Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников
Выявление и практическое
обоснование возможностей эффективного
использования искусства в
Глава
I. Теоретические подходы к
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты
экспериментальной
Введение
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[15, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят
о том, что школа решает, что
будут любить и ненавидеть, чем
восторгаться и гордиться, чему будут
радоваться, а что презирать люди
через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом
связано с мировоззрением будущего
общества. Формирование же любого мировоззрения
не может считаться законченным,
если не сформированы эстетические взгляды.
Без эстетического отношения
мировоззрение не может быть подлинно
цельным, способным объективно и
во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить
человеческое общество без истории
его культурного и
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя,
в окружающей действительности призвана
система эстетического
Но у
всякой системы есть стержень, основа,
на которую она опирается. Такой
основой в системе
Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.
Изобразительное
искусство как комплексный
Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.
Встреча с явлением искусства не
делает человека сразу духовно богатым
или эстетически развитым, но опыт
эстетического переживания
Из всего вышесказанного, можно
предположить, что, приобщая младшего
школьника к богатейшему опыту
человечества, накопленному в искусствах,
можно воспитать
Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства».
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если:
- выявляется
актуальный уровень
- работа
по эстетическому воспитанию
будет систематичной и
- используется
комплексный подход в
Задачи:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка данных исследования.
База исследования: Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска, 4 «Б» класс.
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25, 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [13, 7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [9, 15].
В кратком словаре по эстетике эстетическое
воспитание определяется как "система
мероприятий, направленных на выработку
и совершенствование в человеке
способности воспринимать, правильно
понимать, ценить и создавать прекрасное
и возвышенное в жизни и
искусстве" [11, 451]. В обоих определениях
речь идет о том, что эстетическое
воспитание должно вырабатывать и совершенствовать
в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в
жизни, правильно понимать и оценивать
его. В первом определении, к сожалению,
упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория
эстетического воспитания школьников"
опирается на определение, данное К.
Марксом: "Эстетическое воспитание
- целенаправленный процесс формирования
творчески активной личности ребенка,
способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и
Существует множество
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание
В процессе исследования мы обратили
внимание, что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и