Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:19, курсовая работа
Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...………………………………………………………....5
1.1. Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста…………...………...…...5
1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………..…………..………………………...7
1.3. Методика руководства формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста………………........................9
ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само- обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...……………………………………...15
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15
2.2. Руководство дидактических игр для воспитания детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...………………
. -Создано предметно развивающие игровое оборудование.
-Следующее
условие, необходимое для успешного гигиенического
воспитания – единство требований со
стороны взрослых.
-Ребенок
приобретает гигиенические навыки в общение
с воспитателем, медицинским работником,
няней и, конечно семья. Обязанность родителей
– постоянно закреплять гигиенические
навыки, воспитываемые у ребенка в детском
саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку
пример, сами всегда их соблюдали. Семья
играет большую роль в нравственном воспитании
детей. Важно, что влияние семьи и детского
сада на ребенка шло в едином направлении.
1.3. Методика руководства формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться - это главная цель Т.С Комаровой.[2]
Дети приученные к чрезмерной опеки сложнее адаптируются в дошкольном образовательном учреждении. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении 1,5 – 2 месяцев добиться значительных результатов.
Чтобы научить детей умываться требуется не мало времени. Воспитатель учить детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, - чисто и аккуратно», - говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.
Важно с раннего
детства обучать ребенка
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умываться.
Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. Первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук).
Уж через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например: учить их завертывать рукава (с начало с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, представляет более высокие требования к качеству умывания.
Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряя тех которые делают это правильно.
По окончанию умывания взрослый обращает внимание детей, на их внешний вид, отмечает, что они стали чистыми, аккуратными, на них приятно смотреть.
Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить, что-нибудь положительное.
Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.
Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим какие они чистые».
К трем годам эта привычка может быть сформирована.
Чтобы достичь положительного результата воспитание у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, прейдя в первую младшую группу из яслей, уже имею навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается, вытирается». Другие дети стараются подражать ему.
Культурно-
Повседневные
Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо. Воспитатель ежедневно следить за тем, кто их детей и как выполняет его указания.
Если ребенок забыл, какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.
Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.
В одевание и раздевание дети трех летнего года жизни первоначально проявляют большую беспомощность.
У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научаться самостоятельности. Педагог объясняет няне. Как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или одеть, куда положить одежду. Обучая ребенка всему этому, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и шапку. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.
Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель их с этим процессом при рассмотрении сюжетных картинок (например, картинка « На прогулку»).
По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно оценивает и отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первым, и посмотрите, как аккуратно».
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использовани игрушек, организация игр с ним (куклу одеть, раздеть, накормить и уложить спать) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детской группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют: «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол?» и т.д.
Особое воздействие
на чувство детей оказывают
Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка, наиболее эффективно проходят в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чутко и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.
В целях ознакомления
детей с требованиями по самообслуживанию
используют знания, повседневные наблюдения
за поведением окружающих взрослых, старших
дошкольников, рассмотрение иллюстраций,
книгам, чтение художественных произведений,
просмотры кукольных спектаклей.
Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Воспитание культурно – гигиенических
навыков у детей – первооснова всей дальнейшей
работы и основа для развития физически
крепкого ребенка. К тому же культурно
– гигиенические навыки – это элементы
самообслуживания, что является первой
ступенью и для трудового воспитания.
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр.
Первые дидактические игры
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были' скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е.И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. [22]
А так же велика роль дидактических игр
в развитии сенсорных способностей детей.
Известно, что процессы ощущения и воспитания
лежат в основе познания ребенком окружающей
среды .Исследование, проведенное под
руководством Л.А.Венгера по ознакомлению
детей дошкольного возраста с цветом,
формой, величиной предмета, позволило
создать систему дидактических игр и упражнений
по сенсорному восприятию, направленных
на совершенствование на восприятия ребенком
характерных признаков предметов.[9]
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Дидактические игры – можно разделить на три вида: Игра с предметами, ( с игрушками, с природным материалам ), настольные и словесные игры .(С.Л. Новоселова). [28]
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила.
Дидактическая игра
является и методом обучения, и
самостоятельной игровой
В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение.