Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:08, курсовая работа
РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1.Общая характеристика форм речи…………………………………….......5
1.1 Устная речь…………………………………………………….…………5
1.2 Письменная речь…………………………………………………………8
2. Понятие культуры речи……………………………...…………………..10
3. Культура личности…………………………………..……………….......13
4. Связь культуры речи и культуры человека…..……………………........17
5. Этика речевого общения…..……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………….......27
Список литературы………………………………………………………......30
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||||
По предмету: Русский язык с основами языкознания | ||||||
На тему « Культура письменной и устной речи как компонент культуры личности»
| ||||||
Студент |
||||||
(фамилия, имя, отчество) | подпись | |||||
Группа | ||||||
Руководитель | ||||||
(фамилия, имя, отчество) | подпись | |||||
Работа
защищена с оценкой
подпись научного руководителя
|
Содержание
Введение……………………………………………………
1.Общая
характеристика форм речи………………
1.1 Устная речь…………………………………………………….…………5
1.2 Письменная речь…………………………………………………………8
2. Понятие культуры речи……………………………...…………………..10
3. Культура
личности…………………………………..……………….
4. Связь культуры речи и культуры человека…..……………………........17
5. Этика речевого
общения…..……………………………………………...
Заключение………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая
связь времен. С помощью языка человек
осознает роль своего народа в прошлом
и настоящем, приобщается к культурному
наследию, к современным процессам духовного
развития общества, нации. Значение русского
языка в наше время огромно. Русский язык
закрепляется и как средство международного
общения, входя в круг мировых языков.
Эти общественные функции подготовлены
всем ходом исторического развития.
Мы постоянно
сталкиваемся и в общении между собою,
и на страницах газет и журналов – с требованиями
культуры речи, соблюдением норм литературного
языка, часто слышим споры о языке. То,
что “ непривычно ” и “ ново ” в речи
для одного, может быть единственно возможным
для другого и так далее. Человеку, стремящемуся
к овладению речевой культурой, конечно,
не обязательно как ученому знать в деталях
основы “ специальных ” языковедческих
наук: фонетики, морфологии, синтаксиса,
лексикологии и других. Но есть целый ряд
проблем в общей науке о языке, который,
конечно, должен быть знаком самому широкому
кругу людей.
Конечно, есть такие скептики,
которые считают: “ Как сказал – так и
ладно. Все равно поймут!” Но правы ли
они? Можно ли утверждать, что небрежную,
неточную, неряшливую речь правильно поймут?
А какие
“ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного
толкования, это каждый испытал на собственном
опыте. Значит нельзя руководствоваться
нехитрым правилом “ все равно поймут
”. Нет, неправильную речь или трудно понять,
или можно понять ошибочно. А неправильно
поймешь – неправильно и поступишь. Значит,
культура речи не личное дело каждого
из нас, а общественная потребность и необходимость.
Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть не только тем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги, но и каждому современному человеку.
Под культурой речи понимается совокупность
таких качеств, которые оказывают наилучшее
воздействие с учетом конкретной обстановки
и в соответствии с поставленной задачей.
Понятие «культуры речи» тесно связано
с закономерностями и особенностями развития
и функционирования языка, а также с речевой
деятельностью во всем ее разнообразии.
Культура речи вырабатывает навыки регулирования
отбора и употребления языковых средств
в процессе речевого общения, помогает
сформировать сознательное отношение
к их использованию в речевой практике.1
Задача воспитания навыков
культуры речи играет большую роль в воспитании
личности человека. Как было сказано выше,
вопросом “ умение говорить ” посвящаются
статьи во многих журналах и газетах. Совершенно
естественно, что в наши особенно широко
ставится задача изучения и научной нормализации
русского языка, повышение культуры устной
и письменной речи.
Все вышесказанное
определили выбор темы исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить, какую роль
играет культура устной и письменной речи
в развитии культуры личности человека.
Речевое общение происходит в двух
формах - устной и письменной. Они находятся
в сложном единстве и в речевой практике
занимают важное и примерно одинаковое
место по своей значимости. В сфере производства,
сферах управления, образования, юриспруденции,
искусства, в средствах массовой информации
имеют место и устная и письменная речь
формы речи. В условиях реальной коммуникации
наблюдается их постоянное взаимодействие
и взаимопроникновение. Любой письменный
текст может быть озвучен, т.е. прочитан
вслух, а устный - записан при помощи технических
средств. Существуют такие жанры, например,
драматургия, ораторские произведения,
которые предназначены специально для
последующего озвучивания. И, наоборот,
в литературных произведениях широко
используются приемы стилизации под "устность":
диалогическая речь, в которой автор стремится
сохранить особенности, устной спонтанной
речи, монологические рассуждения персонажей
от первого лица и т.п. Практика радио и
телевидения привела к созданию своеобразной
формы устной речи, в которой устная и
озвученная письменная речи постоянно
сосуществуют и взаимодействуют - телеинтервью.
Устная
речь - это любая звучащая
речь. Исторически устная форма речи
первична, она возникла гораздо раньше
письма. Материальной формой устной речи
являются звуковые волны, т.е. произносимые
звуки, возникающие в результате деятельности
органов произношения человека. С этим
явлением связаны богатые интонационные
возможности устной речи. Интонация создается
мелодикой речи, интенсивностью (громкостью)
речи, длительностью, нарастанием или
замедлением темпа речи и тембром произнесения.
В устной речи большую роль играют место
логического ударения, степень четкости
произношения, наличие или отсутствие
пауз. Устная речь обладает таким интонационным
разнообразием речи, что может передать
все богатство человеческих переживаний,
настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном
общении происходит одновременно и по
слуховому, и по зрительному каналам. Устную
речь сопровождают, усиливая ее выразительность,
такие дополнительные средства, как характер
взгляда (настороженный или открытый и
т.п.), пространственное расположение говорящего
и слушающего, мимика и жесты. Жест может
быть уподоблен указательному слову (указание
на какой-то предмет), может выражать эмоциональное
состояние, согласие или несогласие, удивление
и т.д., служить контактоустанавливающим
средством, например поднятая рука в знак
приветствия.
Необратимость, поступательный
и линейный характер
развертывания во времени -
одно из главных свойств
устной речи. Нельзя вернуться в какой-то
момент устной речи еще раз, поэтому говорящий
вынужден мыслить и говорить одновременно,
т.е. он думает как бы "на ходу", в связи
с этим, устной речи могут быть свойственны
неплавность, фрагментарность, деление
единого предложения на несколько коммуникативно
самостоятельных единиц: сообщение секретаря
участникам совещания "Директор звонил.
Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте
без него". С другой стороны, говорящий
обязан учитывать реакцию слушающего
и стремиться привлечь его внимание, вызвать
интерес к сообщению. Поэтому в устной
речи появляются интонационное выделение
важных моментов, подчеркивание, уточнение
каких-то частей, автокомментирование,
повторы: "Работу кафедра провела в
течение года большую/ да/ надо сказать/
большую и важную/ И учебную, и научную,
и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/
Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже
думаю/не надо/.
Устная речь может быть подготовленной
(доклад, лекция и др.) и неподготовленной
(разговор, беседа}.
Подготовленная устная речь отличается
продуманностью, более четкой структурной
организацией, но при этом все-таки говорящий,
как правило, стремится, чтобы его речь
была непринужденной, не "заученной",
походила на непосредственное общение.
Неподготовленная
устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание
(основная единица устной речи, аналогичная
предложению в письменной речи) формируется
постепенно, порциями, по мере осознания
того, что сказано, что следует сказать
далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому
в устной неподготовленной речи много
пауз, а использование заполнителей пауз
(слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему
подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует
логико-композиционный, синтаксический
и частично лексико-фразеологический
уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы
его речь была логична и связна, выбирает
соответствующие слова для адекватного
выражения мысли. Фонетический и морфологический
уровни языка, т.е. произнесение и грамматические
формы, не контролируются, воспроизводятся
автоматически. Поэтому устной речи свойственны
меньшая лексическая точность, небольшая
длина предложений, ограничение сложности
словосочетаний и предложений, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов,
деление единого предложения на несколько
коммуникативно самостоятельных.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована
и регламентирована, однако нормы
устной речи совсем другие. "Многие
так называемые огрехи устной речи - функционирование
незаконченных высказываний, введение
перебивов, автокомментаторов , контакторов,
реприз, элементов колебания и т.п. - является
необходимым условием успешности и эффективности
устного способа коммуникации". Слушающий
не может удержать в памяти все грамматические
и семантические связи текста, и говорящий
должен учитывать это; тогда его речь будет
понята и осмыслена. В отличие от письменной
речи, которая строится в соответствии
с логическим движением мысли, устная
речь разворачивается посредством ассоциативных
присоединений.
Устная форма речи
закреплена за всеми
функциональными стилями
русского языка, однако, она имеет преимущество
в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют
следующие функциональные разновидности
устной речи: устную научную речь, устную
публицистическую речь, виды устной речи
в сфере официально-делового общения,
художественную речь и разговорную речь.
Следует сказать, что разговорная речь
оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Это выражается в проявлении
авторского "я", личностного начала
в речи с целью усиления воздействия на
слушающих. Поэтому в устной речи используются
эмоционально и экспрессивно окрашенная
лексика, образные сравнительные конструкции,
фразеологизмы, пословицы, поговорки,
даже просторечные элементы.
Письмо -
это созданная
людьми вспомогательная
знаковая система, которая используется
для фиксации звукового языка и звуковой
речи. В тоже время письмо - это самостоятельная
система коммуникации, которая, выполняя
функцию фиксации устной речи, приобретает
ряд самостоятельных функций: письменная
речь дает возможность усвоить знания,
накопленные человеком, расширяет сферу
человеческого общения. Читая книги, исторические
документы разных времен и народов, мы
можем прикоснуться к истории, культуре
всего человечества. Именно благодаря
письменности мы узнали о великих цивилизациях
Древнего Египта, шумеров, инков, майя
и др.
Письмо прошло длительный путь исторического
развития от первых зарубок на деревьях,
наскальных рисунков до звуко-буквенного
типа, которым сегодня пользуется большинство
людей, т.е. письменная речь вторична по
отношению к устной. Буквы, используемые
на письме, - это знаки, с помощью которых
обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки
слов и частей слов изображаются сочетаниями
букв, знание букв позволяет воспроизводить
их в звуковой форме, т.е. читать любой
текст. Знаки препинания, используемые
на письме, служат для членения речи: точки,
запятые, тире соответствуют интонационной
паузе в устной речи. Это значит, что буквы
являются материальной формой письменной
речи.
Основная функция
письменной речи - фиксация
устной речи, имеющая цель сохранить
ее в пространстве и времени. Письмо служит
средством коммуникации между людьми
, когда непосредственное общение невозможно,
когда они разделены пространством и временем.
Развитие технического средства сообщения
- телефона - уменьшило роль письма. Появление
факса и распространение системы Интернет
помогают преодолевать пространство и
вновь активизируют письменную форму
речи.
Основное свойство
письменной речи - способность
к длительному хранению
информации.
Письменная речь развертывается не во
временном, а в статическом пространстве,
что дает возможность пишущему продумывать
речь, возвращаться к написанному, перестраивать
текст, заменять слова и т.д. В связи с этим
письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык,
употребление которого достаточно строго
нормировано и регламентировано. Порядок
слов в предложении закреплен, инверсия
(изменение порядка слов) не типична для
письменной речи, а в некоторых случаях,
например в текстах официально-делового
стиля речи, недопустима. Предложение,
являющееся основной единицей письменной
речи, выражает сложные логико-смысловые
связи посредством синтаксиса. Письменной
речи свойственны сложные синтаксические
конструкции, причастные и деепричастные
обороты, распространенные определения,
вставные конструкции и т.п. При объединении
предложений в абзацы каждое из них строго
связано с предшествующим и последующим
контекстом.
Письменная речь ориентирована
на восприятие органами
зрения, поэтому она обладает четкой
структурной и формальной организацией:
имеет систему нумерации страниц, деление
на разделы, параграфы, систему ссылок,
шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться,
вдумываться в него, осмысливать написанное,
имея возможность просматривать глазами
тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в
самой форме речевой деятельности находят
определенное отражение условия и цель
общения, например художественное произведение
или описание научного эксперимента, заявление
об отпуске или информационное сообщение
в газете. Следовательно, письменная речь
обладает стилеобразующей функцией, что
находит отражение в выборе языковых средств,
которые используются для создания того
или иного текста. Письменная форма является
основной формой существования речи в
научном, публицистическом, официально-деловом
и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое
общение происходит в двух формах - устной
и письменной, надо иметь в виду сходство
и различия между ними. Сходство заключается
в том, что эти формы речи имеют общую основу
- литературный язык и в практике занимают
примерно равное место. Различия сводятся
чаще всего к средствам выражения. Устная
речь связана с интонацией и мелодикой,
невербаликой, в ней используется определенное
количество и "своих" языковых средств,
она привязана больше к разговорному стилю.
Письмо использует буквенные, графические
обозначения, чаще книжный язык со всеми
его стилями и особенностями.
Информация о работе Культура письменной и устной речи как компонент культуры личности