Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа
Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.
Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...
Анализируя
федеральные государственные
Таким образом, можно говорить о том, что ФГТ предполагают стратегию локальных и системных изменений в организации воспитательно-образовательного процесса и они должны отразиться в процессе их внедрения в деятельность ДОУ.
Новая «Образовательная программа ДОУ» должна соответствовать определенным принципам:
Вывод: ДОУ должно самостоятельно корректировать содержание комплексных и парциальных программ в соответствии с ФГТ, по которым ранее работало учреждение , в связи с чем изменяется и усложняется характер его функций, необходимость которых диктуется условиями современного ДОУ, переход от нормативно-исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности.
Глава 2. Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ
2.1.Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ.
Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, введение ФГТ в работу дошкольных учреждений предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций Перед учреждением встала задача :самостоятельно внести изменения в организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В качестве управленческой деятельности по внедрению ФГТ администрацией ДОУ был издан приказ «Об организации работы по введению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (Приложение 1) создана творческая команда.
В соответствии с ним была определена стратегия деятельности ДОУ по обеспечению введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая отразилась в разработанном проекте «Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ»
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Процесс внедрения ФГТ в |
Основания для разработки |
.Федеральные государственные т |
Цель проекта |
Обеспечение соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности ДОУ современным требованиям к дошкольному образованию (ФГТ) , изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической инновационной деятельности. |
Задачи проекта |
3. Обеспечить информационно – методическое сопровождение целостного педагогического процесса на основе анализа, диагностики, изучения и формирования педагогических потребностей педагогов ДОУ. 4. Разработать и приступить к реализации образовательной программы ДОУ.
5.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности ДОУ , в соответствии с ФГТ . |
Структура проекта |
- Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Концепция решения проблемы. - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и способы их преодоления. - Распределение обязанностей в команде. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты - Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации |
1 этап. Организационно- (январь 2010- август 2011) 2 этап. Внедренческий (сентябрь 2010 года – май 2014 года) 3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 года) |
Назначение проекта |
Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ на 2010-2014 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
1.Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГТ, инновационная направленность их деятельности. 2. Создание условий для реализации образовательной программы ДОУ. 3.Разработка и реализация образовательной программы ДОУ, в соответствии с ФГТ. |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ. |
Тип проекта: административный
Участники проекта: заведующий МДОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, педагоги и специалисты ДОУ.
Сроки реализация: декабрь 2010 г - сентябрь 2014 г.
1. Проблема, на решение которой направлен проект:
В соответствии с приказом
Министерства образования и
ДОУ переходит на процесс внедрения ФГТ, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.
Проблемно-ориентированный анализ помог выявить готовность педагога и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.
В результате опроса выявились
-
смутное представление по
-
упрощенное понимание сущности
и технологии реализации
-
ранее сложившаяся методика
-
принципиальная новизна
-отсутствие
опыта разработки разделов
основной образовательной
Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГТ и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГТ.
Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГТ.
Основной целью переходного периода мы считаем осмысление всех положений ФГТ, овладение специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации педагогов ДОУ, анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГТ. Это положение и легло в основу подпроекта «Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ»
Встали следующие задачи:
Основополагающие идеи реализации подпректа:
1.Управленческие принципы:
-
Начиная новое дело –
-
Прежде чем приступить к
2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):
- обучение тому, что необходимо в практике;
- обучать через деятельность;
- для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
3. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.
4. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.
Проектная линия: модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса для обеспечения его развивающего характера.
Определение проблемного поля
В ходе разработки проекта было проведено исследование, которое позволило выявить следующие: значительное преобладание коллективистических представлений, однако отмечается разобщенность педагогов и прохладный климат в коллективе. В анкетах прослеживается тенденция к централизации организации. Как следствие, обучение центрировано на воспитателе и его качество зависит от профессионализма педагога. Данное положение свидетельствует о возможных причинах сопротивления коллектива, при внедрении технологий требующих партнерского взаимодействия педагогов и дошкольников, предоставления определенных свобод выбора средств. В анкетах педагогов отмечалось большое сопротивление изменениям, нежелание брать на себя ответственность и делать выбор, уход от ситуации соревнования. Высокий показатель избегания неопределенности отмечают подавляющее большинство педагогов (82%). Педагогам характерна недооценка себя, сочувствие коллегам, пережившим неудачу. В коллективе поощряется академический успех, а не социальная адаптация воспитанников. «Профиль несоответствия» позволяет говорить о явном стремлении коллектива к «командному» типу организационной культуры, о его желании творчески работать в команде единомышленников, видя в администрации партнеров, а не только «руководящий и контролирующий орган». Но, в тоже время, прослеживаются тенденции к активной индивидуальной работе, стремление к личным достижениям, профессиональному самоутверждению («культура индивидуальности»). В результате анализа можно сделать вывод, что большая степень избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность сдерживает процесс инновации, что необходимо при внедрении ФГТ. Стремление к жесткой регламентации деятельности воспитателей препятствует внедрению современных технологий, но с другой стороны позволяет использовать этот факт как средство формализации инновационного процесса, уменьшению сопротивления со стороны педагогов.
Таким образом, налицо противоречие между возможностями сложившейся системы управления персоналом ДОУ и новыми требованиями, предъявляемыми к квалификационным характеристикам педагогов в современных условиях.
Анализ причин противоречия и вышеперечисленных несоответствий позволил спроектировать следующие направления в работе на ближайшую перспективу:
-
психолого-педагогических
-
организационно-педагогических
-
информационных условий,
5. Создание дифференцированных программ развития инновационного потенциала каждого педагога как механизма, обеспечивающего мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, теоретическую и практическую готовность, достижение согласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ.
6. Создание системы внешнего поощрения творческих инициатив и повышения профессионального мастерства педагогов. К таким условиям, в частности, относятся:
-
отсутствие строго
-активность
педагогов в подготовке и