Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33

Работа содержит 1 файл

5447Упрямство дошкольников.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне не удалось в  жизни.

31. Родители должны  приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных  решений следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с  ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к  ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина  капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41. Самое главное, чтобы  у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  своего ребенка.

44. Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения  своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка  — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется,  что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы  своего ребенка.

54. Мой ребенок не  в состоянии что-либо делать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы  ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53, 55,56,60.

Образ социальной желательности  поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30,48, 50,57,59.

"Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

· отвержение,

· социальная желательность,

· симбиоз,

· гиперсоциализация,

· инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

Интерпретация основных шкал опросника:

1."Принятие-отвержение".

Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2.«Кооперация».

Шкала отражает социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта шкала  раскрывается так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается  во всем помочь ребенку, сочувствует  ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз".

Шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале  можно считать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция  описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация".

Шкала отражает форму  и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник».

Шкала отражает особенности  восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

 

 

 

Приложение 4

Протокол исследования детско-родительских отношений

 

Код

родит

Принятие –отвержение

(30)

Кооперация

(8)

Симбиоз

(7)

Авторитарная гиперсоциализация (7)

Маленький неудачник (8)

Преобладающий тип родительский отношений

1/251

8

8

7

7

2

Кооперация

2/251

10

8

4

4

1

Кооперация

3/251

11

6

6

4

3

Симбиоз

4/251

9

8

5

4

3

Кооперация

5/251

12

7

5

4

3

Кооперация

6/251

9

7

6

7

2

Кооперация

7/251

10

7

7

4

2

Кооперация

8/251

10

7

4

7

4

Кооперация

9/251

8

6

6

4

2

Симбиоз

10/251

9

6

5

6

3

Авторитарная гиперсоциализация

11/251

12

6

6

3

2

Симбиоз

12/251

10

7

5

6

3

Кооперация

13/251

8

7

4

4

3

Кооперация

14/251

7

4

2

6

2

Авторитарная гиперсоциализация

15/251

12

7

3

5

3

Кооперация

16/251

8

8

5

3

2

Кооперация

17/251

11

4

6

5

3

Симбиоз

18/251

15

7

4

4

5

Принятие-отвержение

19/251

10

6

6

6

3

Симбиоз

20/251

8

4

6

3

3

Симбиоз


 

 

 

Приложение 5

Сводная таблица  статистических данных

п/п

Адекватность самооценки

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гиперсоциализация

Маленький неудачник

 

1

2

3

4

5

6

1

1

0

1

1

1

0

2

0

0

1

1

1

0

3

0

0

1

1

1

0

4

1

0

1

1

1

0

5

1

0

1

1

1

0

6

1

0

1

1

1

0

7

1

0

1

1

1

0

8

1

0

1

1

1

1

9

0

0

0

1

1

0

10

0

0

1

1

1

0

11

0

0

1

1

0

0

12

1

0

1

1

1

0

13

0

0

1

1

1

0

14

1

0

0

0

1

0

15

1

0

1

0

1

0

16

1

0

1

1

0

0

17

1

0

0

1

1

0

18

1

1

1

1

1

1

19

1

0

1

1

1

0

20

1

0

0

1

0

0


 

Приложение 6

Консультация  для родителей

 

Что необходимо знать родителям о детском  упрямстве и капризности:

    • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
    • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
    • Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
    • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
    • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
    • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто  упрямиться и капризничать, то, вероятнее  всего речь идёт о " фиксированном  упрямстве", истеричности, как удобных  способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут  сделать родители для преодоления  упрямства и капризности у  детей:

    • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
    • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
    • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
    • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
    • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
    • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
    • Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
    • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
    • Спокойный тон общения, без раздражительности.
    • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень  важны в предупреждении и в  борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений  между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка  нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА  ТО, ЧТО:

    • достигнуто не своим трудом.
    • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
    • из жалости или желания понравиться.

 

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

    • за поступок, за свершившееся действие.
    • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
    • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
    • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И  РУГАТЬ КОГДА:

    • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
    • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
    • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
    • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
    • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
    • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
    • когда вы сами не в себе.

 

 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

    • наказание не должно вредить здоровью.
    • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
    • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
    • лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
    • надо наказывать и вскоре прощать.
    • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
    • ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все  правила и необходимые условия  в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция