Управление процессом внедрения ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ1.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Такой механизм разработки образовательной  программы по нашему мнению является элементом модели инновационной деятельности в дошкольном учреждении и отражает следующие направления:

  1. Обновление содержания образования дошкольников:
  • Внедрение современных программ и технологий,
  • Использование  технологий психолого-педагогической поддержки;
  1. Обновление и совершенствование системы методической работы:
  • отбор инновационного содержания деятельности;
  • совершенствование системы мер мотивационного обеспечения качественного педагогического труда;
  • совершенствование управленческих процессов,      обновление стиля методической работы на основе делегирования полномочий и расширения     профессионально-творческих объединений педагогов;
  1. Обновление системы управления качеством образования:
  • Создание условий в соответствии с современными требованиями:

- нормативно-правовые,

- перспективно-целевые,

- потребностно-стимулирующие,

- информационно-коммуникативные;

  1. Совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников:
  • изучение  состояния условий семейного воспитания и потребностей семьи, прогнозирование форм, методов и средств эффективного взаимодействия на дифференцированной основе,
  • внедрение современных форм взаимодействия на основе совершенствования системы мер, обеспечивающих активное вовлечение родителей в образовательное пространство ребёнка,
  • психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития дошкольника, подготовки к обучению в школе и к жизни на дальнейших этапах развития;
  1. Развитие и совершенствование системы преемственных со школой;
  1. Расширение внешних связей, взаимодействия с социумом;
  2. Проектирование и организация вариативных форм дошкольного образования в ДОУ.

 Оценка результативности реализации проекта «Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ» происходит по разработанной карте самоанализа ДОУ.

 В данный момент  учреждение находиться на внедренческом  этапе проекта. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. 
Мы можем говорить о следующих результатов его реализации:

- 80% педагогов повысили  уровень квалификации через курсы  повышения квалификации при ИРО  и ИПКРО по вопросам реализации  ФГТ;

- составлена и приступили  к реализации образовательной  программы, ориентированной на  инновационную деятельность ДОУ;

-  создаются условия  для эффективной реализации образовательной  программы, в соответствии с  ФГТ (нормативно- методическое обеспечение,  обновление предметно-развивающей среды в группах)

-    внедрение вариативных форм дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В настоящее время в нашей  стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.  Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Одной из задач современного дошкольного учреждения становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов и глубокого научного и практического осмысления.

В связи с введением  федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной  программы дошкольного образования  можно утверждать, что 

в сфере дошкольного образования внедряются инновации:

1.  в  управлении учреждением;

2.  в  структуре образовательного процесса.

  Данные процессы определяют сущность формирования образовательного учреждения,  в соответствии с ФГТ, что положительно влияет на повышение профессионального уровня педагогов, направляя их на инновационный поиск нововведений, что в свою очередь должно положительно повлиять на качество обучения и воспитания дошкольников в ДОУ, создать лучшие условия для развития детей, позволить осуществить личностно-ориентированный подход и построить образовательный процесс в соответствии  с современными требованиями.

  Стержнем процесса внедрения ( в нашем случае – это процесс внедрения ФГТ)  являются управленческие действия, привносящие динамические, позитивные изменения в организацию педагогического процесса на этапе внедрения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом мы видим , что управление процессом внедрения ФГТ в деятельность ДОУ, являются одним их условием его инновационного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001
  2. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.
  3. Программно-целевое управление развитием образования / Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007
  5. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007
  6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.  
  7. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс]// http://sinncom.ru
  8. По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal
  9. Материалы сайта Открытый класс, сетевые образовательные сообщества, Суворина В.Г. [Электронный ресурс] //  http://www.openclass.ru
  10. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  11. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
  13. Майер А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ, № 8, 2006.
  14. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ, № 3, 2006.
  15. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  16. Федеральные государственные требования структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655
  17. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248);
  18. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  19. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТА САМОАНАЛИЗА

реализации  проекта 

«Процесс внедрения ФГТ в  деятельность ДОУ»

 

Цель  самоанализа: получение объективной информации о степени перехода на ФГТ.  

 

Шкала оценки: 0 баллов – не реализовано, 1 балл – реализовано частично, находится в стадии разработки, 2 балла – реализовано в полном объеме.  

 

Степень готовности: 32 – 38 баллов  - оптимальная, 20 – 28 баллов – допустимая, до 20 баллов - недостаточная  

 

Условия

Критерии

Показатели/Оценка показателей в  баллах

Комментарии, подтверждение

 

0

1

2

 

1. Нормативные условия разработки  программы

1.Устав ДОУ  

Внесены изменения или подготовлен  проект изменений к Уставу

       

2. Лицензия с приложением

Наличие документов (№, серия, дата выдачи, уровень и направленности программ)

   

3. Свидетельство об аккредитации

Наличие документов (№, серия, дата выдачи)

   

4. Формирование банка нормативно-правовых  документов федерального, регионального,  муниципального, дошкольного уровней

Наличие нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, дошкольного уровней, регламентирующих деятельность по разработке ООП

       

5. Основная образовательная программа  ДОУ 

Наличие документов, разработанных в  соответствии с требованиями ФГТ

  • Пояснительная записка
  • Обязательная часть Программы:

·        Организация режима пребывания детей в ДОУ:

- описание ежедневной организации  жизни и деятельности детей  (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного  процесса (схема взаимодействия  специалистов, взаимодействия с социумом  модель образовательного процесса)

 

 

·   Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:

·         цель образовательной области, задачи

·          модель или схема или        таблица «Интеграция образовательных областей

·    программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)

·    таблица реализации образовательных областей в разных формах работы

  • Содержание коррекционной работы (подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции)

·        Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

·         Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

 

  • Региональный компонент вариативная часть Программы:

 

  • Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
  • Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированной направленности
  • Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.(адаптационных)

 

  • Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения:

 

- Управление реализацией программы;

- Создание и обновление предметно-развивающей  среды;

- Инновационная или экспериментальна работу;

- Формы сотрудничества с семьей;

- Преемственность в работе ДОУ  и школы;

- Взаимодействие ДОУ с другими  учреждениями

- Учет принципа интеграции

- Наличие комплексно-тематического  планирования

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Должностные инструкции 

Должностные инструкции приведены в  соответствие с квалификационными  характеристиками

       

7. Договор с родителями 

Разработана и утверждена форма договора о предоставлении общего образования

       

Максимальное количество баллов

 

14 баллов

II. Финансово-экономические условия введения ФГТ

1. Финансово-экономическая документация

Наличие документов:

 

Положение о НСОТ

 

Положение о платных дополнительных образовательных услугах

 

 

Положение о доплатах и надбавках

 

Коллективный договор (при наличии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

2. Финансовый план по созданию  образовательной среды 

 

 

Определение объема расходов, необходимых  для реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также  механизма их формирования

       

3. Публичный доклад 

Наличие в Публичном докладе  информации о расходовании внебюджетных средств

       

Максимальное количество баллов

 

6 баллов

III.Организационно – содержательные условия

1.Обеспечение комфортной,  здоровьесберегающей среды

Применение здоровьесберегающих технологий

 

Психологическое сопровождение образовательного процесса формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Управление образовательным процессом

Наличие рабочей группы по разработке ООП (список утвержден приказом заведующей ДОУ)

Работа творческих групп, их направленность на инновационную деятелньость

 

Наличие плана разработки ООП (утвержден  приказом заведующей ДОУ )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

3.Модель организации образовательного  процесса

Разработка оптимальной модели организации  образовательного процесса

 

Проведение анкетирования по изучению запросов родителей по использованию  вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

Максимальное количество баллов

 

6 баллов

IV. Кадровые условия введения ФГТ

1. Готовность педагогического коллектива  к работе

по ФГТ

Наличие плана мероприятий деятельности рабочих групп

 

Наличие перечня требуемых знаний и умений педагога для решения  задач по введению ФГТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

2. Повышение квалификации педагогов

Наличие плана-графика повышения  квалификации  педагогов

 

Осуществлено повышение квалификации всех педагогов

       
       

 

 

 

 

 

 

 

 
     

3 .Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение введения ФГТ

 

 

 

 

 

4.Информирование родителей о  ходе реализации ООП дошкольного  образования

Разработан и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГТ

Оборудование и оснащение методического  кабинета

 

Наличие доступной информации для  родителей:

  • о реализуемой программе
  • о текущих результатах освоения программы
  • о наличии в ДОУ соответствующих условий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

Максимальное количество баллов

 

8 баллов

             
     

V. Материально-технические условия введения ФГТ

1. Оснащённость игровых комнат

- Соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения

- Соответсттвие ФГТ

 

- Наличие справочной литературы, дидактического и раздаточного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

2. Наличие дополнительных условий для реализации ФГТ

- Спортзал

- Логопедический кабинет

-Психологической разгрузки

       

3. Оснащённость информационно-методического кабинета

Наличие фонда 

- нормативно-правовых документов  по реализации ФГТ

-художественной лит-ры

-справочной литературы для разных возрастов,

-

-методических разработок

копировальной техники, компьютров, наличие Интернета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

Максимальное количество баллов

   

ВСЕГО баллов

 

 балла

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление процессом внедрения ФГТ