Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 186.85 Кб (Скачать)

После посещения  выставки было организовано целенаправленное обсуждение данного мероприятия  с детьми. Из высказываний и отзывов  детей о художественных произведениях, представленных на выставке стало ясно, что им понравилось бывать на выставке, и было даже интересно, но, прежде всего  потому, что это был коллективный выход всего класса, что крайне редко бывает в их будничной школьной жизни. И еще, смена обстановки также воодушевила их на повторное посещение выставки, которое состоялось по истечению четырех недель после первого посещения. За это время с детьми проводились урочные и внеклассные занятия по музыке и изобразительному искусству, комплексные внеклассные мероприятия, включающие произведения разных видов искусства. Помимо задач, направленных на реализацию основной цели данных занятий – приобщение детей к миру искусства, решалась задача и формирования художественной культуры младших школьников.

Перед повторным  посещением художественной выставки еще  раз была проведена подготовительная и соответствующая разъяснительная  работа. Второй выход на выставку оказался более удачным. Дети попали на выставку рисунков детской городской художественной студии. Все содержание выставки было доступно и понятно детям. Они  с большим азартом рассматривали  рисунки, картины детей, бурно и  очень эмоционально делились впечатлениями. Дети, имеющие с собой мобильные  телефоны, пытались на них запечатлеть  понравившиеся увиденные картины. Непосредственно, прямо на выставке у многих детей появились любимые  картины.

С нескрываемым удовольствием дети рассказывали о  своих чувствах и впечатлениях по дороге домой, не дожидаясь организованного  классного обсуждения в стенах школы.

Таким образом, из всего выше описанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику  действительно способствуют его  эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

 

2.4 Результаты экспериментальной  деятельности по исследованию  эстетического опыта у детей  младшего школьного возраста

 

После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Была сделана повторная оценка уровня развитости эстетической направленности детей. В работе применены те же методики, что и на первом констатирующем этапе.

Уровни  сформированности эстетических проявлений отслеживались по тем же компонентам: в музыкальной и изобразительной  деятельности

Для исследования эстетических проявлений детей младшего школьного возраста в музыкальной  деятельности была взята та же методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.

В качестве стимулирующего материала определены 2 блока из таких же трех фрагментов музыкальных произведений:

1-я серия:  Э. Григ «Одинокий странник»;  П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»;

2-я серия:  А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский  «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная  история»;

Детям предлагалось послушать и определить, какие  из трех произведений в каждой серии  схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем  отличается от двух других?

Каждый  компонент оценивался по трехбалльной системе.

Результаты  диагностики были сведены в итоговую таблицу (Приложение Б, таблицы 9 и 10).

После обработки  получившихся данных в 4 «Б» классе (экспериментальном) можно констатировать следующее. Высокий уровень эстетических проявлений в музыкальной деятельности показали десять детей - 44%, тогда как  на констатирующем этапе высокий  уровень продемонстрировало шесть  детей - 26%. Средний уровень десять детей - 44% (на констатирующем этапе таких детей было также десять – 44%). На низком уровне оказалось три ребенка – 12% (на констатирующем этапе их было семеро – 30%).

По итогам обследования эстетических проявлений детей экспериментального класса (4 «Б») можно судить о повышении  уровня эмоциональной отзывчивости на звучащую музыку, дети чувствуют  оттенки разных и одинаковых настроений, переданных композитором в музыкальном  произведении, многие дополняют свои суждения о музыке возникшими в их сознании художественными образами, большинство детей анализируют  средства музыкальной выразительности  с опорой на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных  произведений. Эмоциональное переживание, возникшее у ребенка при прослушивании музыкального произведения, находит отражение в его интерпретации образного содержания данных произведений.

В контрольном  классе (4 «А») результаты изменились совсем незначительно: 40 % детей имеют высокий  уровень (на первом этапе обследования их было 35%), 48% детей имеют средний  уровень (на первом этапе их было 44%), 12% детей имеют низкий уровень (на первом этапе их было 21%).

Для определения  уровня эстетических проявлений детей  в изобразительной деятельности мы остановились на художественно-экспрессивном тесте. Тест позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений, эстетической эмпатии. Испытуемым были предложены та же серия репродукций произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети.

Данные  результаты в двух классам также  занесены в итоговую таблицу (Приложение Б, 9 и 10). Результаты экспериментального класса следующие: высокий уровень  эстетических проявлений в изобразительной  деятельности показали десять детей - 44% высокий уровень. Средний уровень - девять детей - 39%. На низком уровне оказалось 4 ребенка – 17%.

Результаты  контрольного класса следующие: 9 детей (39 %) - высокий уровень, 11 детей (48%) - средний  уровень, трое детей (13%) - низкий уровень.

Результаты  эстетических проявлений в разных видах  деятельности отражены в следующих  диаграммах (Рис. 7, 8).

 

Рис. 7. Результаты второго констатирующего этапа  исследования в разных видах художественной деятельности в экспериментальном  классе

 

Рис. 8. Результаты второго констатирующего этапа  исследования в разных видах художественной деятельности в контрольном классе

 

Сравнивая исходный и конечный уровни развитости эстетических проявлений у учащихся четвертых классов в разных видах  деятельности, можно выявить динамику роста в процессе восприятия детьми разных произведений искусства.

 

Рис. 9. Сравнительные  результаты второго констатирующего  этапа исследования в экспериментальном  и контрольном классах

 

В сравнении  с результатами первого этапа  исследования учащиеся экспериментального класса (4«Б») с низким уровнем эстетических проявлений попали в группу со средним  уровнем, и учащиеся из группы со средним  уровнем – в группу с высоким  уровнем.

Анализируя  данные, полученные в ходе педагогического  эксперимента, можно сделать следующий  вывод: помимо количественного изменения, у некоторых школьников экспериментального класса отмечались и некоторые качественные особенности изменения эстетического  опыта. Прежде всего, многие дети обосновывали свои ответы, ориентируясь при этом на содержание художественных произведений, образно-эмоциональные нормы, представленные в них. Их характеристики произведений стали более полными, развернутыми, интонационно окрашенными.

В контрольном  классе каких-либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это  позволяет нам судить о том, что  повышение уровня эстетического  опыта у четвероклассников экспериментального класса произошло в результате целенаправленной работы по эстетическому воспитанию с привлечением средств разных видов  искусства через уроки, внеклассные  занятия, комплексные занятия, посещение  художественной выставки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами система воспитания младших школьников средствами разных видов искусства и в их теснейшем  взаимодействии, дала положительный  результат.

Следовательно, занятия эстетического цикла  – музыка, изобразительное искусство  воспитывают в человеке высокое  чувство прекрасного как в  произведениях искусства, так и  в окружающей его жизни.

Через произведения искусства у школьников идет активное формирование эстетических идеалов.

 

Выводы по второй главе

 

Подведём итоги материалов второй главы. Нами охарактеризованы сущность искусства и особенность восприятия его младшими школьниками, выделены критерии уровня сформированности их эстетического опыта

По результатам  констатирующего этапа исследования, мы утвердились в том, что необходима систематическая, целенаправленная и  планомерная работа с детьми по эстетическому  воспитанию. Нами было охарактеризовано и выявлено влияние музыкального, изобразительного искусств на эстетическое развитие младших школьников. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Мы убедились, что все эти виды искусства, а  так же их интеграция помогают выразить чувства и переживания ребёнка, облегчают взаимопонимание между  школьниками. Музыка, изобразительное  искусство имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное  влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в  человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.

Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику  действительно способствуют его  эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

 

 

Заключение

 

Эстетическое  воспитание невозможно ни представить  себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как  оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных  предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического  воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в  отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и  сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений  жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном  плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых  является искусство. Кроме того, внеклассная  работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением  в решении данной проблемы. Это  не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство  является основным средством эстетического  воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в  учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического  воспитания младших школьников. Опытные  педагоги, зная это, способны посредством  искусства воспитать подлинные  эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и  творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя  мало пользуются искусством в целях  эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные  духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш  взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем  школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой  личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Информация о работе Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников