Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т.е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось [3;6].
Проявления упрямства:
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Капризы и упрямство
рассматриваются как
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
В заключение следует отметить, что негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.
Родители нередко испытывают трудности во взаимоотношениях с 3-летним ребёнком, когда сталкиваются с такими формами его поведения, как упрямство и негативизм. Упрямец проявляет упорство в неправильных поступках и суждениях, стремится настоять на своём вопреки убедительным доводам и здравому смыслу. Замечено, что дети не проявляют упрямства по отношению к своим сверстникам, к посторонним людям. Упрямство напоминает настойчивость. Но это кажется только по внешним проявлениям. По сути своей они противоположны.
Каковы причины детского упрямства? Оно связано с ущемлением свободы ребёнка, ограничением его самостоятельности и инициативы. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых к ребёнку существует равновесие. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство «обиженного», когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребёнку не предъявляют требований, не проявляют уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности». И к устранению упрямства, к смягчению остроты кризиса надо подходить по-разному, учитывая причину этого явления [19, c.52].
Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша. Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но также и к различного рода ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще — матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин. C поступление в дошкольное учреждение этот привычный ритм жизни, как правило, нарушается.
Упрямство ребенка может стать своеобразной реакцией зашиты на чрезмерное упрямство родителей [26].
Кроме психологических, существуют также и некоторые физиологические причины проявления упрямства.
В некоторых случаях упрямство может быть обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга. В том случае, если доминирует правое полушарие (явный признак — работа левой рукой), процесс самоутверждения у ребенка протекает в более обостренной форме, чем у других детей.
При психопатической форме
Негативизм так же, как и упрямство, связан с обесцениванием требований взрослых ребёнком, когда активное стремление ребёнка к самостоятельности сталкивается с излишней (по мнению ребёнка) опекой, с запретом взрослого. Негативизм представляет собой крайнюю степень упрямства, принимающую иногда характер болезненного отклонения.
Как и упрямство, негативизм — явление нежелательное, но закономерное, нормальное в определённых пределах. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко; ещё тяжелее будет общаться со сверстниками.
Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие, удовлетворить притязания ребёнка,— игра. В ней ребёнок берёт на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и взаимоотношения.Важно и то, что те моральные нормы, которые усваивает ребёнок в игре, оказывают влияние на его реальное поведение по отношению к близким людям. Дело в том, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам постепенно приводят к формированию таких же качеств у самого ребёнка. И от взрослых в значительной степени зависит, к чему (кому) у детей разовьётся любовь. Родители должны не только сообщать знания детям, сформировать представления у них об определённых профессиях, видах деятельности, но и помочь вычленить характерные особенности каждой из них, функции людей и их взаимоотношения в трудовой и общественной деятельности, поскольку дети не всегда способны это сделать самостоятельно.
Правильно поступают те родители, которые используют игру как форму организации детской жизни. Руководство игрой — не простое дело. Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе общения с ребёнком сохранить эту свободу и непринуждённость. В ходе игры обращения взрослого значительно чаще положительно воспринимаются детьми, чем в реальной жизненной ситуации.
Развитию игры способствуют и такие
косвенные способы руководства
ею, как использование игровых, проблемных
ситуаций, вопросов, советов, напоминаний
и т. п. Иногда возникает необходимость
прямыми способами обучать
Среда, в которой живет ребенок, имеет не одну, а несколько зон, из которых наиболее значимой для психологического равновесии является семья. Благодаря исследованиям зарубежных и отечественных ученых (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, Э. Эриксон и др.) накоплен огромный материал по проблеме семьи и детско-родительских отношений [2]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе достаточно полно описаны структура родительского отношения, типы воспитания в семье, условия семейного воспитания, благоприятные для развития личности ребенка. Определяющее влияние семьи, взаимоотношений родителей с ребенком на развитие его личности подчеркивается в работах отечественных и зарубежных авторов (А.Адлер, Р.Бернс, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский и др.) [1;4].
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (А.Бандура, Дж.Боулби, Д.Винникотт, М.Клейн, А.Фрейд, Э.Эриксон) [2;9]. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития" [4, с.25], где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке (Л.И.Божович, М.И.Лисина, А.М.Прихожан, Р.Бернс, Э.Фромм, Э.Эриксон,) [11]. Продуктами взаимодействия со взрослым являются образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации. Образ себя и другого включает два компонента: когнитивный и аффективный, (т.е. знания и отношение) и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Его аффективная часть связана с оценкой (или самооценкой), а когнитивная - с представлением о себе и другом. С возрастом представления о себе и другом становятся все более точными, а отношение к себе все более адекватным, однако эмоциональная составляющая может стать источником устойчивого искажения когнитивного образа Я и Другого. (Л.И.Божович, В.И.Гарбузов, К.Е.Гроссман, А.И.Захаров, М.И.Лисина) [6].
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (А.А.Бодалев, А.Я. Варга, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Е.Личко, В.В.Столин, А.С.Спиваковская) [7]. В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Я.Варга, А.Е.Личко, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкий и др.. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг [6].
Традиционно исследования детско-родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем.
Однако принципиальным
моментом общения и взаимодействия
в детско-родительских отношениях является
активно-действенная позиция
В исследовании детско-родительских отношений рассмотрены такие важнейшие аспекты как стиль семейного воспитания ребенка, родительская позиция, эмоциональной климат в семье, стиль общения с ребенком, особенности требований, запретов, санкций, родительские установки. Показано психотравмирующее влияние на ребенка нарушений в семейном взаимодействии; выделены признаки гармоничных внутрисемейных отношений (А.А.Бодалев, А.Я.Варга, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, В.В.Столин, Э.Г.Эйдемиллер) [2;8].
Результат анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимодействия родителя и ребенка, позволил выделить определенные компоненты рассмотрения детско-родительского взаимодействия. Структура такого взаимодействия включает мотивационно-смысловой, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. К мотивационно-смысловому относятся ведущий мотив, ценностные ориентации, направленность и установки личности. К поведенческому компоненту относятся: структурирование позиций; источники и способы разрешения конфликтов развивающих целях [25].
Исследования
А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина
и других показали, что психическое
развитие ребенка определяется его
эмоциональным контактом и
Таким образом, c одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Анализ литературы показывает, что несмотря на разнообразие терминов, понятий, описывающих эти отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношения по своей природе амбивалентно, противоречиво и включает два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).
Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция