Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:19, курсовая работа
Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...………………………………………………………....5
1.1. Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста…………...………...…...5
1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………..…………..………………………...7
1.3. Методика руководства формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста………………........................9
ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само- обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...……………………………………...15
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15
2.2. Руководство дидактических игр для воспитания детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж № 1
им.
А.С. Макаренко»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Влияние дидактической игры на формирования навыка
в
самообслуживание у
детей младшего дошкольного
возраста»
2010
год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...……………………………………
1.1. Взгляды
педагогов и психологов по
формированию основ
1.2. Условия для развития самообслуживания
у детей младшего дошкольного
1.3. Методика
руководства формирования
ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само-
обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...…………………………… ………...15
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15
2.2. Руководство дидактических игр для
воспитания детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....…… …..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
.……...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...……
…………
ВВЕДЕНИЕ
Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.
Ведущим видом деятельности детей является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно через дидактическую игру мы будем влиять на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
В педагогической литературе понятие игры в отражение действительной жизни впервые сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. [35]
Теоретик Г.В. Плеханов доказал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. Игра возникает из труда и готовит молодое поколение к труду. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.[38]
Также связь игры и труда в своих статьях подчеркивали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. [38]
На ранней ступени развития для ребенка трудом является самообслуживание. Задача педагога научить ребенка обслуживать себя самому.
Объект исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, как средство формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить влияние дидактической игры на навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Провести анализ состояния проблемы самообслуживания в отечественной педагогики, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
Определить место дидактических игр у детей младших дошкольного возраста.
Подобрать экспериментально, проверить ряд дидактических игр по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
САМОБСЛУЖИВАНИЯ
У
ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО
1.1. Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Большая заслуга в деле развития общественного дошкольного воспитания в России принадлежит Н.К. Крупской.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемов работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказать посильную помощь взрослым.[270.38]
А.С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, целенаправленность их поведения.
Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей.
Как и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
Р.С.Буре, Г. Н. Година рассматривают всю проблему в двух аспектах – трудового обучения и трудового воспитания. В пособии впервые раскрыто содержание трудовых и организационных навыков детей, показаны пути их формирования на основе прямого на учения и упражнения в повседневном систематическом труде в детском саду. Авторы дают рекомендации по организации индивидуального и коллективного труда (по самообслуживанию, хозяйственно – бытового, ручного, труда в природе), четко определяя цели нравственного воспитания детей . [3.4]
Действие ребенка все более автоматизируется, а его сознание освобождает для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля качества их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.
Задачи по основанию самообслуживания у детей младшего -дошкольного возраста.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, играет важную роль в охране их здоровья и способствует правильному поведении в быту , в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведений зависит не только их здоровья, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественной, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил:
- мыть руки перед едой;
- после пользования туалетом;
- игры, прогулки.
Ребенку старше 2 лет прививают привычку:
- полоскать рот водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Важной задачей в работе с
детьми первой младшей группы
детского сада является
Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
И делать это надо
педагогически тонко, не навязчиво.
При этом воспитателю важно учитывать
возрастную особенность детей 3-го года
жизни – стремление к самостоятельности.
1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют различные условия. Обязательным условием формирование гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. [16]
-Оснащение
необходимыми материалами и оборудованием
для формирования навыков.
-Обязательно
должны быть крючки и полочки в ванной
(туалетной) комнате расположенные на
удобном для ребенка уровне , на полотенцах
должны быть петельки.