Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
После посещения выставки было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия с детьми. Из высказываний и отзывов детей о художественных произведениях, представленных на выставке стало ясно, что им понравилось бывать на выставке, и было даже интересно, но, прежде всего потому, что это был коллективный выход всего класса, что крайне редко бывает в их будничной школьной жизни. И еще, смена обстановки также воодушевила их на повторное посещение выставки, которое состоялось по истечению четырех недель после первого посещения. За это время с детьми проводились урочные и внеклассные занятия по музыке и изобразительному искусству, комплексные внеклассные мероприятия, включающие произведения разных видов искусства. Помимо задач, направленных на реализацию основной цели данных занятий – приобщение детей к миру искусства, решалась задача и формирования художественной культуры младших школьников.
Перед повторным
посещением художественной выставки еще
раз была проведена подготовительная
и соответствующая
С нескрываемым удовольствием дети рассказывали о своих чувствах и впечатлениях по дороге домой, не дожидаясь организованного классного обсуждения в стенах школы.
Таким образом, из всего выше описанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Была сделана повторная оценка уровня развитости эстетической направленности детей. В работе применены те же методики, что и на первом констатирующем этапе.
Уровни
сформированности эстетических проявлений
отслеживались по тем же компонентам:
в музыкальной и
Для исследования эстетических проявлений детей младшего школьного возраста в музыкальной деятельности была взята та же методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала определены 2 блока из таких же трех фрагментов музыкальных произведений:
1-я серия:
Э. Григ «Одинокий странник»;
П. Чайковский «Утреннее
2-я серия:
А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский
«Баркарола»; Д. Кабалевский «
Детям предлагалось послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Каждый компонент оценивался по трехбалльной системе.
Результаты диагностики были сведены в итоговую таблицу (Приложение Б, таблицы 9 и 10).
После обработки получившихся данных в 4 «Б» классе (экспериментальном) можно констатировать следующее. Высокий уровень эстетических проявлений в музыкальной деятельности показали десять детей - 44%, тогда как на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировало шесть детей - 26%. Средний уровень десять детей - 44% (на констатирующем этапе таких детей было также десять – 44%). На низком уровне оказалось три ребенка – 12% (на констатирующем этапе их было семеро – 30%).
По итогам обследования эстетических проявлений детей экспериментального класса (4 «Б») можно судить о повышении уровня эмоциональной отзывчивости на звучащую музыку, дети чувствуют оттенки разных и одинаковых настроений, переданных композитором в музыкальном произведении, многие дополняют свои суждения о музыке возникшими в их сознании художественными образами, большинство детей анализируют средства музыкальной выразительности с опорой на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных произведений. Эмоциональное переживание, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в его интерпретации образного содержания данных произведений.
В контрольном классе (4 «А») результаты изменились совсем незначительно: 40 % детей имеют высокий уровень (на первом этапе обследования их было 35%), 48% детей имеют средний уровень (на первом этапе их было 44%), 12% детей имеют низкий уровень (на первом этапе их было 21%).
Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности мы остановились на художественно-экспрессивном тесте. Тест позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений, эстетической эмпатии. Испытуемым были предложены та же серия репродукций произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети.
Данные результаты в двух классам также занесены в итоговую таблицу (Приложение Б, 9 и 10). Результаты экспериментального класса следующие: высокий уровень эстетических проявлений в изобразительной деятельности показали десять детей - 44% высокий уровень. Средний уровень - девять детей - 39%. На низком уровне оказалось 4 ребенка – 17%.
Результаты контрольного класса следующие: 9 детей (39 %) - высокий уровень, 11 детей (48%) - средний уровень, трое детей (13%) - низкий уровень.
Результаты эстетических проявлений в разных видах деятельности отражены в следующих диаграммах (Рис. 7, 8).
Рис. 7. Результаты второго констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в экспериментальном классе
Рис. 8. Результаты второго констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в контрольном классе
Сравнивая исходный и конечный уровни развитости эстетических проявлений у учащихся четвертых классов в разных видах деятельности, можно выявить динамику роста в процессе восприятия детьми разных произведений искусства.
Рис. 9. Сравнительные результаты второго констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах
В сравнении с результатами первого этапа исследования учащиеся экспериментального класса (4«Б») с низким уровнем эстетических проявлений попали в группу со средним уровнем, и учащиеся из группы со средним уровнем – в группу с высоким уровнем.
Анализируя
данные, полученные в ходе педагогического
эксперимента, можно сделать следующий
вывод: помимо количественного изменения,
у некоторых школьников экспериментального
класса отмечались и некоторые качественные
особенности изменения
В контрольном
классе каких-либо изменений, как качественных,
так и количественных обнаружено
не было (в сравнении с результатами
первого этапа эксперимента). Это
позволяет нам судить о том, что
повышение уровня эстетического
опыта у четвероклассников
Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами система воспитания младших школьников средствами разных видов искусства и в их теснейшем взаимодействии, дала положительный результат.
Следовательно, занятия эстетического цикла – музыка, изобразительное искусство воспитывают в человеке высокое чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.
Через произведения искусства у школьников идет активное формирование эстетических идеалов.
Выводы по второй главе
Подведём итоги материалов второй
главы. Нами охарактеризованы сущность
искусства и особенность
По результатам
констатирующего этапа
Мы убедились,
что все эти виды искусства, а
так же их интеграция помогают выразить
чувства и переживания ребёнка,
облегчают взаимопонимание
Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.
Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Заключение
Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.
Проблема эстетического
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений
жизни и искусства на личность
может проходить как
Таким образом, наша гипотеза, заявленная
в начале работы, подтвердилась. Действительно,
средства искусства, используемые в
учебно-воспитательном процессе, являются
эффективным средством