Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:15, дипломная работа
Цель исследования – разработка инновационной моделиорганизации образовательной деятельности в ДОУ ориентированной на реализацию ФГТ.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме управления инновационными процессами в образовательном учреждении
Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГТ на новом уровне.
Разработать и реализовать проект поэтапного внедрения ФГТ в практику работы ДОУ, направленного на инновационную деятельность ДОУ.
Введение ………………………………………………………………………………………….3-4
Глава1. Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ……………………..5-15
1.1.Основные понятия, определяющие инновационную деятельность ДОУ…………………………………………………………………………………………. ……5-8
1.2.Теоретические основы управления инновационной деятельностью ДОУ…………….8- 12
1.3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как проектирование инновационной деятельности ДОУ……………………………………………………………………………………………12-15
Глава 2.Управление процессом внедрения ФГТ в практическую деятельность ДОУ…..16-29
2.1. Проектирование процесса внедрения ФГТ в деятельность ДОУ……………………. 16-18
2.2. Компетентность педагогического коллектива ДОУ – как условие успешной реализации ФГТ……………………………………………………………………………………………18-21
2.3. Процесс разработки образовательной программы ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21-28
Заключение…………………………………………………………..………………………29-30
Список литературы…………………………………………………….……..………………..31
Приложения……………………………………………………..……...
-
атмосфера профессионального
Этапы и сроки реализации подпроекта
1. Аналитический этап ( 01.- 09. 2010 г.)
2. Концептуальный этап (2010-2011 гг.)
3. Практический этап, направленный на реализацию проекта (2011-2014гг.)
4. Рефлексивный этап (01-06. 2014.)
Перспективы реализации и развития проекта (ожидаемые результаты):
В ходе реализации проекта будет разработана система управления персоналом на основе оптимальной модели организационной культуры, позволяющей повысить инновационный потенциал педагогов, что позволит получить следующие результаты:
-повысится
уровень теоретической и
-повысится восприимчивость педагогов к новому знанию и опыту с 20% до 60%;
-уменьшится
доля педагогов, имеющих
Важным этапом в реализации проекта ««Процесс внедрения ФГТ в деятельность ДОУ» является этап разработки и реализации образовательной программы ДОУ. В рамках реализации данного этапа был разработан подпроет «Образовательная программа ДОУ, как инструмент инновационной деятельности ДОУ».
Цель: направить процесс разработки образовательной программы не в формальный процесс соответствия, а в русло инновационной деятельности.
Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие федеральным требованиям образовательную программу ДОУ, реализовав при этом новое содержание дошкольного образования. Проблема, на наш взгляд, имеет две составляющих: собственно разработку образовательной программы с учетом государственных требований и специфики ДОУ, а также подготовку педагогов не только к внешнему принятию происходящих изменений, но и формированию внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Решение данной проблемы лежит в плоскости проектного подхода к разработке образовательной программы, поскольку только данный подход позволит подвести педагогов ДОУ к осознанию происходящих в образовательной среде изменений. Тем самым работа с педагогами перейдет на качественно новый уровень — уровень методического сопровождения процесса саморазвития педагога, обеспечивающий его умение выявлять проблемы своей педагогической деятельности, формулировать запрос, целенаправленно обращаться за помощью и нести ответственность за достигнутый результат.
Главная идея заключается в том, что приведение содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие федеральным требованиям может стать механизмом управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов. Таким образом, содержательным аспектом проектных мероприятий является методическое сопровождение саморазвития педагогов ДОУ, технологическим аспектом — управление проектами педагогов ДОУ по разработке содержания образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, п.2.11).
Ожидаемый результат:
— управленческая модель перехода к новому содержанию дошкольного образования;
— приведение в соответствие ФГТ организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;
— повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения нового содержания дошкольного образования.
Критерии оценки результата:
1. Сформированность комплекса условий для внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ:
— соответствие планирования и методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в ДОУ, требованиям Приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
— наличие материалов контроля,
свидетельствующих о внедрении
в образовательный процесс
— наличие изменений в
развивающей среде, позволяющей
осуществить комплексно-
2. Оптимизация системы управления персоналом:
— функционирование системы
методического сопровождения
— наличие реализованных проектов педагогов;
— овладение педагогами компетентностным, технологическим, деятельностным подходами в работе с детьми и взрослыми (родителями и другими педагогами);
— положительные изменения в мотивированности педагогов на саморазвитие.
Концепция данного подпректа состоит в следующем:
«Проектирование — деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации. Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй — развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации — показывает, что эта деятельность основывается на реальных, имеющих место процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего» (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).
Необходимость в проектировании
возникла, поскольку должен быть осуществлен
«шаг развития», переход целостной
системы (всей системы, а не отдельных
ее элементов) из одного состояния в
другое, потому что подлинно развивающее
образование может
1 — это реальная, существующая ситуация, которая характеризуется следующими моментами:
1) наличное состояние
«образовательной системы» не
устраивает субъектов,
2) у субъектов, которых
не устраивает существующая
3) у субъектов нет точного
представления, технологии и
2 — это образ желаемого будущего, образ новой системы образования.
Стрелка обозначает тенденцию, направление выбираемого движения от наличного состояния к желаемому будущему.
1. Наличная 2.Ситуация желаемого
ситуация будущего
Данная схема позволяет
соотнестись с целью
В силу того что необходимых условий перехода нет ни в ситуации 1, ни в ситуации 2, то нужно строить особую ситуацию, где эти условия и средства могут быть спроектированы.
Для реализации данного подпроекта создается команда, которая проводит первоначальные исследования, инициирование проекта и организацию мероприятий по его реализации.
Основным методом реализации
проекта является метод педагогического
проектирования. Члены педагогического
коллектива объединяются в мини-группы
для разработки и реализации проектов,
темы которых соответствуют
— осуществлять принцип развивающего образования;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
— строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривать решение
программных образовательных
— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности должна является игра.
__ реализация образовательной
деятельности должна
Работа мини-групп над решением проектных задач происходит самостоятельно. Педагоги могут обращаться за помощью к членам команды проекта. Помощь основывается на принципах сопровождения, один из которых — принцип стимулирования саморазвития человека — в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой (по М.И. Рожкову).
Промежуточным итогом работы мини-групп является презентация разработанного проекта, конечным итогом — представление результатов реализации проекта.
Команда
проекта обобщает итоги работы мини-групп
и формирует матрицу
Этапы :
1. Подготовительный
Виды работ:
— Концептуализация
— Создание и развитие команды управленческого проекта
— Исследование
— Моделирование и
2. Основной
Виды работ:
— Инициирование проекта
— Внедрение модели перехода
— Командообразование для проектирования образовательного процесса
— Разработка проектов образовательных мероприятий
— Сопровождение проектной деятельности педагогов.
3. Заключительный
Виды работ:
— Управленческая рефлексия проектной деятельности педагогов, коррекция общего проектного замысла
— Оценка эффективности модели и поиск путей модернизации
— Оценка результатов проекта
— Описание механизмов приведения содержания образования в ДОУ в соответствие ФГТ.