Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Активным учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19
МАТЕМАТИКИ 19
2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20
МАТЕМАТИКИ 20
2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23
ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 23
2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 27
2.2. ОТРАБОТКА УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31
2.2.1. ПО ТЕМЕ «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31
2.2.2. ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
К свойствам внимания, проявляющимся произвольно, относятся отвлекаемость и колебания внимания. Если держать ручные часы на таком расстоянии от уха, что едва будет слышно их тиканье, то можно заметить, что иногда звук от них совсем пропадает, а потом опять слышится. Это объясняется непрерывными колебаниями внимания. Очевидно, колебания внимания необходимы для отдыха нервных клеток.
Существует
также способность к
Иной ученик удивляется: едва он займется чем-нибудь посторонним, как уже получает замечание от учителя. Учитель рассказывает или даже пишет на доске и в то же время все видит. Дело здесь в том, что работа с большим количеством учащихся развивает у педагога способность распределять внимание, видеть почти всех учеников сразу.
Неустойчивость
внимания следует смешивать
с его
Во время школьной перемены шумно и весело. Тут и игры, и разговоры о всяких интересных вещах... И вдруг звонок. Все идут, а иные бегут в класс, садятся за парты. Многие ребята спокойны, серьезны, готовы к уроку. А другим не сидится на месте. Почему это происходит? Чем объяснить такую разницу в поведении?
Или такой пример. Вера и Надя выполняют домашнее задание по геометрии. Но вот задача решена, и подруги открывают учебник истории. Вера сразу начинает читать, а Надя не может: в голове у нее все еще мысли о равнобедренных треугольниках.
Оба примера говорят об одном: не все люди умеют быстро переключать свое внимание с одного занятия на другое. Эта способность зависит от подвижности нервных процессов в мозгу человека.
Именно трудностью переключения внимания объясняется то, что нам бывает нелегко начинать новое дело, если даже оно легче того, которое мы делали раньше, но к которому наша нервная система уже приспособилась.
Качеством, противоположным вниманию, является рассеянность. Как показывает само это слово, в этом случае внимание рассеяно, т. е. то и дело переходит с одного предмета на другой. Такой неустойчивостью внимания отличаются дети младшего возраста, а также люди со слабой нервной системой. У школьников тоже наблюдается рассеянность, особенно у тех, кто не привык сосредоточенно работать. Подобная неустойчивость внимания бывает также в результате утомления, недосыпания, сильного волнения.
Остановимся кратко на некоторых особенностях внимания у детей школьного возраста.
Дети отличаются от взрослых тем, что под влиянием внешних раздражителей процессы возбуждения и торможения возникают у них быстрее. Ввиду этого внимание ребенка отличается частым непроизвольным переключением с одного объекта на другой, т. е. оно более неустойчиво, чем у взрослых.
В
раннем детстве у детей преобладает
непроизвольное внимание. Его вызывают,
прежде всего, сильные внешние раздражители:
громкие звуки, яркие цвета, блестящие
или движущиеся предметы и т. п. Позднее
у ребенка начинает развиваться
и произвольное внимание. С поступлением
детей в школу наступает период
дальнейшего быстрого развития у
них и непроизвольного
«Чем моложе ребенок, - писал К.Д, Ушинский, - тем менее способен он к постоянству деятельности в каком-нибудь одном направлении». Поэтому в работу с детьми младшего возраста надо вносить больше разнообразия, чаще заменять один вид деятельности другим. Учащиеся старшего возраста в этом нуждаются меньше.
Наблюдения показывают, что подростки более активны, интенсивнее работают, чем младшие школьники, но их внимание отличается неустойчивостью, вызываемой быстрой утомляемостью. Особенно неровно занимаются в школе пятиклассники: бывают то сосредоточенными, работоспособными, то рассеянными.
У подростков сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, их привлекает. С другой стороны, это возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни. Поэтому подросток может заставить себя делать то, что его не интересует, ради цели, которую он перед собой поставил. Но вместе с тем одна неудача может превратить ученика в рассеянного, ленивого.
Если учителю трудно направить внимание подростка на какой-нибудь учебный материал, то, как правило, бывает еще труднее поддерживать сосредоточенность ученика, не давать ему отвлекаться. Но подросток обладает качествами, необходимыми для довольно серьезной умственной работы. Если младший школьник более внимателен к материалу, в котором описываются конкретные факты, события, и он с трудом сосредоточивается на всякого рода обобщениях, то подросток может вникать как в тот, так и в другой материал.
Юноша
это во многих отношениях уже взрослый
человек, отличающийся необходимой
работоспособностью. Многие свойства
внимания (сосредоточенность, устойчивость,
распределение внимания, объем и
др.) в юношеском возрасте бывают
развиты даже лучше чем у взрослых.
Этому способствует длительное школьное
обучение. Благодаря высокому уровню
развития внимания в этом возрасте
продолжение образования
У старших школьников углубляется эмоциональная жизнь, появляются новые переживания, которые вызывают внимание к тому, чего раньше школьник не замечал и чему не придавал значения.
Педагогу надо учитывать и индивидуальные различия свойств внимания. У некоторых детей уже в младшем школьном возрасте достаточно сильно развито произвольное внимание. Другие же школьники и в старших классах плохо сосредоточиваются на грудном, неинтересном материале. Многое здесь зависит от уровня умственного развития, от уровня познавательных интересов, эмоциональных и волевых свойств характера, темперамента, состояния нервной системы, физического самочувствия.
Задача каждого педагога заключается, прежде всего, в том, чтобы овладеть именно непроизвольным вниманием учащихся, благодаря чему они легко, с интересом будут учиться, усваивать моральные нормы нашей жизни.
Воспитанием непроизвольного внимания хороший учитель занимается в течение всей своей работы с учеником, начиная с поступления ребенка в школу и заканчивая выпуском его из ее стен.
Сам
процесс обучения, если он организован
правильно, способствует воспитанию у
ученика непроизвольного
Большое
значение для привлечения внимания
имеет качество изложения учебного
материала учителем. Яркий, красочный,
эмоционально насыщенный рассказ привлекает
внимание учащихся. И очень важно,
чтобы объяснения учителя вызывали
вопросы учащихся это показатель
их заинтересованности уроком. Если учащиеся
утомились и стали
Важное условие воспитания непроизвольного внимания - применение различных форм наглядности: показ рисунков, картин, пособий и т. д.
Применяя наглядные пособия, надо помнить о том, что даже наиболее впечатляющие из них дети перестают замечать, если они все время находятся у них перед глазами. Это объясняется тем, что постоянные, длительно действующие раздражители перестают замечаться человеком. Поэтому учителю следует, показав наглядные пособия, убирать их и приносить в класс по мере надобности.
Помогает привлечению внимания ожидание определенных впечатлений. Если ученик знает, что на уроке будет рассказано или показано что-то интересное, он с неослабевающим вниманием слушает учителя, следит за тем, что он делает. Опытные учителя не показывают опыт в самом начале урока, зная, что после его демонстрации внимание учащихся может ослабнуть. Ожидание опыта делает учащихся внимательными и к тому, что говорит учитель перед его демонстрацией и к самому опыту.
Одним из главных условий появления произвольного внимания является наличие цели действия, установка на сосредоточенное внимание.
Невнимание
ученика часто возникает
Воспитание произвольного внимания нельзя проводить вне воспитания личности ученика, его взглядов, убеждений, черт характера и, в первую очередь, его волевых качеств.
Учитель должен обращать особое внимание на воспитание у детей (начиная с первых лет обучения) стремления к выдержке, сосредоточенности, преодолению отвлечений во время малоинтересной, трудной для них работы.
К.Д. Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательный свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в жизни, а непременно есть скучные вещи и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность».
Заставляя себя сосредоточиться на неинтересной работе, ребенок укрепляет свою волю именно в этом заключается воспитательная роль произвольного внимания.
Большое значение для воспитания произвольного внимания имеет требовательность учителя.
Учителю следует детей пассивных, медлительных больше подбадривать, активизировать. Очень подвижных школьников надо нагружать разнообразными учебными заданиями и все время держать в поле зрения. Активным, способным школьникам следует давать посильные дополнительные задания, чтобы они не скучали на уроке.
Важнейшим условием для мобилизации внимания учащихся на уроке является увлеченность самого учителя и учебным материалом, и процессом передачи его школьникам. Без умения в какой-то мере «играть», без доли артистизма учителю трудно обойтись.
Речь педагога должна быть четкой, ясной, выразительной, привлекающей внимание учеников. Монотонная, медленная речь учителя усыпляет детей.
Плохо,
если речь учителя бывает слишком
громкой, крикливой. Под шум речи
учителя ребята скорее начинают вести
посторонние разговоры. Между тем
негромкая речь заставляет не допускать
никакого шума, вслушиваться в каждое
слово учителя.
Воспитанию внимания способствуют многие факторы, но больше всего - рациональное применение методов и приемов обучения.
Немалую
трудность для учителя
Особую трудность составляет для учителя задача воспитания произвольного внимания. Существенную роль в этих случаях играют специальные задачи, которые учитель может ставить перед учащимися.
В формировании непроизвольного внимания многое значат такие «мелочи», как размещение оформления в классе, рассадка учащихся, изоляция от звуков улицы, даже одежда учителя. Внешние раздражители незамедлительно отвлекают и самых сознательных учеников. Особенно отвлекают внимание учащихся раздражители, тесно связанные с личными интересами (раскрытый классный журнал, необычная наглядность, модель, новая прическа учительницы и т. п.). Многое зависит от того, как сумеет учитель овладеть вниманием учащихся в самом начале урока, от его первых шагов в переносном и в буквальном смысле этих слов.
Информация о работе Управление вниманием учащихся на уроках математики