Управление процессом внедрения ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ1.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Анализируя  федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образованияследует выделить следующие нововведения:

  1. Осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с разработанной самостоятельно образовательной программы ДОУ.
  2. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе:культурно-исторического, деятельного, личностного подхода.
  3. Достижения детей дошкольного возраста определить не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных интегративных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
  4. Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
  5. Организация воспитательно-образовательного процесса на принципе интеграции образовательных областей , на основе комплексно-тематического планирования.

 

Таким образом, можно говорить о том, что ФГТ предполагают стратегию локальных и системных изменений в организации воспитательно-образовательного процесса и они должны отразиться в процессе их внедрения в деятельность ДОУ.

Новая «Образовательная программа  ДОУ» должна соответствовать определенным принципам:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие личностные качества, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Вывод: ДОУ должно самостоятельно корректировать содержание комплексных и парциальных программ в соответствии с ФГТ, по которым ранее работало учреждение , в связи с чем изменяется и усложняется характер его функций, необходимость которых диктуется условиями современного ДОУ, переход от нормативно-исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности.

 

Глава   2. Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ

2.1.Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ.

 

Изменения, происходящие в системе  дошкольного  образования, введение ФГТ в работу дошкольных учреждений предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций Перед учреждением встала задача :самостоятельно внести изменения в организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В качестве управленческой деятельности по внедрению ФГТ администрацией ДОУ  был издан приказ  «Об  организации работы по введению федеральных  государственных требований к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования». (Приложение 1) создана творческая команда.

В соответствии с ним была определена стратегия деятельности ДОУ по обеспечению  введения федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, которая отразилась в разработанном проекте «Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ»

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта 

  Процесс внедрения ФГТ в деятельность  ДОУ

Основания для разработки

.Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель проекта

Обеспечение соответствия условий  организации и осуществления образовательной деятельности ДОУ современным требованиям к дошкольному образованию (ФГТ) , изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической инновационной деятельности.

Задачи проекта

  1. Перейди на деятельность в соответствии с ФГТ, ориентированной на инновационную.
  2. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных требований и выявить профессиональные затруднения.

  3. Обеспечить информационно – методическое сопровождение целостного педагогического процесса на основе анализа, диагностики, изучения и формирования педагогических потребностей педагогов ДОУ.

  4. Разработать и приступить к реализации образовательной программы ДОУ.

 

  5.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности ДОУ , в соответствии с ФГТ .

Структура проекта

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и  способы их преодоления.

- Распределение обязанностей в  команде.

- Внешние связи методической  службы по реализации проекта.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации  проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(январь 2010- август 2011)

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2010 года – май 2014 года)

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ   на 2010-2014 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта 

1.Профессиональная готовность педагогов ДОУ

к реализации ФГТ, инновационная направленность их деятельности.

2. Создание условий для реализации образовательной программы ДОУ.

3.Разработка и реализация образовательной программы ДОУ, в соответствии с ФГТ.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет  заведующий ДОУ.


 

Тип проекта: административный 

Участники проекта: заведующий МДОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,  педагоги и специалисты ДОУ. 

Сроки реализация: декабрь 2010 г - сентябрь 2014 г.

1.  Проблема, на решение которой  направлен проект:

        В соответствии  с  приказом  Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 утверждены федеральные  государственные требования к  структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

ДОУ переходит на процесс внедрения ФГТ, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.

Проблемно-ориентированный  анализ помог выявить  готовность  педагога и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.

      В результате опроса выявились основные затруднения педагогов на этапе введения ФГТ:

-  смутное представление по переходу  на ФГТ;

- упрощенное понимание сущности  и технологии реализации личностно-ориентированного  подхода;

- ранее сложившаяся методика проведения  занятий  становится препятствием  в достижении  планируемых   результатов  освоения  основной  образовательной  программы;  

- принципиальная новизна вопросов  инструментально-методического обеспечения  достижения и оценки планируемых  результатов (личностных, развитие  базовых способностей личности)

-отсутствие  опыта  разработки разделов  основной образовательной программы  ДОУ, части, формируемой участниками  образовательного процесса.

  Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГТ и недостаточной подготовленностью педагогов  к внедрению ФГТ.

Отсюда  вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГТ.

 

    1. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ

 

 

Основной  целью переходного периода мы считаем осмысление всех положений ФГТ, овладение специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации педагогов ДОУ, анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГТ. Это положение и легло в основу подпроекта «Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ»

Встали  следующие задачи:

  1. Выявить профессиональные затруднения педагогов по вопросу реализации ФГТ.
  2. Разработать систему педагогических мероприятий.
  3. Создать условия для непрерывного повышения квалификации  педагогов ДОУ.
  4. Оценить результативность подпроекта и определить перспективы инновационной деятельности  педагогов в соответствии с ФГТ.

  Основополагающие идеи реализации подпректа:

1.Управленческие принципы:

-  Начиная новое дело – заботиться  о том, чтобы в его основании  находился прочный ценностный  фундамент.

-  Прежде чем приступить к освоению  нового, потратить достаточно времени  для того, чтобы все его участники  понимали смысл вносимых изменений  не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей  и целей.

2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

-  обучение тому, что необходимо  в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

3. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

    4. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Проектная линия: модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса для обеспечения его развивающего характера.

Определение проблемного поля 

В ходе разработки проекта   было проведено исследование,  которое  позволило выявить следующие:  значительное преобладание коллективистических представлений, однако отмечается разобщенность педагогов и прохладный климат в коллективе. В анкетах прослеживается тенденция к централизации организации. Как следствие, обучение центрировано на воспитателе и его качество зависит от профессионализма педагога. Данное положение свидетельствует о возможных  причинах сопротивления  коллектива, при внедрении технологий требующих партнерского взаимодействия педагогов и дошкольников, предоставления определенных свобод выбора средств. В анкетах педагогов отмечалось большое сопротивление изменениям, нежелание брать на себя ответственность и делать выбор, уход от ситуации соревнования. Высокий показатель избегания неопределенности отмечают подавляющее большинство педагогов (82%). Педагогам характерна недооценка себя, сочувствие коллегам, пережившим неудачу. В коллективе поощряется академический успех, а не социальная адаптация воспитанников. «Профиль несоответствия» позволяет говорить о явном стремлении коллектива к «командному» типу организационной культуры, о его желании творчески работать в команде единомышленников, видя в администрации партнеров, а не только «руководящий и контролирующий орган». Но, в тоже время, прослеживаются тенденции к активной индивидуальной работе, стремление к личным достижениям, профессиональному самоутверждению («культура индивидуальности»). В результате анализа можно сделать вывод, что большая степень избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность сдерживает процесс инновации, что необходимо при внедрении ФГТ. Стремление к жесткой регламентации деятельности воспитателей препятствует внедрению современных технологий, но с другой стороны позволяет использовать этот факт как средство формализации инновационного процесса, уменьшению сопротивления со стороны педагогов.

Таким образом, налицо  противоречие между возможностями сложившейся системы управления персоналом ДОУ и новыми требованиями, предъявляемыми к квалификационным характеристикам педагогов в современных условиях. 

Анализ причин противоречия и вышеперечисленных  несоответствий позволил спроектировать следующие направления в работе на ближайшую перспективу:

  1. Повышение квалификации через прохождение курсов, в соответствии с графиком.
  2. Повышение профессиональной компетентности через методические мероприятия ДОУ  (педагогический совет, школа профессионального мастерства, педагогическая лаборатория, школа молодого педагога, постоянно семинар-практикум по внедрению ФГТ в образовательный процесс, творческие группы по направлениям: физическое воспитание и здоровье дошкольников, художественно-эстетическое воспитание, познавательно-речевое и социально-личностное развитие дошкольника) и управления образования ( ГМО,  семинары, конференции и др.) 
  3. Повышение профессиональной компетентности через самообразование.
  4. Создание необходимых условий для инновационной деятельности педагогов:

- психолого-педагогических условий,  способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития  инновационного потенциала педагогического  коллектива;

- организационно-педагогических условий,  определяющихся уровнем организации  и стимулирования учебно-воспитательного  процесса, его материально-технической  оснащенностью, особенностями управления;

- информационных условий, способствующих  оптимизации информационных потоков  и расширению информационного  пространства ДОУ.

      5.   Создание дифференцированных программ развития инновационного потенциала каждого педагога как механизма, обеспечивающего мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, теоретическую и практическую готовность, достижение согласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ.

      6.  Создание системы внешнего поощрения творческих инициатив и повышения профессионального мастерства педагогов. К таким условиям, в частности, относятся:

- отсутствие строго регламентированной  деятельности, излишних указаний;

-активность  педагогов в подготовке и принятии  управленческих решений;

Информация о работе Управление процессом внедрения ФГТ