Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
Уровень развития эмоциональных представлений оценивался по трехбалльной системе:
3 балла
– высокий уровень, если
2 балла
– средний уровень – ребенок
определяет, о чем думают эти
дети, их настроение, однако их
суждения о картинах
1 балл
– низкий уровень - ребенок
путается в определении
Результаты диагностики также занесены в итоговую таблицу (Приложение Б, таблицы 5 и 6).
В результате
анализа результатов
Результаты
исследования контрольного (4 «А») класса
получились следующие: 7 детей (30%) имеют
высокий уровень, 11 детей (48%) имеют
средний уровень и 5 детей (22%) - с
низким уровнем сравнительной
Данные результаты диагностики уровня эстетических проявлений в разных видах художественной деятельности занесены в итоговую таблицу и оформлены в диаграммы (Рис. 4, 5) (Приложение Б, таблицы 7 и 8).
Рис. 4. Результаты
констатирующего этапа
Рис. 5. Результаты констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в контрольном классе
Таким образом,
по результатам исследования было выявлено,
что в 4 «Б» классе (экспериментальном)
из 23 обследованных школьников 6 детей
(26%) имеют высокий уровень
Результатами
диагностики в 4 «А» классе (контрольном)
стали следующие показатели: из 23
обследованных школьников 8 детей (35%)
имеют высокий уровень
Отследить мониторинг позволяет следующая диаграмма (Рис. 6).
Рис. 6. Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах
В контрольном классе (4 «А») данные показатели немного выше по указанным ранее причинам (обучение в музыкальной, художественной школах и танцевальном кружке).
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию.
Для наибольшей
заинтересованности детей и эффективности
работы по данному направлению нами
использовались различные формы
и методы организации деятельности
детей. Больший акцент был сделан
на использовании художественных видов
деятельности в воспитательно-
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
Эстетическое воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-воспитательной работы. Учебный труд, производственная практика, общественно-полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта – все это наряду с теоретической подготовкой к профессии и формированием морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического воспитания. Мы в своем исследовании останавливаемся на искусстве, как основном средстве, позволяющем наиболее успешно решать все изложенные выше задачи эстетического воспитания.
«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого слова, - говорил П.И. Чайковский, - не существуют для простой забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда легких развлечений» [12, 34]. Правдиво изображая действительность, создавая яркие образы положительных героев, литература и искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное в произведениях искусства и в жизни, способствуют развитию художественных потребностей и задатков.
В ходе подготовительного этапа
опытно-экспериментальной
Эта работа привела к следующим результатам.
Искусство как средство эстетического воспитания в начальной школе реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературном чтении). В ходе анализа работы учителей-предметников была выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам известны: «Потенциальные возможности художественного произведения необозримы. В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал»[17, 5].
Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.
Одним из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки и внеурочную работу художественного направления: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.
Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы провели второй этап нашего исследования - формирующий эксперимент, который предполагал повысить уровень сформированности эстетических качеств у младших школьников.
Цель
этого этапа - выявить возможности
средств искусства в
Основной образовательной
Школа осуществляет
эстетическое воспитание благодаря
тому, что самые различные виды
искусства взаимодействуют
При проведении уроков изобразительного искусства мы активно включали в их содержание беседы об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях. Рассматривание и анализ репродукций картин сопровождались музыкальным оформлением, что непременно способствовало более глубокому восприятию произведений изобразительного искусства и музыки, анализу специфических средств выразительности.
Систематизация эстетического опыта младших школьников особенно эффективно происходит в процессе взаимодействия видов искусств. Поэтому спланированные и проведенные нами внеклассные музыкальные занятия носили преимущественно комплексный характер («Эстетика», «Природа в музыке», «Пушкин в музыке»). В них успешно сочетались музыка, изобразительное искусство и литературное слово. Результатами взаимодействия видов искусств на таких занятиях становятся: достижения учащимися более высокого уровня понимания художественного образа, его основной идеи; расширение знаний о мире, эмоционального опыта и в целом эстетического воспитания детей. Одной из задач на таких занятиях мы ставили сравнение и сопоставление полученных знаний об основных средствах выразительности в различных видах искусств на основе аналитико-синтетического восприятия. Для реализации данной задачи на внеклассном музыкальном занятии («Природа в музыке») использовались межпредметные связи между музыкой, живописью и литературой. Одно из заданий предусматривало сопоставление зрительного и слухового рядов (позиция Д. Кабалевского и Б. Неменского) в музыке и живописи. Детям предлагалось определить, какое настроение вызывает весна на представленных картинах (светлое, радостное, праздничное, волнующее); что нас радует весной (яркие весенние краски, много света, солнечные дни, праздничность настроения). Далее предлагалось прочесть стихотворения, в которых поэты передают настроения весны. Приходим к выводу, что настроения в стихотворениях сходные с музыкой и живописью.
Таким образом, делаем вывод, что художники, поэты и музыканты выделяют одни и те же объекты весны и запечатлевают одни и те же настроения, чтобы передать ее свежесть и красоту бурной радости, волнения, приподнятости, праздничности.
Следовательно, в процессе взаимодействия видов искусства осуществляется систематизация эстетического опыта учащихся, способствующая гармонизации личности и окружающего пространства.
Таким образом, деятельность на уроках
изобразительного искусства и музыкальных
занятиях была весьма разнообразной: дети
слушали музыку, рассматривали картины,
читали стихотворения, выступали с
докладами, сообщениями, слушали друг
друга, участвовали в обсуждении
задаваемых вопросов. Уроки и занятия
проходили на высокой эмоциональной
ноте. Как мы уже отмечали выше, именно
эмоциональные реакции и
Результативность таких уроков
и занятий несомненна: средства искусства
действительно могут оказывать
на младшего школьника свое неограниченное
воздействие. Правильно организованный,
нацеленный на ребенка урок, вызывает
неподдельный интерес и отклик в
каждом ученике. Эмоционально насыщенный
материал оставляет глубокий отпечаток
в душе ребенка, который в будущем
станет основой становления
Кроме урочной и внеурочной работы, направленной на повышение уровня эстетического воспитания младших школьников, нами были спланирована и внешкольная деятельность – посещение художественной выставки «Вернисаж» и городского краеведческого музея.
Основной
целью таких коллективных походов
явилось приобщение детей к художественному
искусству, воспитание у детей способности
к более глубокому восприятию
изобразительного искусства, формирование
художественного вкуса и
На выставке были представлены работы местных художников. Наблюдая за детьми можно было заметить, что не сразу, не вдруг дети окунулись в мир живописи. Многие дети не проявляли должного интереса к картинам местных художников, оставались безынициативными. Некоторые дети безучастно прохаживались по выставочному залу, не «зацикливая» своего внимания на какой-либо из картин. Трое мальчиков вообще не проявили никакого интереса к данному мероприятию: они переговаривались на отвлеченные темы, отвлекались и даже нарушали дисциплину. Однако некоторые дети проявили интерес к пейзажным картинам. Они задерживались возле них, делились впечатлениями, приводя в сравнение собственными жизненные ассоциации. Именно пейзажные картины оказались наиболее доступными для детского восприятия.