Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и
упрямства отечественными и зарубежными
исследованиями…………………………………………
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…................
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ
УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства
и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Упрямство и негативизм детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, упрямству, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение негативизма и упрямства в дошкольном возрасте, когда эти черты личности находятся в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррекционные меры. В той или иной мере упрямство характерно для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей упрямство и негативизм, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Такой ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [8].
Относительно основных проблем, связанных с проявлением упрямства и негативизма, ведется широкая дискуссия. Известно, что поведение определяется многими факторами, среди которых немаловажное значение придается ближайшему окружению, т.е. семье.
В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, остаются открытыми.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность изучения проблема упрямства и негативизма в дошкольном возрасте обуславливается увеличением количества детей, склонных к агрессивным формам поведения. Необходимость своевременного выявления и устранения причин упрямства и негативизма обуславливает важность изучения данной темы.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: упрямство и негативизм у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить влияние типа родительского отношения к детям на степень проявления упрямства и негативизма у дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-
2.Дать характеристику
детям старшего дошкольного
3.Изучить особенности проявления упрямства и негативизма среди детей дошкольного возраста.
4. Выявить тип родительского отношения к детям.
5. Подобрать методы коррекции упрямства и негативизма в дошкольном возрасте.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом родительского отношения к детям и степенью проявления негативизма и упрямства.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа педагогической, психологической, социологической, методической литературы по теме исследования. На эмпирическом уровне – метод экспертной оценки, тестирование. Тест родительского отношения (В.В.Столин, В.А.Варга).
В процессе обработки результатов тестирования использовались методы количественного и качественного анализа.
База исследования: группы детей дошкольного возраста дошкольного учреждения № 1 г.Буда-кошелево (20 дошкольников)
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
1.Результаты проведенного исследования позволяют психологам, воспитателям, работающим в системе дошкольного образования глубже понять особенности влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, принять соответствующие меры по предупреждению и устранению негативного изменения в системе детско-родительских отношений.
2. Результаты исследования могут быть использованы для разработки материалов по профилактике нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, при организации работы с родителями в дошкольном учреждении.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (26 источников), приложение (7 наименований). Общий объем работы без приложения составляет 34 страницы.
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства».
Первый приходится на период между 2,5-3,5 годами. Ребенок становится капризным. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается.
Стремление воспитателей переломить, наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. В этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я. Это самообучение происходит с избыточностью. В развитии человека многое избыточно, но не излишне. Чтобы стать человеком, он должен научиться быть своевольным.
Второе обострение упрямства происходит в 6-7 лет, иногда в 8-9.
Происходит все то же, но на другом уровне: скандалы при выполнении уроков, из-за одежды и пр. Плохое настроение, усталость. В это время нарастает объем требований в связи с поступлением в школу. Перед ребенком встает бесконечное «надо». Но ему приходится доказывать и отстаивать свое право на «хочется».
Упрямство и негативизм возникают всякий раз, когда ребенок чувствует себя ущемленным в своих маленьких правах, когда самооценка его ставится под угрозу, когда подавляются его активность и стремление к самостоятельности, когда ему скучно.
Д.Б. Эльконин, характеризуя развитие личности ребенка-дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое и неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Влияние, которое оказывается детьми в этих случаях приобретает определенную искусность, учитываются уязвимые стороны адресата воздействия, получается удовольствие от произведенного на сверстников впечатления. Взрослые, в подобных ситуациях, по отношению к "беспомощному ребенку" выступают в инструментальной функции, как средства удовлетворения его потребностей, как жертвы манипуляции [25].
Третье обострение упрямства приходится на подростковый кризис, период гормональной бури, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу, но и понять себя. Становится настоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви. Нарастает потребность защитить себя от внушающих воздействий ближайшего окружения [13;16].
Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости» и т.д. К концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права [4].
В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий [18].Э. Эриксон, писал о том, что в этом возрасте 3-х лет у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я — сам» в отечественной психологии [24].
В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки — гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей — и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте [20].
Важной характеристикой
Негативизм проявляется в
В этой связи поучительно и другое явление характерологического порядка — упрямство. Хотя в упрямстве как будто проявляются упорство и настойчивость, все же упрямство и сила воли не тожественные явления. При упрямстве субъект упорствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью. Решение при упрямстве носит формальный характер, поскольку оно совершается безотносительно к существу или объективному содержанию принятого решения [12].
Внушаемость, негативизм и упрямство ярко вскрывают значение для полноценного волевого акта объективного, его обосновывающего содержания. Отношение к другим людям и к самому себе играет существенную роль в каждом нормальном волевом акте; при внушении, негативизме и упрямстве они приобретают патологические формы потому, что не опосредованы объективным содержанием принимаемого решения [23].
Для кризиса трех лет характерен целый набор симптомов поведения, Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.
Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция