Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33

Работа содержит 1 файл

5447Упрямство дошкольников.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Вывод по первой главе

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и степени проявления упрямства и негативизма ребенка можно сделать следующие выводы:

- упрямство и негативизм, основные признаки проявления  кризиса трех лет, а так же кризиса 6-7 лет.

-основной причиной  упрямство и негативизм, является  кризисный этап в развитии, который  проходит ребенок. Так же причиной  является ущемление самостоятельности  ребенка,  нарушение постоянного  ритма жизни. Иногда в  основе  этих качеств характера могут лежать физиологические причины. В таком случае упрямство и негативизм следует рассматривать как отклонение от нормы.

- семья – ближайшее  окружение ребенка. От типа  отношений детей и родителей  во  многом зависит степень  проявления упрямства и негативизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Методика  и организация исследования

 

Цель данной курсовой работы заключается в изучении взаимосвязи детско-родительских отношений и проявления упрямства и негативизма у дошкольников. В связи с этим на эмпирическом этапе исследования нами решались следующие задачи:              

    1. Изучить особенности проявления упрямства и негативизма среди детей дошкольного возраста.
    2. Выявить тип родительского отношения к детям.
    3. Подобрать методы коррекции упрямства и негативизма в дошкольном возрасте.

Среди многообразия методов, позволяющих решить поставленные задачи, мы остановились на   следующих: тестирование родителей и метод экспертной оценки, так как эти методы позволяют дать наиболее полную информацию о качествах характера дошкольников и влиянии на них отношения родителей к ребенку. Данные тесты используют практически в каждом дошкольном учреждении, соответственно они прошли многочисленную апробацию.  Был использована  диагностическая методика -тест-опросник родительского отношения (В.В.Столин, В.А.Варга) [1].

Базой нашего исследования  стало дошкольное учреждение города Буда-кошелево  № 1. В   эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет и их родители.  Нами был составлен список детей, где каждому ребенку присвоен определенный код, который сохранялся на протяжении всего исследования (см. Приложение 1). Следует отметить, что код ребенка соответствовал   присвоенному коду их родителей.

Исследование  проходило в три  этапа. На первом этапе мы изучили  особенности проявления упрямства и негативизма дошкольников. На втором этапе родителям дошкольников были предложен тест-опросник на определение родительского отношения к ребенку. На третьем этапе были сопоставлены результаты двух предыдущих исследований и проведен сравнительный анализ полученных данных.

 

 

    1. Исследование степени проявления упрямства и негативизма детей дошкольного возраста

 

С целью  выявления  детей, у которых наблюдается признаки упрямого и негативного поведения, воспитателям была предложена анкета «Признаки упрямства и негативизма». На группу была составлена таблица (см. Приложение 2), в которой были записаны 19 вопросов. Воспитателям следовало ответить на них положительно или отрицательно. Каждый ребенок был записан в таблице под своим порядковым номером (см. Приложение 1).

На основании проведенного анкетирования  было выявлено следующее:

- высокая агрессивность: 1 ребенок (15 баллов);

-агрессивность выше средней:  3 ребенка (12-14 баллов)

-средняя агрессивность: 2 ребенка (7-11 баллов)

В графическом виде данная информация представлена в Диаграмме 2.2.1.

Из диаграммы видно, что в данной группе детского сада 5% дошкольников (1 ребенок) попали в подгруппу с высокой степенью проявления негативизма и упрямства. Для этого ребенка свойственно неумение идти на компромисс, стремление стоять на своем до конца. Опрос его родителей показал, что с ним не могут сладить члены семьи.

 

 

Диаграмме 2.2.1

Степень проявления упрямства и негативизма в  группе дошкольников

 

 

25% детей (5 дошкольников) по опросу воспитателей показали  средний уровень проявления упрямства  и каприз. Для них характерно  ситуативное проявление этих эмоциональных свойств. Часто дети не могут прислушаться к требованиям воспитателя, не всегда выполняют все по распорядку дня. Однако, таки дошкольники идут на компромисс, если к ним подходят с просьбами или действуют мягкими разговорными методами. Тем не менее часто дошкольники категоричны в своих требованиях.

В последнюю подгруппу  детей вошли оставшиеся ребята (14 человек, что составило 70%). Некоторые из этих дошкольников так же иногда проявляют негативизм и капризы, однако они не выражены и не отражаются на их взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, путем  экспертной оценки воспитателем детей  группы, нами были определены те дошкольники, которые ярко проявляют негативизм и упрямство во взаимодействии с  окружающими их людьми.

 

 

 

2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка

На втором этапе работы была проведена диагностика родителей  дошкольников. С этой целью был  использован тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (см. Приложение 3).

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура настоящего опросника  была построена на основе математического  выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 5 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Полученные результаты исследования отражены в протоколах (см. Приложение, 4), в таблице 2.3.1. Для наглядного представления результатов исследования была построена диаграмма 2.3.1.

Распределение по шкалам теста-опросника родительского  отношения

Таблица 2.3.1

шкалы

Шкалы опросника

Количество человек

%

1

Принятие-отвержение

1

3

2

Кооперация

21

70

3

Симбиоз

6

20

4

Авторитарная гиперсоциализация

2

7

5

Маленький неудачник

0

0


 

 

Диаграмма 2.3.1

Распределение по шкалам теста-опросника родительского  отношения

 

При анализе таблицы  и диаграммы видно, что  среди  родителей дошкольников чаще встречаются те семье, где присутствует такой тип отношения к детям как кооперация (70%). Для таких семей характерно следующее родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

В 6 семьях (20%) преобладает  такой тип отношения к ребенку, как симбиоз. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Отрицательным моментом данного типа отношений является то, что часто по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

Авторитарная гиперсоциализация присутствует только в двух семьях (10%). В таких семьях присутствует авторитарный стиль общения. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. В данной семье могут присутствовать наказания. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. С точки зрения влияния на самооценку данный тип, является наиболее неблагоприятным.

Среди исследуемых семей  отсутствовали те, которые относятся к категории «маленький неудачник» и только одна попала в категорию «принятие отвержение».

Таким образом,  в данной части работы проведено исследование детско-родительских отношений. Результаты показали, что среди семей чаще всего присутствует тип отношений  как «кооперация».

2.4 Результаты исследования

 

На третьем этапе  исследования, для сопоставления результатов исследований, полученные ранее данные мы объединили в сводную таблицу 2.4.1. 

Из таблицы видно, что  ребенок, который проявляет высокую  степень упрямства и негативизма, воспитывается в семье с типом отношения к детям – авторитарная гиперсоциализация. Ребята, которые проявляют повышенную или среднюю степень проявления негативизма или упрямства часто воспитываются в семьях со следующими типами отношения к детям: симбиоз и кооперация.

 

Сводная таблица  диагностики. Степень проявления упрямства и негативизма и тип родительского отношения

Таблица 2.4.1

п/п

Код

Степень проявления упрямства и негативизма

Тип родительского  отношения

1

1/251

Адекватная

Кооперация

2

2/251

Средняя

Кооперация

3

3/251

Повышенная

Симбиоз

4

4/251

Адекватная

Кооперация

5

5/251

Адекватная

Кооперация

6

6/251

Адекватная

Кооперация

7

7/251

Адекватная

Кооперация

8

8/251

Адекватная

Кооперация

9

9/251

Повышенная

Симбиоз

10

10/251

Высакая

Авторитарная гиперсоциализация

11

11/251

Средняя

Симбиоз

12

12/251

Адекватная

Кооперация

13

13/251

Средняя

Кооперация

14

14/251

Адекватный

Авторитарная гиперсоциализация

15

15/251

Адекватная

Кооперация

16

16/251

Адекватная

Кооперация

17

17/251

Адекватная

Симбиоз

18

18/251

Адекватная

Принятие-отвержение

19

19/251

Адекватная

Симбиоз

20

20/251

Адекватная

Симбиоз


 

Далее полученные данные были перенесены в сводную таблицу  для статистической обработки (см. Приложение, 5). Им были присвоены определенные значения:

  • Степень проявления негативизма и упрямства  – 0 – повышенный или средний , 1 – адекватная.
  • Тип родительского отношения. При наличии того или иного типа присваивалось значение – 1, при отсутствии – 0

У нас было 6 переменных:

- переменная 1 – степень проявления упрямства и негативизма;

- переменная 2 – принятие  отвержение;

- переменная 3 - кооперация;

- переменная 4 - симбиоз;

- переменная 5 – авторитарная  гиперсоциализация;

- переменная 6 – маленький неудачник;

Для обработки результатов мы использовали пакет Анализа данных МS EXCEL. В связи с тем, что распределение данных  соответствует нормальному распределению, мы использовали для обработки t-критерии Стьюдента.

Взаимосвязь степень проявления упрямства и негативизма и типа родительского отношения

Таблица 2.4.2

Переменная 1(Var1)

Переменная 2

dn

Коэффициент корреляции

Степень проявления негативизма и упрямства

Принятие отвержение (Var2)

30

0,131306433

Степень проявления негативизма и упрямства

Кооперация (Var3)

30

-0,06933752

Степень проявления негативизма и упрямства

Симбиоз (Var4)

30

-0,05572782

Степень проявления негативизма и упрямства

Авторитарная гиперсоциализация (Var5)

30

-3,67991754

Степень проявления негативизма и упрямства

Маленький неудачник (Var6)

30

0,069337525


 

Таким образом, в результате соотнесения всех полученных данных  мы проследили зависимость между  переменными и сделали следующие  выводы:

  • Существует взаимосвязь между  уровенем упрямства и негативизма и таким  типом отношения к детям, как авторитарная гиперсоциализация. Это следует из того, что между этими переменными есть статистически значимая сильная связь (Переменная 1 – Переменная 5=-3,67991754 при вероятности ошибки p=0,24). Так в семье, где наблюдается авторитарный тип отношений к детям, чаще всего встречаются отклонения в поведении ребенка. В частности, в такой семье воспитывается ребенок с высокой степенью проявления упрямства и негативизма. Во многом это определяется тем, что родители стремятся подчинить себе ребенка, угнетают его, не дают возможности действовать самостоятельно. Все это может привести в дальнейшем к конфликтам детей с окружающими.

Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция