Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 186.85 Кб (Скачать)

Следующая особенность эстетического  воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими  в сфере познавательных процессов  школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части  их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных  условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных  потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [22, 87].

Для дошкольного и младшего школьного  возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями добра  и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания  маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим  борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения  в той своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка  не оставались на уровне лишь вербально-образного  выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы  они в своем поведении и  деятельности приучались следовать  любимым героям, реально проявляли  и доброту, и справедливость, и  способность изображать, выражать идеал  в своем творчестве: стихах, пении  и рисунках" [9, 189].

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  отмечает в своей работе, что к  познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к  искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" [22, 25]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование  эмоционального отношения ребенка  к миру - один из важнейших путей  проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и  состояния ребенка являются критерием  действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении  человека к тому или иному явлению  выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений  и воли" [5, 61].

Каждый ребёнок мысль развивает  своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало их чувство, очаровало красотой.

Жизненный опыт ребенка на различных  стадиях его развития настолько  ограничен, что дети не скоро научаются  выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога - воспитать у ребенка способность  наслаждаться жизнью, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а  затем и идеала.

Эстетическое  образование важно для последующего полноценного развития личности школьника, который делает первые шаги по громадной  лестнице образования. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к  формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить  прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе  представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому  эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и  понятий, которыми он руководствуется  в эстетических ценностях.

На занятиях по рисованию нужно предлагать детям  разнообразные материалы: цветные  карандаши и фломастеры, мелки, акварельные  и гуашевые краски, бумагу разной фактуры  и цвета. На обобщающих занятиях путем  наглядного представления стоит  помочь малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной  и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь  человека более содержательной, яркой  и богатой. Она оказывает большое  влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании  красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой  поступка, его внутренней сущностью» [12, 54].

Воспитание  эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического  восприятия. Одни и те же явления  действительности и искусства можно  видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами  художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без  развития у них эмоционального, личного  отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства.

Богатство и ценность эстетических чувств и  переживаний заключается не в  количестве, а в их глубине и  устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности  его натуры. «Я не умею наполовину ненавидеть или наполовину любить, - говорил Ф.Э. Дзержинский, - я не умею отдавать только половину души. Я могу отдать всю душу или ничего не отдать» [21, 64]. К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от достижения поставленной цели.

Наряду  с формированием глубины и  постоянства эстетических чувств следует  обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесно связано  с формированием своего духовного  облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений  и вкусов.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка. Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому  так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость  познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность  в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем буде значительно труднее и потребует  неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Развитие  в детях способности восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной  эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий  от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней  формы, бросающейся в глаза гармонии.

«Очень  важно, - писал, опираясь на свой опыт В.А. Сухомлинский, - чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребёнком классной дверью. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше» [11, 32].

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для  эстетического воспитания, где главную  роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный  фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического  воспитания заложить подлинное мировоззрение  человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

    1.     Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

 

Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с  момента его рождения. В этом параграфе  мы рассмотрим те воздействия, которые  оказывают на него наиболее сильное  воспитательное влияние. Эстетическое воспитание осуществляется разными  путями: средствами окружающей действительности (включая внутрисемейное воспитание) и системой воспитательно-образовательного процесса школы.

В жизни  ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений  и общения, условия труда и  развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в  том, чтобы взрослым организовать для  детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь  всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании  которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" [6, 45].

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных  средств и форм, пробуждающих и  развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние  на эстетическое развитие личности.

Одним из таких факторов является эстетизация  среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.

Главная задача эстетизации среды  обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды  обитания органически связана с  решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования  природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине  с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" [8, 67].

Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому  фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я  даже тогда, когда коллектив наш  был очень беден, первым делом  всегда строил оранжерею. И обязательно  розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" [21, 76]. "С  эстетической точки зрения быт, можно  сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств  создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская [11, 87].

Особое значение эстетики быта, в  эстетическом воспитании отмечает и  К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров  и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это  либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и  в нравственном воспитании школьников, либо его враги" [11, 95]. Если ребенка  с первого класса и до окончания  школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят  его вкусы и потребности.

Информация о работе Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников