Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:57, курсовая работа
Цель работы:
Изучить влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методический анализ по проблеме влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
2. Раскрыть сущность, содержание и основные закономерности форм влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить педагогические условия, способствующие расширению влияния оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Актуальность исследования:
Актуальность работы состоит в том, что активность детей на прогулках снижена, а занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Оздоровительный бег на свежем воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания выносливости дошкольников. Оздоровительный бег способствует расширению функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы, что способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. Оздоровительный бег оказывает хорошее закаливающее воздействие.
Цель работы:
Изучить влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Объект:
Оздоровительный бег на свежем воздухе.
Предмет:
Влияние оздоровительного бега на свежем воздухе на физическое развитие детей старшего дошкольного факультета.
Гипотеза: Мы предполагаем, что под влиянием оздоровительного бега на свежем воздухе у детей старшего дошкольного возраста улучшаются показатели физического развития.
Методы исследования:
Естественный эксперимент, наблюдение, диагностика, изучение литературы.
Исследованием данной проблемы занимались Фролов В.Г., Юрко Г.П., Аркин Е.А., Вавилова Е., Рунова М.А. и др.
Содержание и структура курсовой работы:
Курсовая
работа состоит из введения, теоретической,
практической части, заключения и приложения.
Объем работы 50 листов.
Глава 1.Теоретические основы оздоровительного бега.
1.1.Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
За период от шести до семи лет длина тела ребенка увеличивается в среднем на 8- 10 см, что связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом (вытяжения), второй отмечается в 13- 14 лет в связи с началом полового созревания). К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, а масса тела- 21,8 кг; окружность грудной клетки- 56- 57 см.(5)
Улучшить
физическое развитие ребенка в старшем
дошкольном возрасте можно с помощью
оздоровительного бега, но необходимо
учитывать следующие
Такой
анализ отличительных особенностей
детей 6- 7 лет поможет в подборе
упражнений, которые необходимы для
оздоровления детей, с учетом их индивидуальных
особенностей.
1.2.Оздоровительный бег на свежем воздухе детей старшего дошкольного возраста
.
Оздоровительный бег оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной систем, нервно- мышечного аппарата. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем, что методика проведения занятий на открытом воздухе специально направлена на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% времени.
У детей старшего дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег (21). Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей. Быстрый бег является основной частью многих упражнений, используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. У дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.
При быстром беге туловище и голова наклонены вперед, шаг широкий и стремительный, бедро маховой ноги активно выносится вперед, нога ставится на носок. Толчок осуществляется энергичным выпрямлением ноги и разгибанием стопы. (22)
Скорость бега у детей с возрастом увеличивается, и уменьшается время пробегания дистанции. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170- 180 ударов в минуту, но при этом отмечается быстрое восстановление : уже на первой минуте она снижается до 130- 140 уд./ мин., и на 2- 3 минуте возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4- 5 раз после небольшого перерыва.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Этот вид бега позволяет двигаться продолжительное время, не вызывая утомления, он является хорошей функциональной тренировкой всех органов и систем. При таком беге дети лучше, чем в быстром беге, чувствуют и контролируют собственные движения, принимают наиболее эффективные приемы, вносят поправки в свои действия. При беге в обычном темпе можно планировать обучение детей необходимым построениям в движении: бег в колоне по одному, парами, в разных направлениях, по кругу и т. д.(4)
Скорость такого бега составляет 50- 60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. В средней группе она колеблется от 2,0 до 2,2 м/с., в старшей – от 2,2 до 2,4 м/с., в подготовительной - от 2,4 до 2,7 м/с.. Длительный бег со средней скоростью требует значительного усиления доставки кислорода к работающим мышцам и органам, что усиливает работу легких, повышает кровоток. Частота пульса за первые 30 секунд повышается до 160 уд./мин. и во время бега колеблется от 160- 170 уд./мин. (22)
Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности.
Медленный бег также является важным средством воспитания у детей общей выносливости. Скорость такого бега у детей средней группы равна 1- 1,4 м/с, в старшей группе – 1,3- 1,5 м/с, в подготовительной группе – 1,4- 1,6 м/с. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135 -145 уд./мин.
Во время медленного бега дети держат туловище прямо, плечи у них развернуты, голова поднята, руки расслаблены. Ногу мягко ставят на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок, шаг короткий – всего 2-3 ступни.
Деятельность дыхательной и сердечно- сосудистой системы полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Учитывая, что основную физическую нагрузку, стимулирующую развитие сердечно- сосудистой, дыхательной и мышечной системы, дети получают во время пробежек и в подвижной игре, необходимо во время занятий на воздухе пробегать рекомендуемые дистанции.
Средняя группа. На каждом занятии в чередовании с другими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по 100 метров (за 1 мин. 40 с. каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до 200 м (за 2 мин.20 с. каждый) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается с80 метров (за 40 с.) до 120 метров (за 55 с.). В играх пробегать быстро (наперегонки) 2- 3 отрезка по 10- 15 метров.
Старшая группа. На каждом занятии, в сочетании с другими физическими упражнениями, пробегать медленно 3 отрезка по 180 м ( за 2 мин. 20 сек каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до 300 метров (за 3 мин. 20 с.) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается со 100 метров (45 с.) до 250 м. (за 1 мин. 45 с.). В играх и эстафетах пробегать быстро (наперегонки) 3 – 4 отрезка по 15 -20 метров.
Подготовительная группа. На каждом занятии в чередовании с другими физическими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по 300 метров ( за 3 мин. 20 с. каждый) в начале года и увеличивать их длину до 360 метров (за 3 мин.) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается с 200 метров (за 1 мин. 20 сек.) до 300 метров (за 1 мин. 55 с.). В играх и эстафетах пробегать быстро 3 -5 отрезков по 15 -30 метров.
Рекомендуемые нагрузки рассчитаны на то, что дети приступили к круглогодичным занятиям на воздухе со средней группы. Если к таким занятиям приступают дети более старшего возраста, то их нужно постепенно подвести к рекомендуемым нагрузкам. Для этого в течение первого месяца занятий дети пробегают половину указанных для данного возраста и времени года дистанций. Через месяц регулярных занятий медленные пробежки можно выполнять полностью, а со средней скоростью – по-прежнему половину. На третьем месяце занятий, если дети справляются с нагрузкой, то можно давать пробежки в полном объеме.