Управление вниманием учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Активным учащийся может быть на уроке только тогда, когда он внимательный.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Цель: разработать методические рекомендации управлением вниманием учащихся на уроках математики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 15
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ 19
МАТЕМАТИКИ 19
2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 19
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ 20
МАТЕМАТИКИ 20
2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СПОСОБСТВУЕТ 23
ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 23
2.1.3. РАЗЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВНИМАНИЯ 27
2.2. ОТРАБОТКА УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКЕ 31
2.2.1. ПО ТЕМЕ «ДЕЙСТВИЯ СО СТЕПЕНЯМИ» 31
2.2.2. ПО ТЕМЕ «МОДУЛЬ, НЕРАВЕНСТВО С МОДУЛЕМ» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 92.52 Кб (Скачать)

     Например, учительница математики, войдя в  класс, и проследив за тем, как  ученики садятся, строго (строго, но не резко) заметила, что кое-кто сидит  не на месте, кто-то с кем-то шепчется. Сделанное ею замечание сразу  положительно насторожило класс, возбужденный после перемены.

     После постановки первого же вопроса к  классу и небольшой паузы учитель, не заглядывая в журнал, назвал фамилию  ученика, заранее намеченного для  вызова. В тех же случаях, когда, придя  в класс, учитель начинает заполнять  журнал, отмечать отсутствующих, выяснять причину у не посетивших урок предыдущий урок и решать, кого спрашивать и  что именно, внимание учащихся сильно ослабевает, и тогда нужны подчас значительные усилия, чтобы его вновь восстановить. У учительницы есть два правила. Первое: во время выслушивания ответа ученика стоять сзади всех, чтобы все внимание учащихся было сконцентрировано на отвечающем, и только на нем. И второе: если спрашивать долго одного и того же ученика, внимание слушающих его ослабевает. За 15 - 18 минут она опрашивает до 5 и более учащихся.

     Частый  опрос заставляет учеников быть постоянно  внимательными: каждый ожидает, что  именно его спросят.

     Однако  частая смена отвечающих еще не решает проблемы. Если затянуть опрос (больше 15 - 18 минут), то и при условии частой смены отвечающих внимание учащихся тоже ослабевает и они становятся менее работоспособны при изучении нового материала. Поэтому следует  использовать дополнительный прием: время  от времени менять проверки домашнего  задания во времени - не обязательно  в начале урока, а иной раз в  конце (особенно если новый материал не связан с предыдущим), а иногда и в середине урока.

     Имеет отношение к вниманию и время  объявления и выставления оценок. Учитель в конце опроса объявляет  оценки, но не ставит их в журнал. Если ученик знает, что объявленная ему  оценка может в конце урока  измениться в зависимости от его  участия в изучении нового материала, он будет сосредоточен, и это воспитывает  произвольное внимание.

     Несколько слов о темпе опроса, о темпе  ведения урока вообще и о его  влиянии на формирование внимания учащихся. Приведем примеры. Некоторые учителя  ведут опрос обычно в очень  быстром темпе. В итоге внимание учащихся исключительно высоко, да и неудивительное чтобы у этих учителей ответить на вопрос, нужно  все слышать, тогда быстрее можно  припомнить, сопоставить и сделать  требуемые выводы. Для учащихся, которые особо не напрягают свои умственные силы, быстрый темп опроса просто необходим. Правда, убыстрять  темп нужно постепенно. И вообще темп ведения урока может (и должен) меняться в зависимости от характера  материала, состава учащихся, их состояния в данной ситуации. Но из-за особенностей темперамента учителя осуществить это бывает весьма нелегко. Нужна для этого четкая установка и определенные усилия учителя.

     Вызывает  осуждение злоупотребление призывами  к вниманию: «Внимание!», «Ребята, будьте внимательны!». Как ни странно, но частый призыв к вниманию приводит часто  к обратному. Основное поэтому в  том, чтобы создавать такие условия  работы класса, при которых нельзя не быть внимательным: интригующее  вступление к опросу, нестандартные  вопросы, удачные реплики, приобщение всего класса к коллективному  заданию и т. п. Самое же опасное, что ослабляет внимание уже в  начале урока, это длительная работа с одним учеником,

     Для того чтобы эффективно обеспечить внимание учащихся при изучении нового материала, нужно провести определенную подготовительную работу. Прежде всего, следует повторить  старый материал, продумать пути восприятия нового и приемы активизации мышления учащихся и способы формирования умений и навыков. Богатство и  глубина материала в сочетании  с интересной формой изложения, а  не внешняя развлекательность - таков  магистральный путь воспитания внимания. Уже само начало изучения нового материала  должно возбуждать внимание учащихся. Таким началом может быть заинтересовавшее учащихся сообщение темы и цели урока  или интересного эпизода из жизни  самого учителя.

     Изучение  нового материала можно начать, оттолкнувшись  и от жизненного опыта учащихся, особенно если будет идти речь о  производстве, профессиях, дружбе, любви.

     Уроки показывают, что при изучении нового материала ученик всегда внимателен, если ему предлагают не репродуктивный, а творческий путь, по которому нельзя успешно продвигаться без активного  мышления, без собственных усилий.

     При закреплении знаний полезно предлагать учащимся рассуждать вслух о способе  решения данной задачи и требовать  ставить наводящие вопросы самих  учеников.

     Таковы  некоторые приемы, применение которых  обеспечивает необходимое на уроке  внимание учащегося и воспитывает  его как черту личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

2.1. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ  НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

 

     Работа  учителя очень сложная и многосторонняя работа. Она предполагает исчерпывающее  знание того предмета, который он ведет. Она требует умения донести этот предмет до учащихся и сделать  его элементом их формирующегося мировоззрения. Она требует обязательного  соответствия всего дела обучения с  психологическими процессами в сознании учащихся как живых человеческих личностей. Без учета психологических  основ обучения работа учителя обречена на неудачу, на брак, на дополнительные ненужные трудности. Более того, она  часто без этого бывает невозможна. Невозможно правильное обучение и неразрывно связанное с ним воспитание без  учета таких сторон личности учащихся, как память, воля, выдержка, настойчивость  и многие другие.

     Среди свойств человеческой личности, обуславливающих  ход педагогического процесса, очень  важное, часто определяющее значение имеет внимание. Учитель любого предмета знает, как велико значение внимания учащихся для успешного хода и  всего процесса обучения в целом. Все мы можем наблюдать в классе отдельных учеников, хотя и сидящих  весьма скромно за партой, но на самом  деле «ушедших из урока» в область  своих собственных размышлений, воспоминаний, мечтаний.

     Можно с уверенностью сказать, что невнимательность учащихся составляет одну из причин неуспеваемости.  
 

2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ  ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

 

     При обучении математике, в силу специфики  предмета, внимание школьников играет особенно важную роль. Специфичность  математики заключается, прежде всего, в ее абстрактности и строгой  систематичности, в неразрывной  связи последующего с предыдущим. Эта особенность математики требует  от учителя и развития у учащихся особых умений и навыков,

     1. Мы должны приучать школьников  к полноценной, законченной аргументации. Нельзя формулу вывести наполовину  или «почти» вывести. Нельзя  теорему доказать наполовину  или «почти» доказать. Всякое  суждение должно быть обосновано  до конца.

     В математике приходится приучать школьников к обозрению всех возможных случаев  рассматриваемого вопроса; упустить один из случаев -значит допустить пробелы  в обосновании суждения, часто  ведущие к неполноценным, а иногда и просто неправильным выводам.

     При исследовании квадратного трехчлена  ученик не должен упустить ни одного из случаев: D>0, D<0 и D=0. Говоря в 5 классе о классификации натуральных чисел, учащиеся должны различать среди них не только числа простые и составные, но также четные и нечетные; изучая действительные числа, должны иметь в виду, с одной стороны, числа положительные, отрицательные и нуль, с другой рациональные и иррациональные. При выводе формулы объемов многогранников, нужно последовательно исчерпать все случаи: параллелепипеды (прямоугольный, прямой, наклонный), затем призма и, наконец, пирамида. Выводя формулу объема прямоугольного параллелепипеда, учащиеся должны это сделать не только для частного случая, когда измерения параллелепипеда выражены целыми числами, но и для такого параллелепипеда, ребра которого выражаются дробными или иррациональными числами.

     2. Нужно понимание учащимися логической  схемы, умение не упускать этапы  доказательства теоремы, умение  перечислить эти этапы.

     Пример.

     Признак параллельности двух плоскостей,

     Если  две пересекающиеся прямые одной  плоскости α соответственно параллельны двум прямым другой плоскости β, то эти плоскости параллельны.

     1 этап: перечисление всех возможных  случаев взаимного расположения  двух плоскостей α и β (их совпадение, пересечение, параллельность);

     2 этап: предположение, что α и β совпадают;

     3 этап: вскрытие противоречия предположения  с условием теоремы;

     4 этап: предположение, что α и β пересекаются по прямой l;

     5 этап: доказательство, что две пересекающиеся  прямые a и b плоскости α параллельны плоскости β;

     6 этап: доказательство, что прямые  a и b параллельны прямой l;

     7 этап: вскрытие противоречия с аксиомой параллельности, состоящего в том, что в плоскости α через одну точку проходят две пересекающиеся прямые a и b, параллельные прямой l;

     8 этап - заключение. Плоскости α и β не пересекаются и не совмещены; следовательно, .

     3. В  математике нужна заостренная точность  и расчлененность рассуждений, классификации изучаемого, нумерации случаев, подслучаев.

     Например, виды квадратных уравнений:

     I Неполные: 1) с=0, 2) b=0, 3) b=0 и с=0.

     II Полные:

         1) неприведенные:

           а) второй коэффициент - нечетное число,

           б) второй коэффициент - четное число.

         2) приведенные:

           а) второй коэффициент - нечетное число,

           б) второй коэффициент - четное число.

     4. Нужно приучать учащихся видеть  частное в общем и общее  иллюстрировать частным.

     Примеры:

     а) прошли первый признак подобия треугольников (по двум углам); учащиеся должны уметь  видеть в нем и признак подобия  прямоугольных треугольников, не требующий  особого доказательства;

     б) зная   формулу  решения полного  неприведенного   квадратного  уравнения, учащийся должен уметь решать по этой формуле любое неполное квадратное уравнение;

     в) имея перед собой график логарифмической  функции, учащийся должен уметь иллюстрировать на нем свойства функции.

     5. Нужно требовать от учащихся  абсолютной точности математических  записей, о чем речь будет  дальше.

     Все преподающие математику знают, какое  значение при решении задач и  примеров имеют описки. Описки по недосмотру и невнимательности учащихся составляют немалый процент ошибок в любой  контрольной, самостоятельной, домашней и даже классной работе при выполнении ее на доске.

     Систематические описки учащегося говорят о недостаточной  работе учителя над воспитанием  внимания.

     Между тем все перечисленные, как и  не упомянутые здесь другие особенности  математики, требуют для их усвоения исключительного внимания и потому воспитание его у учащегося приобретает  для учителей математики особенную  сторону. С другой стороны, сами занятия  математикой воспитывают внимание. Посмотрим, из каких элементов может  складываться работа учителя математики по воспитанию внимания учащихся.

2.1.2. ЧТО В РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ  СПОСОБСТВУЕТ

ВОСПИТАНИЮ  ВНИМАНИЯ

 

     Начало  урока. Исключительное значение имеет  начало урока, часто дающее тон всему  дальнейшему его течению. Подтянутость, собранность учащихся в начале урока  способствует проявлению и развитию внимания. Излишняя же возбужденность или, наоборот, расслабленность, вялость  тормозят установление внимания.

     Для преодоления этой трудности в  ряде школ начало урока организуется так, Учащиеся, возбужденные горячими спорами и быстрыми движениями перемене, первому предварительному звонку выстраиваются  перед своим классом. Руководит  построением классный организатор  в присутствии и под наблюдением  учителя. Еще в коридоре, спокойно, без излишней торопливости, учитель  привлекает к себе внимание класса. Учащиеся успокаиваются, по приглашению  учителя после второго звонка входят в класс и сразу же приступают к работе.

Информация о работе Управление вниманием учащихся на уроках математики