Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
30. Я мечтаю о том,
чтобы мой ребенок достиг
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных
решений следует учитывать
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с
ребенком я часто могу
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально
отдохнуть, если проводить
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке
больше недостатков, чем
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы
ребенок дружил с теми детьми,
которые нравятся его
Ключи к опроснику.
Принятие-отвержение: 3, 4,
8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная
"Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
· отвержение,
· социальная желательность,
· симбиоз,
· гиперсоциализация,
· инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Интерпретация основных шкал опросника:
1."Принятие-отвержение".
Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к
2.«Кооперация».
Шкала отражает социально
желательный образ
3. "Симбиоз".
Шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарная гиперсоциализация".
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник».
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Приложение 4
Протокол исследования детско-родительских отношений
Код родит |
Принятие –отвержение (30) |
Кооперация (8) |
Симбиоз (7) |
Авторитарная гиперсоциализация (7) |
Маленький неудачник (8) |
Преобладающий тип родительский отношений |
1/251 |
8 |
8 |
7 |
7 |
2 |
Кооперация |
2/251 |
10 |
8 |
4 |
4 |
1 |
Кооперация |
3/251 |
11 |
6 |
6 |
4 |
3 |
Симбиоз |
4/251 |
9 |
8 |
5 |
4 |
3 |
Кооперация |
5/251 |
12 |
7 |
5 |
4 |
3 |
Кооперация |
6/251 |
9 |
7 |
6 |
7 |
2 |
Кооперация |
7/251 |
10 |
7 |
7 |
4 |
2 |
Кооперация |
8/251 |
10 |
7 |
4 |
7 |
4 |
Кооперация |
9/251 |
8 |
6 |
6 |
4 |
2 |
Симбиоз |
10/251 |
9 |
6 |
5 |
6 |
3 |
Авторитарная гиперсоциализация |
11/251 |
12 |
6 |
6 |
3 |
2 |
Симбиоз |
12/251 |
10 |
7 |
5 |
6 |
3 |
Кооперация |
13/251 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
Кооперация |
14/251 |
7 |
4 |
2 |
6 |
2 |
Авторитарная гиперсоциализация |
15/251 |
12 |
7 |
3 |
5 |
3 |
Кооперация |
16/251 |
8 |
8 |
5 |
3 |
2 |
Кооперация |
17/251 |
11 |
4 |
6 |
5 |
3 |
Симбиоз |
18/251 |
15 |
7 |
4 |
4 |
5 |
Принятие-отвержение |
19/251 |
10 |
6 |
6 |
6 |
3 |
Симбиоз |
20/251 |
8 |
4 |
6 |
3 |
3 |
Симбиоз |
Приложение 5
Сводная таблица статистических данных
№ п/п |
Адекватность самооценки |
Принятие-отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоциализация |
Маленький неудачник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
10 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
11 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
12 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
13 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
14 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
15 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
16 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
17 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
19 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
20 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Приложение 6
Консультация для родителей
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция