Управление вниманием учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Активным учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19
МАТЕМАТИКИ 19
2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20
МАТЕМАТИКИ 20
2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23
ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 23
2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 27
2.2. ОТРАБОТКА УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31
2.2.1. ПО ТЕМЕ «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31
2.2.2. ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

     Дальнейшая  работа класса во многом зависит от стиля поведения учителя, его  речи, организации урока - педагогической традиции учителя.

     Поведение учителя. Спокойствие, выдержка, хорошая  манера держаться, собственная организованность и внимание ко всему - весь стиль  поведения учителя играет громадную  организующую роль в ходе урока. Учитель  должен видеть всех в классе, всех держать  в сфере своего влияния. Он должен быть внимателен к ученику, которого опрашивают у стола; наблюдать за учениками, которые у доски решают задачи или готовятся к доказательству теоремы; видеть, что делается на задней парте; видеть тех, кто разговаривает, кто возится с бумажкой. Учитель  все должен видеть, на все своевременно реагировать, реагировать искусно, не нарушая по возможности нормального  хода урока. Излишние замечания вслух  по адресу отдельных учеников отвлекают  от работы других; иногда такие замечания  могут принести больше вреда, чем  пользы. Вместо громкого замечания  часто бывает достаточно выразительно взглянуть на ученика, подойти к нему, тронуть его за плечо или молча отобрать посторонний предмет, который отвлекает его внимание.

     Проверка  домашнего задания. Умелая организация  урока помогает воспитывать внимание.

     Из  вопросов, относящихся собственно к  организации и ведению урока, отметим, прежде всего, постановку проверки домашних заданий. Неправильное проведение этой проверки не может способствовать воспитанию внимания.

     Учитель должен иметь у себя не только правильное решение задачи, но и заранее знать, кому и какой вопрос при ее проверке он будет ставить. Он должен, при  этом, держать каждого учащегося  в состоянии постоянной готовности к ответу, всех держать в поле зрения и проверять не только факт выполнения задания, но и степень  самостоятельности, а также умение преодолевать встречающиеся затруднения. Поэтому он должен не только проверять  ответ примера или задачи, но и  задавать вопросы, проверяющие понимание  решения по существу. Например, при  проверке решения квадратного уравнения  следует спросить, каков нормальный вид получившегося квадратного  уравнения, какую формулу использовали для решения квадратного уравнения  и поставить другие вопросы, вытекающие из особенностей заданного упражнения.

     Проведение  опроса. Опрос не должен быть скучным, не должен быть только контролирующим. В отдельных случаях в практике работы школ можно встретить такое  проведение опроса, которое нисколько  не способствует воспитанию внимания. «Сейчас будет отвечать...», - говорит  учитель, ищет по журналу, кого бы спросить, называет фамилию ученика и только после этого задает ему вопрос. Один ученик идет к доске, у других вырывается вздох облегчения, наступает  разрядка «гроза пронеслась», внимание к опросу отвлечено.

     Большинство учителей поступает более правильно, фиксируя внимание учеников не на том, кто пойдет, а на том — что  спросят. «Сейчас нужно будет  ответить на следующий вопрос...», - говорит учитель, ставит вопрос перед учащимися, дает время на размышление и уже потом называет фамилию ученика, который должен будет отвечать. Цель достигнута, - ученики лишний раз подумали, повторили в уме материал, собрались с мыслями.

     Оценка. Кроме своей основной функции - учета  знаний, оценка играет и воспитывающую, мобилизирующую или, наоборот, расхолаживающую  роль. Поэтому оценивать нужно  не только ответы по вызову к доске, но и другие различные виды ответов: поправки и дополнения к ответу товарища, ответы на вопросы учителя во время  объяснения нового, во время проверки домашнего задания, повторение учеником теоремы, только что доказанной учителем. Все это активизирует внимание учащихся на уроках, заставляет их быть внимательными  ко всем этапам урока и быть готовыми к ответу в любой момент.

     Дополнительные  вопросы. Исключительную роль в воспитании внимания играет постановка дополнительных вопросов по материалу данного урока  или тесно связанных с темой  урока. Эти вопросы постепенно накапливаются  у учителей и публикуются в  педагогической печати.

     Темп  урока. Темп урока является очень  важным моментом, обеспечивающим его  нормальное течение и успех. Если материал подается вяло, скучно, с излишними  повторениями, если половина урока  ушла на проверку домашнего задания, особенно если учитель не подготовился к этой проверке и она не интересует весь класс, то урок не будет способствовать развитию внимания учащихся. Темп урока  должен быть достаточно быстрым, напряженным, бесперебойным. Учитель, быстро ведущий  урок, скорее может надеяться на удачный результат, нежели медленно ведущий.

     Наблюдения  психологов показали, что при быстрой  работе учащиеся делают меньше ошибок, чем при медленной. Конечно, и  здесь нужно соблюдать меру; слишком быстрый темп при изложении нового материала может привести к тому, что он не будет усвоен многими учащимися. В этом, как и во всем, необходимо учитывать особенности класса. Дело такта учителя соблюдать такой темп, чтобы мысль ученика не отставала от мысли учителя.

     Насыщенность  урока. С темпом урока тесно связана  насыщенность его материалом. Урок должен давать достаточно материала  для мыслительной деятельности учащихся. Насыщенный, проводимый в хорошем  темпе урок -сильное средство для  воспитания активного произвольного  внимания учащихся. Поэтому, идя на урок, учитель должен иметь план, рассчитанный по минутам, учитель должен знать, что на его уроке не произойдет ни одной заминки, что ученики  все время будут напряженно работать.

     Разнообразие  видов работы. Каждый учитель из своей практики знает, что самое  устойчивое внимание, по мере работы, начинает утомляться и колебаться. В основе таких колебаний может лежать не только пассивность воспринимающего, но и неподвижность самого объекта  изучения.

     Разнообразие  методических приемов и средств. Во избежание колебаний внимания, в целях воспитания у учащихся его устойчивости нужно всемерно заботиться о разнообразии методических приемов и средств подачи нового материала, опроса, повторения, проверки домашних заданий. Надо помнить, что  учащиеся усваивают программный  материал не только со слов учителя, но и в ходе самостоятельного выполнения упражнений, решения задач   на   пройденное,   при   выполнении   графиков   чертежей   и   иных практических работ.

     Эти приемы надо шире использовать на уроках. В отдельных случаях учителю  следует излагать материал нелекционно, а вопросами, обращенными к учащимся, привлекать их к выводу и усвоению нового.

2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ,  СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ  ВНИМАНИЯ

 

     Роль  ожидания. Непроизвольное внимание свойственно  школьнику с ранних лет, но для  воспитания произвольного внимания требуется много сил. Произвольное внимание связано с волевыми усилиями и с интересом, но уже не к самой  деятельности, а к результатам  ее, т. е. с интересом к цели.

     При школьном обучении такой целью для  ученика должно быть овладение тем  или иным разделом программы. Но чтобы  осознать эту цель, он должен иметь  предварительное, хотя бы самое общее  представление, о чем будет идти речь.

     Вот почему необходимо сообщать ученикам тему, над которой начинается работа, а также, если это возможно, ее практическое значение и тем самым заинтересовать их ожиданием нового материала.

     Иногда  можно применить прием, усиливающий  это значение ожидания. Перед объяснением  нового материала полезно, например, предлагать учащимся задачу, которая  выдвигала бы как необходимость  изучение этого материала.

     Кроме ожидания результатов учебной работы, развитию внимания способствует и выполнение основного дидактического требования - знать предыдущее, чтобы понимать новое.

     При переходе к дробно-линейным уравнениям, решение которых сводится к квадратным уравнениям, необходимо повторить вопрос о возможности приобретения посторонних  корней, несколько обобщив вопрос; к этой же теме необходимо повторить  действия с алгебраическими дробями.

Роль  затруднений. Нередки случаи, когда  учащиеся невнимательны на уроках математики только потому, что встретились с  трудностью, которую не смогли преодолеть. Но если умело помочь в этом случае ученику, учащийся постепенно увлекается продолжением работы.

     Но  подобным облегчением затруднений  нужно пользоваться разумно, имея в  виду воспитательное значение факта  преодоления трудностей. Интересно  не то, что легко, а то, что доступно, но требует усилия, умения преодолевать трудности. Чем труднее задача, тем  напряженнее внимание учащегося; чем  легче задача, тем менее оно  сосредоточено. Тот, кто сам может  одолеть затруднения, не нуждается  в помощи. Наоборот, некоторым иногда целесообразно сделать некоторые  указания даже и на контрольной работе, имея в виду, что контрольная работа - это тоже этап обучения.

     Учитывая  значение посильных затруднений  для воспитания внимания, не следует  ограничиваться элементарными, как  бы скользящими по поверхности, вопросами  к учащимся, нужно ставить более  трудные вопросы, вскрывающие сущность изучаемого. Примеры подобных вопросов приводились раньше.

     Воспитание  распределенного внимания. Нередко  можно услышать от ученика, слушающего объяснение учителя сложа руки, что  ему трудно одновременно и слушать  и писать. А между тем, распределение  внимания между несколькими видами деятельности требуется и в учебной  работе и в жизни. Ученикам это  потребуется в высшей школе, где  им придется слушать и одновременно записывать лекции. К этому их постепенно нужно готовить и в школе. С  этой целью в старших классах  несколько уроков проводят лекционно: читают лекцию, а учащимся предлагают написать конспект ее, который затем  проверяют и делают соответствующие  указания.

     Кроме того, сам учитель должен воспитывать  в себе распределенное внимание, о  чем говорилось выше: на его примере  будет воспитываться и внимание учащихся.

     Без лишних слов. Над воспитанием в  учащихся внутренней собранности, внимательности учителю следует начинать работу с самого начала. С самых первых дней пребывания в школе ребенок  должен убедиться в том, что учитель  ничего лишнего, ненужного на уроке  не говорит и что он должен ловить каждое слово учителя. Учитель повторит сказанное им лишь в тех случаях, когда это крайне необходимо. Только тогда школьники привыкнут быть внимательными к слову учителя.

     Точность  записей. В математике необходима скрупулезная точность в пользовании символической  записью, и учитель может показаться в своих требованиях педантом. На самом деле этого требует и  специфика предмета и задача воспитания внимания школьника.

     Борьба  с описками. Каждый учитель математики знает, какое зло представляют собою  описки учащихся. Эти описки являются выражением явного недостатка внимания и с ними нужно вести непримиримую борьбу. Для этого нужно, прежде всего, на конкретных примерах показывать, как  малейший недостаток или небрежность  в работе (перемена знака, пропуск  буквы или числа) может привести к совершенно нелепым результатам  в решении задач или примеров. Необходимо, далее, разъяснить, что  привычка к такого рода недосмотрам  и невнимательности может привести к тяжелым последствиям в их будущей  деятельности по окончании школы.

     Учет  недоработок. Очень помогает учащемуся  быть внимательным к тому, что он делает на уроках математики, наличие  у каждого из них карточки учета  недоработок («чего я не знаю по математике?»). В эти карточки последовательно  заносятся все недоработки учащегося, обнаруженные во время контрольных  работ, во время опроса у доски  или с места, во время самостоятельной  работы и т. д. В соответствии с  этим списком недоработок преподаватель  дает ученику индивидуальные задания. Убедившись, что ученик восполнил  пробел, учитель делает в карточке соответствующую пометку. С этой карточкой ученик выходит к устному  опросу, кладет ее в письменную работу, имея постоянно в поле своего внимания те вопросы, над усвоением которых  он еще должен поработать.

Значение  коллектива и организованности класса. Учебная работа по математике, как  и воспитание внимания, успешнее проходит в организованном школьном и классном коллективе.

     Внимательность  каждого ученика в значительной степени зависит от внимательности рядом сидящих товарищей и  всего класса. Не может ученик сосредоточенно работать над решением задачи, если его сосед по парте мешает ему.

     Воспитание  внимания определяется, таким образом, не только непосредственной работой  учителя, но и степенью организованности и сознательности коллектива учащихся, чему, следовательно, нужно придавать  достаточное значение.

     Изложенные  приемы и методы не исчерпывают всех возможностей воспитания внимания на уроках математики.

Информация о работе Управление вниманием учащихся на уроках математики