Влияние дидактической игры на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...………………………………………………………....5
1.1. Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста…………...………...…...5
1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………..…………..………………………...7
1.3. Методика руководства формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста………………........................9
ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само- обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...……………………………………...15
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15
2.2. Руководство дидактических игр для воспитания детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...………………

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

            В руководстве играми с правилами  следует выделить три этапа:

   - подготовка игры,

   - ее проведение,

   - анализ результатов. 

            В подготовку входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во вне учебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок); отбор необходимого дидактического материала: пособий, игрушек, картинок, природного материала. Воспитатель предварительно должен сам изучить и осмыслить ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены не только взрослые, но и дети, т.е. если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи.

              Если воспитатель тщательно подготовится  к игре, то само ее проведение не вызовет у него затруднений. Важно учитывать следующее.- начинать объяснение игры надо с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который будет использован (предметы, картинки)^ после чего ясно и четко изложить правила игры и описать игровые действия. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует показать, как они выполняются, и закрепить их знание детьми. Мера участия воспитателя определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом.

                 Подведение итогов игры - ответственный  момент в руководстве ею. Педагог отмечает тех, кто четко выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры направлен на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовывать в дальнейшем работу с ними.

         Остановимся на особенностях руководства дидактическими играми вне занятий в разных возрастных группах. 

   2.2. Руководство дидактических игр для воспитания детей младшего дошкольного возраста

          При руководстве младшие группы  дидактическими играми детей 2-4 лет воспитателю необходимо учитывать стрёмлёние ребенка к самостоятельности ("Я сам!"). Но внимание детей еще неустойчиво, они быстро отвлекаются. Решение же задачи в дидактической игре требует от малышей большей, чем в других играх, устойчивости внимания и мыслительной деятельности. Отсюда и трудности, преодолеть которые можно, делая акцент на занимательности, использовании игровых приемов и игрушек, повышающих интерес к решению дидактических задач. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности: что- то лежит в красивой коробке, кто-то постучал в дверь, кто-то играет на инструменте за ширмой и др. Знакомые детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое, более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому игры рекомендуется повторять в разных вариантах с постепенным их усложнением.[31.3]

         Для детей четвертого года  жизни характерно преобладание  чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитателю следует подбирать такой дидактический материал, который дети могут обследовать и с которым можно активно действовать, играть.

          Детям младшего возраста воспитатель  объясняет правила по ходу игры.

           Например, в игре "Сережа собирается  на прогулку". "Посмотрите! Сережа (показывает знакомую малышам куклу) собирается на прогулку. Он просит нас помочь ему. На скамейке лежит разная одежда. Сейчас зима. Какую нужно выбрать одежду? Правильно, зимнюю. Что нужно сначала надеть на Сережу? Правильно, рейтузы. Их пойдет искать тот, кого назовет Сережа. Сережа, кого ты просишь. помочь тебе? Лену (отвечает вместо куклы воспитатель). Лена, найди рейтузы и надень их на Сережу. А мы все посмотрим, как Лена будет искать. Если она найдет рейтузы для Сережи, мы ей похлопаем. Это будет означать, что Лена не ошиблась". Так постепенно дети находят все вещи, называют их и надевают на куклу.

           При объяснении правил игры  воспитатель внимательно смотрит  то на одного, то на другого  ребенка - чтобы каждому казалось, что он обращается именно к нему. Закрепляя знания правил, он может спросить детей: "Что ты, Вова, будешь делать, когда увидишь, что Лена правильно выбрала что-то из одежды для Сережи? А ты, Лена, что сделаешь, если Сережа назовет тебя?".

           В процессе игры дети усваивают  такие правила: выходит и ищет одежду только тот, кого назовет Сережа; все одобряют правильное действие, аплодируя. Когда кукла будет одета, воспитатель предлагает детям тоже одеться на прогулку, соблюдая нужную последовательность и помогая друг другу.

           Чтобы игра проходила успешнее, надо предварительно познакомить детей с предметами, которые будут использованы в игре, с их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре должно прозвучать - стихотворение, воспитатель заучивает его наизусть.

         При подведении итогов отмечаются, как правило, только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки; детей настраивают на продолжение игры: «Сегодня мы хорошо играли с куклой Сережей. А в следующий рас у нас в гостях будет «чудесный мешочек». Мы будем отгадывать, что в нем». Целесообразно предложить детям игрушки, которые будут использоваться в дидактической игре. Это вызовет у них интерес к игре и желание участвовать в ней.[32]

             Для детей 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания, произвольность запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов. Увеличивается запас слов, развивается мышление. Дети овладевают умением группировать предметы не только по внешним признакам, но и по качеству и назначению, устанавливать простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

              Учитывая эти возрастные особенности,  воспитатель отбирает такие дидактические игры, в которых закрепляются и уточняются знания детей о свойствах предметов, их назначении. Так же, как и в младших группах, используются матрешки, башенки, шары, лото разного типа, парные и разрезные картинки, игрушки, лоскутки различных тканей, а также словарный материал.

              Руководство игрой в средней  группе меняется. Воспитатель продолжает активно участвовать в игре или наблюдать за ней, но все чаще роль ведущего поручается детям, а правила игры, объясняются до ее начала. Дети запоминают их, если правила преподносятся четко, понятно, эмоционально. Так, перед игрой "Найди предмет из такого же материала ." воспитатель вместе с детьми рассматривает различные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, в начале игры объясняет правила (предметы надо искать по всей комнате; кто нашел предмет, должен положить его в соответствующее место: предметы из резины - в резиновую шапочку, из пластмассы - на пластмассовый поднос, деревянные - в ящик и т.д.). "Вот этот предмет из чего сделан? (Показывает кубик из дерева.) Куда ты его должна положить, Юля? Правильно, в ящик. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает резиновый мяч.) Куда его надо положить, Витя? Правильно, в резиновую шапочку". Так воспитатель закрепляет знание правил игры. Проводя игру в первый раз, он берет на себя роль контролера, т.е. следит за тем, чтобы дети не ошибались. В следующий раз проверка правильности выполнения задания поручается кому-либо из воспитанников. Если ребенок ошибается, ход не засчитывается.

            При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание Детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задачи, у другого старательность, настойчивость, у третьего - желание играть с товарищами, договариваться. Анализ игры помогает воспитателю продумать ее усложнение (использование предметов из других материалов - ткани, меха), а также изменения правил: дети объединяются в микро - группы, выигрывает тот, кто найдет больше предметов за определенный отрезок времени. 
 

         Таким образом на основании исследовательского материала было выявлено влияние дидактической игры на самообслуживание у детей младшего дошкольного возраста. Их основное   назначение способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, и развитию культурной - гигиены.                

        Дидактические игры заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, развивает его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

      Заключение.

 

      В процессе исследовании доказано, что игры влияют на навыки самообслуживания.                                                                                                              

              В работе с детьми младшего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно  - гигиенических навыков.

      Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте занимает первое место среди методов  и навыков воспитания самообслуживания.

      Проведя ряд  дидактических игр: «Уложим куклу спать», «Умоем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т д. Мы убедились, что эти игры положительно влияют на развитие  формирования навыков самообслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего дошкольного возраста [Текст ]:

Учеб. пособие/Н. М. Аскарина. -М.: «Медицина», 1977.-304с.

2.Болотина П.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. 
пособие для студентов средних пед. учеб. зав. П.Р. Болотина, Г.С.Комарова,

С.П. Бананов - М.: изд. цент «Академия», 1997. - 240с.

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]:книга для  
воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение,   1991.-160с.

4.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие./Р.С. Буре.-СПБ.: Детство- ПРЕСС,    2004.-144с., ил.

5. Венгер  Л. А. Игра как вид деятельности [Текст] ./Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - с.

6.Вербитский А.А. и др. Методические рекомендации для проведения игр[Текст]./А.А. Вербитский -М.: Педагогика, 1990. – 415с.

7.Венгер Л.А.  365  развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 
лет[Текст]./Л.А. Венгер. -М.: Детство-ПРЕСС, 2006. - 168с.

8.Воспитание дошкольника, в труде[Текст]. Сост. Р.С. Буре: под ред.В.Г.  
Негаевой. -3-е изд. испр. и доб. -М.: Просвещение, 1983. -207с.,ил.

9. Венгер  Л.А.  Дидактические  игры по  сенсорному воспитанию 
дошкольников [Текст] ./Л. А. Венгер -М.: Просвещение, 1978.-108с.

10.Венгер А.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у  
детей   дошкольного   возраста [Текст]./Л.А.   Венгер,   О.М. Дьяченко.-М.: 
Просвещение, 1989, - 524с.

11.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет [Текст]./   А.С.  Галанов//     Пособие для работников дошкольных 
образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКИ, 2001.-95с.

  1. Дуброва В.Л. Педагогическая практика в детском саду [Текст]:учеб. Пособие для студ. учеб. заведений./В.Л. Дуброва, Е.Н. Милашевич.- М.: издат. Центр «Академия», 1998, - 160с
  2. Игры и развлечения для детей разных возрастов [Текст]./М.М.Мишина.-М.:

Сибирское книжное издательство, 1994,- 23-26.                                                                  14. Коскова Н.В.  Поиграй  со  мной!   Развивающие  игры для детей 3-х  
лет [Текст]./ Авт. - сост. Н.В. Коскова 2-е изд., стер. – Новосибирск: сиб.унив.  ст-во, 2008, - 176с.

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения[Текст]./ 
    Популярное пособие для родителей и педагогов./ Е.В. Карпова.-Ярослав: 
    «Академия развития», 1997, 240-416., ил.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика[Текст] : учеб.пособие для студ. 
    сред. пед. учеб. Заведений./С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -2-е изд., перераб. и 
    доп. - М.: изд. центр «Академия», 2000, -416с. '

Информация о работе Влияние дидактической игры на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста