Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 186.85 Кб (Скачать)

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного  вкуса, способности чувствования и  оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности  содержания и формы в искусстве  и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают  картины, записывают в блокнотах  имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения – любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

В эстетическом воспитании и образовании  школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов  дети, знакомясь с жизнью и деятельностью  выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают  музыкальные произведения русской  и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение  к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания музыки, которая действительно должна стать  средством эстетического образования  учащихся. Этому должны соответствовать  и структура, и содержание школьного  курса музыки.

В процессе изучения музыки, изобразительного искусства у детей расширяется  их кругозор, творчество, развивается  интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему  развитию. Основной социальный смысл  этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в  том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного  сознания.

Чтобы управлять  процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать  продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих  диагностических методик. В зависимости  от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет  строиться наша дальнейшая работа.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в МООУ «Санаторная  школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.

Согласно  выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап  – констатирующий эксперимент;

2 этап  – формирующий эксперимент;

3 этап  – контрольный эксперимент.

Констатирующее  обследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в двух четвертых классах.

Изучение  эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование  каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка  направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:

  • высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);
  • средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего. Дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку), хотя в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» - ответило 20 человек, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» - 13 человек, «много» - ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Они называют виды искусств, но их знания поверхностные, неконкретные, «размытые». Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.). На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса - 12 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» – 9 человек.

В ходе беседы с учениками ответившими  «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый  урок искусства будет скорее скучным  и поэтому они не хотели бы его  введения. Примечательно, что из 9 человек  ответивших «нет» большинство –  мальчики, причем в учебе стоящие  не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В  этом ответе проявилось их отношение  к учебе в целом. с

Главное же нам удалось выявить мотив  – вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его  заставляют родители; ходит в музыкальную  школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.

Результаты  диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«Б» классе (экспериментальном) из 23 обследованных школьников 6 детей (26%) имеют высокий уровень эстетического  развития. Десять детей (44%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 7 детей (30%) имеют  низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического  развития.

 

 

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе

 

Результатами  диагностики в 4 «А» классе (контрольном) стали следующие показатели: из 23 обследованных школьников 8 детей (35%) имеют высокий уровень эстетического  развития. Одиннадцать детей (48%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 4 ребёнка (17%) имеют низкий уровень эстетического  развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.2). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном классе с  высоким и средним уровнем  эстетического развития.

 

Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе

 

Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей в обоих классах, мы выяснили, что в 4 «А» (контрольном) классе он немного  выше. Это связано с тем, что  в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной  школе, один посещает художественную школу  и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).

 

Рис. 3. Сравнительные  результаты констатирующего этапа  исследования в контрольном и  экспериментальном классах

 

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес к искусству  у младших школьников есть. Им нравиться  не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или  цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, образовательные передачи по телевидению  для детей, как источник информации для младшего школьника сегодня  не доступны, так как их просто нет. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Кроме того, необходимо использовать внеклассные формы работы по формированию эстетического опыта младших школьников.

Для подтверждения результатов исследуемых качеств нами была проведена еще одна диагностика.

Уровни  сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

  1. В музыкальной деятельности
  2. В изобразительной деятельности

Эмоциональность – универсальный для всех видов  художественной деятельности показатель. Поэтому проблема диагностики и  развития эмоциональной сферы - одна из актуальных проблем эстетического  развития личности.

Весьма  продуктивной в изучении эмоциональной  отзывчивости детей младшего школьного  возраста является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1-я серия:  Э. Григ «Одинокий странник»;  П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»;

2-я серия:  А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский  «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная  история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое  отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Критерии  определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты  диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в  количественных выражениях (баллах) (Приложение Б, таблицы 3 и 4).

По результатам  исследования было выявлено, что в  экспериментальном классе (4«Б») 6 детей (это 26%) имеют высокий уровень, 11 детей (это 48%) имеют средний уровень  и 6 детей (это так же 26%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии  и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Результаты  исследования контрольного (4 «А») класса получились следующие: 8 детей (35%) имеют  высокий уровень, 10 детей (44%) имеют  средний уровень и 5 детей (21%) - с  низким уровнем сравнительной рефлексии  и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для определения  уровня эстетических проявлений детей  в изобразительной деятельности мы выбрали художественно-экспрессивный тест. Тест позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений, эстетической эмпатии. Испытуемым были предложены репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны (примеры):

  1. Серов В.А. Девочка с персиками.
  2. Ренуар О. Читающая девочка.
  3. Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения  экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные  эмоциональные состояния героев.

Задача  эксперимента заключалась в определении  уровня развития эмпатии, эмоциональной  выразительности интерпретаций  художественных текстов, импрессивной эмоциональности.

Испытуемым  предлагалось рассмотреть репродукции  картин и рассказать (письменно) о  детях, изображенных на картинах, ответив  на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Информация о работе Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников