Управление процессом внедрения ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ1.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГОУ  ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

Кафедра экспертиз

 

 

 

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Управление процессом внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как условие инновационного развития ДОУ.

 

 

 

 

 

Выполнил: Сибирякова Инга Викторовна,

выпускник курсов профессиональной

переподготовки  по направлению 

«Менеджмент организации.Менеджмент в образовании»

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………………………………….3-4

Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15

1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8

1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12

1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование  инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15

Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в  практическую деятельность ДОУ…..16-29

2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18

2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21

2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28

Заключение…………………………………………………………..………………………29-30

Список  литературы…………………………………………………….……..………………..31

Приложения……………………………………………………..……...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст печатается с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – не менее 20 мм. Отступ абзаца – 1,27 см.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В период глубоких социально-экономических  изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения  претерпевает и система образования. В связи с современным уровнем развития общества, запросом государства возникает потребность в изменениях и возможность их реализации.        

  Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Происходящие  трансформации в системе дошкольного  образования обусловлены объективной  потребностью в адекватном общественному  развитию и эволюции образовательной  системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью  необходимостью серьезных изменений  в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации  развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения  и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

  Таким новшеством и  условием повышения качества дошкольного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ(ФГТ).

  В связи с этим, актуальность исследования вызвана насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в функционировании ДОУ, повышении качества дошкольного образования, проектировании новой модели развития ДОУ через управление процессом внедрения ФГТ в деятельность дошкольного учреждения.

Объектом исследования  является процесс управления внедрением ФГТ

Предметом исследования – проектирование инновационной модели организации образовательной деятельности в ДОУ

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
  2. Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
  3. Разработать и реализовать проект  поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ.

 

 

1.1. Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ.

   

  Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией и  основаны на внедрении ФГТ в деятельность ДОУ.

  Инновационная модель дошкольного учреждения представляет собой, модель учреждения , находящегося в режиме развития, как в целенаправленном , закономерном, непрерывном и необратимом процессе перехода кразработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств.

  Инновационная  педагогическая деятельность характеризуется   внедрением новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической  реализации педагогических достижений. (Дошкольное образование.Словарь терминов, 2005г.)

  Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение:  новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.   Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. - М.: 1978. - с.381.

Педагогическая   инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития образовательного учреждения, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)  

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

  Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системы ДОУ.

Нововведение  при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный  процесс рассматривается как  развитие трёх основных этапов: генерирование  идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.  (Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.)

  В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью, которая характеризуется следующими действиями :

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

  Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. (Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 4)

  В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

  По степени новизны выделяют следующие виды инноваций:

   1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен.

  2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация.

  3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

  4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

По области  распространения инновации могут  быть разделены на инновации:

1.  в управлении учреждением;

2. в структуре воспитательно-образовательного и процесса;

3. в содержании воспитательно-образовательного процесса.

 По масштабам (объему) преобразований:

-частные,  единичные, не связанные между  собой; 
-модульные (комплекс частных, связанных между собой); 
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

  По ресурсоемкости -  объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения.

 По уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества).

 Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

-инновация  всегда содержит новое решение  актуальной проблемы;

-использование  инноваций приводит к качественному  изменению уровня развития личности  воспитанника;

-внедрение  инноваций вызывает качественные  изменения других компонентов  системы  ДОУ.

Центральной фигурой  инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать  свою деятельность в соответствии с  потребностями и возможностями  ребенка и собственными ресурсами  развития. Его инновационный потенциал  – определяющий в достижении эффективности  новшеств, успех внедрения которых  тесно связан с инновационным  поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы [8]:

- мотивы, установки,  направленность, характеризующие открытость  педагога и восприимчивость к  новому;

- творческие  способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

- технологический  компонент, обеспечивающий вариативные  способы реализации традиционных  задач;

- рефлексия, способствующая  адекватному представлению педагога  о себе и своём месте в  инновационном процессе.

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Информация о работе Управление процессом внедрения ФГТ