Управление процессом внедрения ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТ1.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

- атмосфера профессионального успеха  и система презентации  личных достижений.

Этапы и сроки реализации подпроекта

1. Аналитический этап ( 01.-  09. 2010 г.)

2. Концептуальный  этап (2010-2011 гг.)

3. Практический этап, направленный на реализацию проекта (2011-2014гг.)

4. Рефлексивный  этап (01-06. 2014.) 

Перспективы реализации и развития проекта (ожидаемые результаты):

В ходе реализации проекта будет разработана  система управления  персоналом на основе оптимальной модели организационной культуры, позволяющей повысить инновационный потенциал педагогов, что позволит получить следующие результаты:

  • активизируются инновационные  процессы в ДОУ в рамах реализации  ФГТ :

-повысится  уровень теоретической и практической  готовности педагогов к инновационной  деятельности с 15% до 60%;

-повысится  восприимчивость педагогов к  новому знанию и опыту  с 20% до 60%;

-уменьшится  доля педагогов, имеющих психологические  барьеры к инновационной деятельности  с 80% до 30% в их общем количестве;

  • освоение содержания образования будет обеспечено деятельностными технологиями на основе интеграции и комплексного планирования образовательных областей;
  • повысится уровень индивидуальной ответственности педагогов за результативность образовательного процесса.
  • правильное делегирование полномочий обеспечит увеличение количества педагогов, участвующих в управлении образовательным процессом  (до 40%)

 

 

 

 

    1.  Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ

 

 

  Важным этапом в реализации проекта ««Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ» является этап разработки и реализации образовательной программы ДОУ. В рамках реализации данного этапа был разработан подпроет «Образовательная программа ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ».

Цель: направить процесс разработки образовательной программы не в формальный процесс соответствия, а в русло инновационной деятельности. 

  Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие федеральным требованиям образовательную программу ДОУ, реализовав при этом новое содержание дошкольного образования. Проблема, на наш взгляд, имеет две составляющих: собственно разработку образовательной программы с учетом государственных требований и специфики ДОУ, а также подготовку педагогов не только к внешнему принятию происходящих изменений, но и формированию внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Решение данной проблемы лежит  в плоскости проектного подхода  к разработке образовательной программы, поскольку только данный подход позволит подвести педагогов ДОУ к осознанию  происходящих в образовательной  среде изменений. Тем самым работа с педагогами перейдет на качественно  новый уровень — уровень методического сопровождения процесса саморазвития педагога, обеспечивающий его умение выявлять проблемы своей педагогической деятельности, формулировать запрос, целенаправленно обращаться за помощью и нести ответственность за достигнутый результат.

Главная идея заключается в том, что приведение содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие федеральным требованиям может стать механизмом управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов. Таким образом, содержательным аспектом проектных мероприятий является методическое сопровождение саморазвития педагогов ДОУ, технологическим аспектом — управление проектами педагогов ДОУ по разработке содержания образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, п.2.11).

Ожидаемый результат:

— управленческая модель перехода к новому содержанию дошкольного  образования;

— приведение в соответствие ФГТ организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;

— повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения  нового содержания дошкольного образования.

Критерии оценки результата:

1. Сформированность комплекса условий для внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ:

— соответствие планирования и методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в ДОУ, требованиям Приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

— наличие материалов контроля, свидетельствующих о внедрении  в образовательный процесс интеграции образовательных областей посредством  современных педагогических технологий;

— наличие изменений в  развивающей среде, позволяющей  осуществить комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

2. Оптимизация  системы управления персоналом:

— функционирование системы  методического сопровождения саморазвития педагогов ДОУ;

— наличие реализованных  проектов педагогов;

— овладение педагогами компетентностным, технологическим, деятельностным  подходами в работе с детьми и взрослыми (родителями и другими педагогами);

— положительные изменения  в мотивированности педагогов на саморазвитие.

Концепция данного подпректа состоит в следующем:

«Проектирование — деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации. Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй — развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации — показывает, что эта деятельность основывается на реальных, имеющих место процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего» (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).

Необходимость в проектировании возникла, поскольку должен быть осуществлен  «шаг развития», переход целостной  системы (всей системы, а не отдельных  ее элементов) из одного состояния в  другое, потому что подлинно развивающее  образование может реализоваться  только в самой развивающейся  образовательной системе. Такой  переход не может осуществиться  сам по себе, эволюционно, за счет отдельных  усовершенствований внутри системы. Схематично это можно показать следующим  образом.

1 — это реальная, существующая ситуация, которая характеризуется следующими моментами:

1) наличное состояние  «образовательной системы» не  устраивает субъектов, работающих  в образовании;

2) у субъектов, которых  не устраивает существующая ситуация, имеется образ желаемого будущего;

3) у субъектов нет точного  представления, технологии и средств  перехода к построению ситуации  желаемого будущего. Невозможность  прямого перехода из имеющейся  ситуации в ситуацию желаемого  будущего практически связана  с невозможностью изменить условия, в которых имеющиеся средства не обеспечивают достижения желаемого результата. Такое состояние является проблемным. И требуется специальная работа, направленная на выявление условий, препятствующих данному переходу, и разработку новых средств, позволяющих этот переход осуществить.

2 — это образ желаемого будущего, образ новой системы образования.

Стрелка обозначает тенденцию, направление выбираемого движения от наличного состояния к желаемому будущему.

1. Наличная   2.Ситуация желаемого


ситуация будущего

Данная схема позволяет  соотнестись с целью проектирования. В ситуации 1 условий достижения цели нет, иначе был бы возможен прямой переход в желаемую ситуацию. В ситуации 2 этих условий также нет, так как она только желаема. Таким образом, предметом проектирования является создание условий (в данном случае — механизма) для шага развития образовательной системы, перехода ее из одного состояния в другое.

В силу того что необходимых  условий перехода нет ни в ситуации 1, ни в ситуации 2, то нужно строить особую ситуацию, где эти условия и средства могут быть спроектированы.

Для реализации данного подпроекта создается команда, которая проводит первоначальные исследования, инициирование проекта и организацию мероприятий по его реализации.

Основным методом реализации проекта является метод педагогического  проектирования. Члены педагогического  коллектива объединяются в мини-группы для разработки и реализации проектов, темы которых соответствуют структурным  частям образовательной программы (например, проекты «Здоровье», «Система мониторинга» и проч.). Содержанием  проектирования будет апробация  матрицы образовательного процесса как части механизма реализации ФГТ. Результатами проектов педагогов станут разработанные образовательные мероприятия по организации детской деятельности в различных образовательных областях. Образовательное мероприятие может представлять собой любое образовательное событие пребывания ребенка в ДОУ: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность в разные режимные моменты, прогулке. По организационным формам это могут быть проекты, сюжетно-ролевые игры, тематические дни (недели), совместные с родителями мероприятия и прочее. Основным критерием оценки образовательной деятельности является соответствие содержания разработанных мероприятий требованиям ФГТ, а именно:

— осуществлять принцип  развивающего образования;

— сочетать принципы научной  обоснованности и практической применимости;

— соответствовать критериям  полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и  достаточном материале, максимально  приближаться к разумному «минимуму»);

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей  и задач процесса образования  детей дошкольного возраста;

— строиться с учетом принципа интеграции образовательных  областей в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями  воспитанников, спецификой и возможностями  образовательных областей;

— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривать решение  программных образовательных задач  в совместной деятельности взрослого  и детей и самостоятельной  деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также в условиях интеграции усилий микросоциума (взаимодействия с социально значимыми объектами)

— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного  возраста и ведущим видом деятельности должна является игра.

__ реализация образовательной  деятельности должна предполагать  изменения в построении развивающей  среды. 

Работа мини-групп  над решением проектных задач  происходит самостоятельно. Педагоги могут обращаться за помощью к  членам команды проекта. Помощь основывается на принципах сопровождения, один из которых — принцип стимулирования саморазвития человека — в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой (по М.И. Рожкову).

Промежуточным итогом работы мини-групп является презентация  разработанного проекта, конечным итогом — представление результатов реализации проекта.

Команда проекта обобщает итоги работы мини-групп  и формирует матрицу образовательного процесса, проводит мероприятия по ее презентации и внедрению в  образовательный процесс, дает оценку проекта. Отдельным управленческим действием является постпроектное исследование и описание результатов. Оформление в единое целое в виде образовательной программы ДОУ.

Этапы :

1. Подготовительный

Виды работ:

— Концептуализация

— Создание и развитие команды  управленческого проекта

— Исследование

— Моделирование и проектирование.

2. Основной

Виды работ:

— Инициирование проекта

— Внедрение модели перехода

— Командообразование для проектирования образовательного процесса

— Разработка проектов образовательных  мероприятий

— Сопровождение проектной  деятельности педагогов.

3. Заключительный

Виды работ:

— Управленческая рефлексия  проектной деятельности педагогов, коррекция общего проектного замысла

— Оценка эффективности  модели и поиск путей модернизации

— Оценка результатов проекта

— Описание механизмов приведения содержания образования в ДОУ  в соответствие ФГТ.

Информация о работе Управление процессом внедрения ФГТ