Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа
Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.
Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...
Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс в ДОУ:
-изменения проводятся на общесадовском уровне, т.е. «единицей» изменений является вся организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно воспитательно-образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура ДОУ;
-изменения в ДОУ предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
-процесс
изменений строится на основе
соответствующей
-изменения
происходят в контексте
-изменения
касаются принципиальных
-изменения
обусловливают новое
-изменения
носят системный и
Выводы:
1.2. Теоретические понятия процесса управления инновационной деятельностью ДОУ.
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами.
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др.).
Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития воспитанников путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой работы. (Сидоров С.В.)
Ученые считают
(Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин
и др.), что управление инновационным
процессом в контексте
• работу с
педагогическими кадрами, направленную
на создание предпосылок для инновационно-
• работу с учащимися, для ДОУ это работа с воспитанниками, предполагающую изучение и учёт их интересов и образовательных потребностей, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
• работу
с родителями, направленную на
формирование позитивного
• совершенствование
работы совокупного субъекта
управления с целью
• осуществление
связей с окружающей средой
для наиболее полного
• осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
• осуществление
информационного обеспечения
Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.
Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С. А. Репин).
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в инновационном процессе.
Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку перспективы изменения состояния ДОУ в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций прогресса и тенденций изменения состояния ДОУ, выход на новую его ступень.
Функция планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых мероприятий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.
Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и процедур (разработка методических указаний, инструкций и т.п).
Функция регулирования в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости нововведения.
Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.
Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Контроль предполагает анализ результатов, который также является частью планирования.
Таким образом эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм, который представляет совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов,способствующих развитию учреждения и повышению эффективности ее результатов.
В процессе перевода образовательного учреждения в режим инновационной деятельности выделяют следующие этапы:
В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:
• разработка нормативно-правовой
базы управления инновационным процессом,
включающей описание функциональных обязанностей
и механизмов взаимодействия структурных
подразделений управляющей
• определение содержания
инноваций, обеспечивающих
• разработка научно-
• подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, родителей к участию в инновационном процессе;
• обновление структуры управления; создание творческих групп;
• обновление и реконструкция материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;
• внедрение личностно
адаптированной системы непрерывного
образования и самообразования
педагогических работников, направленной
на повышение профессионально-
• реализация системы
организационно-процедурных
• осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
• разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
• внедрение технологии
определения эффективности
• введение вариативных форм дошкольного образования. (9, с. 184)
Вывод : главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсного обеспечения и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
2.3. Федеральные государственные
требования к структуре
В соответствии с приказом
Министерства образования и науки РФ №
655 от 23.11.2009г. в ДОУ вводятся Федеральные
Государственные требования (ФГТ), которые
определяют одним изнормативно-
В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой
Обязательная часть Программы
должна быть реализована в любом
образовательном учреждении. Она
обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школе, а именно необходимый
и достаточный уровень развития
ребенка для успешного освоения
им основных общеобразовательных программ
начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной
направленности обязательная часть
Программы включает в себя деятельность
по квалифицированной коррекции
недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с
ограниченными возможностями
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания
детей в образовательном
3) содержание психолого-
4) содержание коррекционной
5) планируемые результаты
6) система мониторинга
Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:
1) видовое разнообразие
2) специфику национально-
Время, необходимое для реализации всей Программы,может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).
Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.