Управление процессом внедрения ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ1.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

 Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс в ДОУ:

-изменения  проводятся на общесадовском уровне, т.е. «единицей» изменений является вся организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно воспитательно-образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура ДОУ;

-изменения  в ДОУ предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

-процесс  изменений строится на основе  соответствующей исследовательской  и проектной деятельности;

-изменения  происходят в контексте реализации  разработанной ДОУ модели организации деятельности ДОУ, отличной от общепринятой;

-изменения  касаются принципиальных отличий  от традиционного содержания  воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;

-изменения  обусловливают новое содержание  и способы деятельности педагога;

-изменения  носят системный и целенаправленный  характер, являются результатом  постоянного обновления и саморазвития  на основе периодического анализа  деятельности ДОУ.

Выводы:

 

 

1.2. Теоретические  понятия процесса управления инновационной деятельностью ДОУ.

 

 

 

  Управление процессами, происходящими в учреждениях образования,  один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами.

  Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

  Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др.).

  Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития воспитанников путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой работы. (Сидоров С.В.)

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным  процессом в контексте целостного развития образовательного учреждения должно осуществляться комплексно и  включать следующие аспекты:

• работу с  педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

• работу с  учащимися, для ДОУ это работа с воспитанниками, предполагающую изучение и учёт их интересов и образовательных потребностей, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

 • работу  с родителями, направленную на  формирование позитивного отношения  семьи к вводимым в образовательном учреждении новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

 • совершенствование  работы совокупного субъекта  управления с целью максимального  использования имеющихся ресурсов;

 • осуществление  связей с окружающей средой  для наиболее полного удовлетворения  образовательных потребностей социума  и привлечения в учреждение дополнительных ресурсов;

• осуществление  контроля, анализа и регулирования  инновационной деятельности;

• осуществление  информационного обеспечения инновационной  деятельности.

Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление  и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С. А. Репин).

  Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

  Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в инновационном процессе.

  Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку перспективы изменения состояния ДОУ в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций прогресса и тенденций изменения состояния ДОУ, выход на новую его ступень.

  Функция планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых мероприятий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

  Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и процедур (разработка методических указаний, инструкций и т.п).

  Функция регулирования в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости нововведения.

  Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.

  Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

  Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Контроль предполагает анализ результатов, который также является частью планирования.

  Таким образом эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм, который представляет совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов,способствующих развитию учреждения и повышению эффективности ее результатов.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим инновационной деятельности выделяют следующие этапы:

  1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации. Проблемный анализ ДОУ, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ДОУ.
  2. Выработка проектной идеи. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретного ДОУ и однозначно быть понимаемым большинством участников воспитательно- образовательного процесса.
  3. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
  4. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

• разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных  подразделений управляющей системы;

 • определение содержания  инноваций, обеспечивающих целостное  развитие ДОУ на основе интеграции инновационных потенциалов ДОУ, семьи и социальной среды;

 • разработка научно-методического  обеспечения инновационного процесса;

• подготовка подразделений  структуры управления инновационным  процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, родителей  к участию в инновационном  процессе;

• обновление структуры  управления; создание творческих групп;

• обновление и реконструкция  материально-технического оснащения  воспитательно-образовательного процесса;

• внедрение личностно  адаптированной системы непрерывного образования и самообразования  педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

 • реализация системы  организационно-процедурных механизмов  выдвижения, экспертизы и реализации  инновационных идей;

• осуществление системы  управленческой поддержки образовательных  инициатив и педагогического  творчества;

• разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

 • внедрение технологии  определения эффективности управления  инновационным процессом в ДОУ;

• введение вариативных форм дошкольного образования. (9, с. 184)

Вывод : главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсного обеспечения и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Федеральные государственные  требования к структуре основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования, как  проектирование  инновационной деятельности  ДОУ.

 

 

 

  В соответствии с приказом  Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009г. в ДОУ вводятся Федеральные Государственные требования (ФГТ), которые определяют одним изнормативно-управленческимдокументом, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организацииобразовательного процесса в ДОУ и представляющего его модельобразовательную программу ДОУ.

В соответствии с ФГТ основная образовательная  программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;          

2) части, формируемой участниками  образовательного процесса.

Обязательная часть Программы  должна быть реализована в любом  образовательном учреждении. Она  обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый  и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах  компенсирующей и комбинированной  направленности обязательная часть  Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции  недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с  ограниченными возможностями здоровья.  

Обязательная  часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания  детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической  работы по освоению детьми  образовательных областей:

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными  возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения  детьми основной общеобразовательной  программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения  детьми планируемых результатов  освоения Программы.

Вторая  часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений  деятельности, в том числе по  обеспечению равных стартовых  возможностей для обучения детей  в общеобразовательных учреждениях,  по проведению санитарно-гигиенических,  профилактических и оздоровительных  мероприятий и процедур, по физическому,  социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию  детей 

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических  условий, в которых осуществляется  образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации всей Программы,может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

Объём обязательной части Программы также  определяется ДОУ самостоятельно и  должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками  образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Информация о работе Управление процессом внедрения ФГТ