Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
В последние годы научный интерес к проблемам детского упрямства су-щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, ос¬таются открытыми.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………......4
ГЛАВА I ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..5
1.1. Исследование проблемы негативизма и упрямства отечественными и зарубежными исследованиями………………………………………………..5
1.2. Причины упрямства и негативизма дошкольников.…...................12
1.3. Влияние семьи на формирование характера дошкольников………15
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УПРЯМСТВА И НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………..…..20
2.1. Методы и организация исследования………………………………20
2.2. Исследование степени проявления упрямства и негативизма у детей дошкольного возраста…………………………………………………...21
2.3. Анализ влияния семьи на поведение ребенка……………………..23
2.3. Результаты исследования…………………………………………..25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
С целью коррекции
оптимизации детско-
Выводы по второй главе
По завершению эмпирической части работы были сделаны следующие выводы:
- среди испытуемых
преобладают дети с адекватной
- при изучении детско-
- в результате корреляционного
анализа было определено, что
существует взаимосвязь между
типом отношений к детям и степ
Таким образом, наша гипотеза
о том, что существует взаимосвязь
между детско-родительскими
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день. Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
B нacтoящee вpeмя пpoблeмы ceмeйныx oтнoшeний и влияние poдитeльcкoй позиции нa paзвитиe личнocти peбёнкa, oпpeдeлeниe пcиxoлoгичecкиx ocнoвaний иx пoнимaниe и изyчeниe являютcя aктyaльными зaдaчaми в coвpeмeннoм миpe.
Во всем мире ученые проявляют большой интерес к изучению различных аспектов проявления упрямства и негативизма. В связи с увеличением детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Целью нашей работы было изучение влияния детско-родительских отношений на степень проявления упрямства и негативизма. В процессе работы был выполнен ряд задач. Проведен сравнительный анализ психолого-педагогической литературы, благодаря которому, мы определили, что возникновение упрямства и негативизма, как правило сопровождает кризисные периоды в развитии личности. На их степень проявления во многом влияют взаимоотношения с родителями.
Методом экспертной оценки мы выявили степень проявления упрямства и негативизма среди дошкольников исследуемой группы. Было определено, что в данном возрасте часто встречаются дети с высокой или средней степенью проявления негативизма. После проведения тестирования родителей с целью выявления отношения к детям было отмечено, что 70% семей присутствует такой тип, как «кооперация» и 20% «симбиоз».
На основании трех этапов работы мы выявили, что существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и степенью проявления упрямства и негативизма дошкольника. Так для семей, где присутствует авторитарная гиперсоциализация, как правило характерна степень проявления упрямства у ребенка, в то время как в семьях с типом отношений «кооперация» поведение детей неотличалось повышенным негативизмом или упрямством.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и степенью проявления упрямства и негативизма дошкольника. При этом следует учитывать тот факт, что в исследовании принимал участие только 1 из родителей ребенка, и чаще всего это была мать. Для более верных результатов, на наш взгляд, необходима диагностика обоих родителей. Только в том случае можно правильно построить работу по коррекции детско-родительских отношений.
Результаты теоретической и эмпирической части работы могут служить основой создания коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста, позволяющих оптимизировать их отношения с родителями. Материалы могут быть использованы в лекциях по дошкольной психологии, в консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме.
Дальнейшей разработки требует оптимизация диагностических методик для исследования детско-родительских отношений. Необходима организация систематической диагностической и коррекционной работы в системе «родитель – ребенок». Следует уделить внимание составлению индивидуальной программы для каждой семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Приложение 1
Списки детей дошкольного возраста.
№ п/п |
Список детей группы №5 |
Код родителей |
1 |
Ян Д. |
1/251 |
2 |
Аня Е. |
2/251 |
3 |
Артём Ж. |
3/251 |
4 |
Саша З. |
4/251 |
5 |
Влад З. |
5/251 |
6 |
Илья И. |
6/251 |
7 |
Катя К. |
7/251 |
8 |
Полина К. |
8/251 |
9 |
Антон К. |
9/251 |
10 |
Женя К |
10/251 |
11 |
Полина В. |
11/251 |
12 |
Яна М. |
12/251 |
13 |
Женя П. |
13/251 |
14 |
Лена П. |
14/251 |
15 |
Никита С. |
15/251 |
16 |
Виолета С. |
16/251 |
17 |
Вика С. |
17/251 |
18 |
Егор С. |
18/251 |
19 |
Катя С |
19/251 |
20 |
Егор С. |
20/251 |
Приложение 2
Анкета «Признаки упрямства и негативизма»
Группа № 4
Воспитатель: Александра Геннадьевна
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» (+) или «нет» (-).
Вопросы Обследуемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1.Злой дух временами вселяется в него |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
+ |
3.Может просто отказаться
от выполнения какого-л. |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
+ |
+ |
-- |
+ |
4.Иногда ему без
всякой причины хочется |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
6.Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
7.Он не прочь подразнить животных |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
8. Очень сердится, если
ему кажется, что кто-то |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
10. В ответ на обычные
распоряжения стремится все |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
11. Часто не по возрасту ворчлив |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
12. Воспринимает себя
как самостоятельного и |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
13. Любит быть первым,
командовать, подчинять себе |
-- |
+ |
+ |
-- |
+ |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
14. Неудачи вызывают у него раздражение, поиски виноватых |
-- |
+ |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
15. Легко ссорится, вступает в драку |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
+ |
16. Часто проявляется упрямство |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
17. У него нередки
периоды мрачной |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
19. Часто проявляется негативизм к окружающим |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
Кол-во положительных ответов |
0 |
15 |
12 |
0 |
6 |
2 |
1 |
12 |
0 |
1 |
7 |
0 |
3 |
7 |
0 |
2 |
13 |
3 |
2 |
12 |
Кол-во отрицательных ответов |
19 |
4 |
7 |
19 |
12 |
17 |
18 |
7 |
19 |
18 |
12 |
19 |
16 |
12 |
19 |
17 |
6 |
16 |
17 |
7 |
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая степень упрямства и негативизма – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
Приложение 3
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ТЕСТ-ОПРОСНИК
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация".
Стимульный материал:
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что
поведение моего ребенка
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители
ограждают ребенка от
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что
дети потешаются над моим
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Информация о работе Упрямство и негативизм дошкольника - причины и коррекция