Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
Эстетическая воспитанность
В эстетическом воспитании и образовании
школьников особое место занимает литература,
музыка и изобразительное искусство.
В процессе изучения этих предметов
дети, знакомясь с жизнью и деятельностью
выдающихся писателей, композиторов, художников,
приобщаются к их творчеству. На
уроках музыки школьники изучают
музыкальные произведения русской
и зарубежной классики, разучивают
песни, что расширяет их кругозор,
формирует эстетическое отношение
к нему. На это и следует обращать
внимание в процессе преподавания музыки,
которая действительно должна стать
средством эстетического
В процессе изучения музыки, изобразительного
искусства у детей расширяется
их кругозор, творчество, развивается
интерес к искусству. Это способствует
их наиболее быстрому и разностороннему
развитию. Основной социальный смысл
этих концепций эстетического
Чтобы управлять
процессом эстетического
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МООУ «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.
Согласно
выдвинутой гипотезе мы организовали
опытно-экспериментальное
1 этап – констатирующий эксперимент;
2 этап – формирующий эксперимент;
3 этап – контрольный эксперимент.
Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в двух четвертых классах.
Изучение эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).
В ходе разработки
опытно-экспериментальной
Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего. Дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку), хотя в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» - ответило 20 человек, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» - 13 человек, «много» - ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Они называют виды искусств, но их знания поверхностные, неконкретные, «размытые». Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.). На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса - 12 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» – 9 человек.
В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 9 человек ответивших «нет» большинство – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом. с
Главное же нам удалось выявить мотив – вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в музыкальную школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.
Результаты диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).
Таким образом,
по результатам исследования было выявлено,
что в 4«Б» классе (экспериментальном)
из 23 обследованных школьников 6 детей
(26%) имеют высокий уровень
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе
Результатами
диагностики в 4 «А» классе (контрольном)
стали следующие показатели: из 23
обследованных школьников 8 детей (35%)
имеют высокий уровень
Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе
Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей в обоих классах, мы выяснили, что в 4 «А» (контрольном) классе он немного выше. Это связано с тем, что в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).
Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в контрольном и экспериментальном классах
Таким образом, проведя анкетирование,
мы выяснили, что интерес к искусству
у младших школьников есть. Им нравиться
не только ходить в театр на представления,
посещать различные выставки или
цирк, но они также хотели бы больше
узнать о самом искусстве. К сожалению,
образовательные передачи по телевидению
для детей, как источник информации
для младшего школьника сегодня
не доступны, так как их просто нет.
Возникает противоречие между потребностью
в знаниях у младших школьников
с одной стороны и
Для подтверждения результатов исследуемых качеств нами была проведена еще одна диагностика.
Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:
Эмоциональность – универсальный для всех видов художественной деятельности показатель. Поэтому проблема диагностики и развития эмоциональной сферы - одна из актуальных проблем эстетического развития личности.
Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку». Ее цель – выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:
1-я серия:
Э. Григ «Одинокий странник»;
П. Чайковский «Утреннее
2-я серия:
А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский
«Баркарола»; Д. Кабалевский «
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:
высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Результаты диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в количественных выражениях (баллах) (Приложение Б, таблицы 3 и 4).
По результатам
исследования было выявлено, что в
экспериментальном классе (4«Б») 6 детей
(это 26%) имеют высокий уровень, 11
детей (это 48%) имеют средний уровень
и 6 детей (это так же 26%) - с низким
уровнем сравнительной
Результаты
исследования контрольного (4 «А») класса
получились следующие: 8 детей (35%) имеют
высокий уровень, 10 детей (44%) имеют
средний уровень и 5 детей (21%) - с
низким уровнем сравнительной
Для определения
уровня эстетических проявлений детей
в изобразительной деятельности
мы выбрали художественно-
На всех
портретах с помощью
Задача эксперимента заключалась в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов, импрессивной эмоциональности.
Испытуемым предлагалось рассмотреть репродукции картин и рассказать (письменно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?