Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа
Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.
Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Кафедра экспертиз
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Управление процессом внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как условие инновационного развития ДОУ.
Выполнил: Сибирякова Инга Викторовна,
выпускник курсов профессиональной
переподготовки по направлению
«Менеджмент организации.Менеджмент в образовании»
Научный руководитель:
Иркутск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………………………………………………
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные
понятия, определяющие инновационную
деятельность ДОУ………………………………………………………………………
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные
государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, как проектирование
инновационной деятельности ДОУ………………………………………………………………………
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность
педагогического коллектива ДОУ – как
условие успешной реализации ФГТ………………………………………………………………………
2.3. Процесс разработки образовательной
программы ДОУ, как инструмент инновационной
деятельности ДОУ………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Текст печатается
с соблюдением следующих
Введение
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. В связи с современным уровнем развития общества, запросом государства возникает потребность в изменениях и возможность их реализации.
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.
Происходящие
трансформации в системе
Поиск
и освоение инноваций, способствующих
качественным изменениям в деятельности
ДОУ – основной механизм оптимизации
развития системы дошкольного
Таким новшеством и условием повышения качества дошкольного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ(ФГТ).
В связи с этим, актуальность исследования вызвана насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в функционировании ДОУ, повышении качества дошкольного образования, проектировании новой модели развития ДОУ через управление процессом внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения.
Объектом исследования является процесс управления внедрением ФГТ
Предметом исследования – проектирование инновационной модели организации образовательной деятельности в ДОУ
Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ.
1.1. Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ.
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией и основаны на внедрении ФГТ в деятельность ДОУ.
Инновационная модель дошкольного учреждения представляет собой, модель учреждения , находящегося в режиме развития, как в целенаправленном , закономерном, непрерывном и необратимом процессе перехода кразработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств.
Инновационная педагогическая деятельность характеризуется внедрением новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических достижений. (Дошкольное образование.Словарь терминов, 2005г.)
Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978. - с.381.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития образовательного учреждения, связанные с созданием новой практики образования.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы ДОУ.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. (Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.)
В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью, которая характеризуется следующими действиями :
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. (Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 4)
В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
По степени новизны выделяют следующие виды инноваций:
1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен.
2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация.
3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.
4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
По области
распространения инновации
1. в управлении учреждением;
2. в структуре воспитательно-образовательного и процесса;
3. в содержании воспитательно-образовательного процесса.
По масштабам (объему) преобразований:
-частные,
единичные, не связанные между
собой;
-модульные (комплекс частных, связанных
между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному
учреждению).
По ресурсоемкости - объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения.
По уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества).
Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):
-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
-использование
инноваций приводит к
-внедрение
инноваций вызывает
Центральной фигурой
инновационного процесса становится педагог,
способный изменять и перестраивать
свою деятельность в соответствии с
потребностями и возможностями
ребенка и собственными ресурсами
развития. Его инновационный потенциал
– определяющий в достижении эффективности
новшеств, успех внедрения которых
тесно связан с инновационным
поведением субъекта – действиями,
в которых проявляется
В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы [8]:
- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;
- творческие
способности, такие как
- технологический
компонент, обеспечивающий
- рефлексия, способствующая
адекватному представлению
Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.