на протяжении года увеличивается с 200 метров (за 1 мин. 20 сек.) до 300 метров (за 1 мин. 55 с.). В играх и эстафетах пробегать быстро 3 -5 отрезков по 15 -30 метров.

     Рекомендуемые нагрузки рассчитаны на то, что дети приступили к круглогодичным занятиям на воздухе со средней группы. Если к таким занятиям приступают дети более старшего возраста, то их нужно постепенно  подвести к рекомендуемым нагрузкам. Для этого в течение первого месяца занятий дети пробегают половину указанных для данного возраста и времени года дистанций. Через месяц регулярных занятий медленные пробежки можно выполнять полностью, а со средней скоростью – по-прежнему половину. На третьем месяце занятий, если дети справляются с нагрузкой, то можно давать пробежки в полном объеме.

Информация о работе Влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста