Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 186.85 Кб (Скачать)

 

Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших  школьников

Выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании. Психолого-педагогическая сущность, пути и средства эстетического  воспитания, критерии и диагностика  сформированности эстетического опыта.

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому  воспитанию младших школьников

    1. Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
    1. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

    1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому  воспитанию младших школьников средствами искусства

2.1  Эстетическая сущность искусства  и особенности восприятия его  младшими школьниками

2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста

2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников

2.4 Результаты  экспериментальной деятельности  по исследованию эстетического  опыта у детей младшего школьного  возраста

 

 

Введение

 

"Будущее человечества сидит  сейчас за партой, оно еще очень  наивно, доверчиво, чистосердечно.  Оно целиком в наших взрослых  руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и  будут. И не только они. Таким  будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими  по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].

Эти слова Б.М. Неменского говорят  о том, что школа решает, что  будут любить и ненавидеть, чем  восторгаться и гордиться, чему будут  радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом  связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения  не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения  мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и  во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить  человеческое общество без истории  его культурного и художественного  развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 29].

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к  действительности, средству нравственного  и умственного воспитания, т.е. как  средству формирования всесторонне  развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном  для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и  другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система  воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую  ее особенность: "Система эстетического  воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю  общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [15, 17].

Но у  всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой  основой в системе эстетического  воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в  отличие от других предметов, снимают  перегрузку, улучшают физическое и  душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость.

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными  средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Музыка  как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет  объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического  изображения, изобразительной грамоты  и творческого самовыражения.

Танцевальное  искусство способствует физическому  развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому  воспитанию.

Каждый  вид искусства и искусство  вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что  любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним  видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым  или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется  вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Из всего вышесказанного, можно  предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту  человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого  современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства».

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства.

Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если:

- выявляется  актуальный уровень эстетического  воспитания младших школьников;

- работа  по эстетическому воспитанию  будет систематичной и целенаправленной;

- используется  комплексный подход в применении  средств искусства в воспитательно-образовательном  процессе.

Задачи:

  1. Проанализировать сущность и особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
  2. Охарактеризовать пути и средства эстетического воспитания младших школьников.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
  4. Экспериментально подтвердить влияние средств искусства на уровень эстетического воспитания младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных исследования.

База исследования: Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска, 4 «Б» класс.

 

 

Глава I. Теоретические подходы  к эстетическому воспитанию младших  школьников

 

1.1 Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В  сфере духовной жизни, повседневного  труда, общения с искусством и  природой, в быту, в межличностном  общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует  трудовую активность, делает приятными  встречи с людьми. Безобразное  отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием  эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25, 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки  является прекрасное [13, 7]. Эта категория  и легла в основу системы эстетического  воспитания.

В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В использованной литературе имеется множество различных  подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического  воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы эстетического  воспитания в школе" под редакцией  известного специалиста по эстетическому  воспитанию

В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности  целенаправленно воспринимать, чувствовать  и правильно понимать и оценивать  красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [9, 15].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система  мероприятий, направленных на выработку  и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно  понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и  искусстве" [11, 451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в  жизни, правильно понимать и оценивать  его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная  сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать  способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать  прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [13,51]. Автор подчеркивает ведущую  роль целенаправленного педагогического  воздействия в эстетическом становлении  ребенка. Например, развитие у ребенка  эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его  интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями  жизни и искусства, ребенок, так  или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а  развитие зачастую обусловлено стремлением  к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Существует множество определений  понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического  воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает  и различные подходы к его  целям. Поэтому проблема целей и  задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов  бытует ошибочное мнение о тождестве  эстетического и художественного  воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности  активного эстетического отношения  учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное  участие в создании прекрасного  в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [9, 163]. Из определения  видно, что автор важное место  в эстетическом воспитании отводит  искусству. Искусство - это часть  эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [13, 56]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Информация о работе Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников