Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Содержание

Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
Заключение
Список использованной литературы.

2.вопрос «Сущность педогогической деятельности»

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 62.29 Кб (Скачать)

 Специфической  особенностью педагогических задач  является то, что их решения  практически никогда не лежат  на поверхности. Они нередко  требуют напряженной работы мысли,  анализа множества факторов, условий  и обстоятельств. Кроме того, искомое  не представлено в четких формулировках:  оно вырабатывается на основе  прогноза. Решение взаимосвязанного  ряда педагогических задач очень  трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же  существует, применение его разными  педагогами может привести к  различным результатам. Это объясняется  тем, что творчество педагогов  связано с поиском новых решений  педагогических задач.

2. Основные виды педагогической  деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном  педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная  работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников  с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен  на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения  воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

 Обучение, раскрытию сущности и содержания  которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства  и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от  воспитания. Не случайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы  содержания образования (В.В.Краевский,  И-ЯЛернер, М.Н.Скаткин и др.), неотъемлемыми  его компонентами наряду со  знаниями и умениями, которыми  человек овладевает в процессе  обучения, считают опыт творческой  деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (АДистервег).

 Сравним  в общих чертах деятельность  преподавания, имеющую место как  в процессе обучения, так и  во внеурочное время, и воспитательную  работу, которая осуществляется  в целостном педагогическом процессе.

 Преподавание, осуществляемое в рамках любой  организационной формы, а не  только урока, имеет обычно  жесткие временные ограничения,  строго определенную цель и  варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности  преподавания является достижение  учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках  любой организационной формы,  не преследует прямого достижения  цели, ибо она недостижима в  ограниченные временными рамками  организационной формы сроки.  В воспитательной работе можно  предусмотреть лишь последовательное  решение конкретных задач, ориентированных  на цель. Важнейшим критерием  эффективного решения воспитательных  задач являются позитивные изменения  в сознании воспитанников, проявляющиеся  в эмоциональных реакциях, поведении  и деятельности.

 Содержание  обучения, а следовательно и логику  преподавания, можно жестко запрограммировать,  чего не допускает содержание  воспитательной работы. Формирование  знаний, умений и навыков из  области этики, эстетики и других  наук и искусств, изучение которых  не предусмотрено учебными планами,  по существу есть не что  иное, как обучение. В воспитательной  работе приемлемо планирование  лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду,  к людям, к науке (учению), к  природе, к вещам, предметам  и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной  работы учителя в каждом отдельно  взятом классе нельзя предопределить  нормативными документами.

 Стохастичность  — случайность, вероятностность  педагогического процесса, характер  изменения которого во времени  точно предсказать невозможно.

Преподаватель имеет дело примерно с однородным "исходным материалом". Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель  вынужден считаться с тем, что  его педагогические воздействия  могут пересекаться с неорганизованными  и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в  подготовительный период, который может  быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при  условии отсутствия непосредственного  контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.

Критерий  эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень  усвоения знаний и умений, овладения  способами решения познавательных и практических задач, интенсивности  продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в  качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено  соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными  критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В силу стохастичности воспитательного  процесса затруднено предвидение результатов  тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено  во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

 Отмеченные  различия в организации деятельности  преподавания и воспитательной  работы показывают, что преподавание  значительно легче по способам  его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического  процесса оно занимает подчиненное  положение. Если в процессе  обучения практически все можно  доказать или вывести логически,  то вызвать и закрепить те  или иные отношения личности  значительно сложнее, поскольку  решающую роль здесь играет  свобода выбора. Именно поэтому  успешность учения во многом  зависит от сформированного познавательного  интереса и отношения к учебной  деятельности в целом, т.е. от  результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

 Выявление  специфики основных видов педагогической  деятельности показывает, что преподавание  и воспитательная работа в  их диалектическом единстве имеют  место в деятельности педагога  любой специальности. Например, мастер  производственного обучения в  системе профессионально-технического  образования в процессе своей  деятельности решает две основные  задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально  выполнять различные операции  и работы при соблюдении всех  требований современной технологии  производства и организации труда;  подготовить такого квалифицированного  рабочего, который сознательно стремился  бы к повышению производительности  труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил  честью своего цеха, предприятия.  Хороший мастер не только передает  свои знания ученикам, но и  направляет их гражданское и  профессиональное становление. В  этом собственно и заключается  суть профессионального воспитания  молодежи. Только мастер, знающий  и любящий свое дело, людей,  сможет привить учащимся чувство  профессиональной чести и вызвать  потребность в совершенном овладении  специальностью.

 Точно  так же если рассмотреть круг  обязанностей воспитателя группы  продленного дня, то можно увидеть  в его деятельности и преподавание  и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.

 Итак, из  многих видов деятельности школьников  познавательная не замыкается  только рамками обучения, которое,  в свою очередь, "отягощено"  воспитательными функциями. Опыт  показывает, что успехов в преподавательской  деятельности добиваются прежде  всего те учителя, которые владеют  педагогическим умением развивать  и поддерживать познавательные  интересы детей, создавать на  уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и  заинтересованности в успехах  одноклассников. Это говорит о  том, что не преподавательские  умения, а умения воспитательной  работы являются первичными в  содержании профессиональной готовности  учителя. В связи с этим профессиональная  подготовка будущих учителей  имеет своей целью формирование  их готовности к управлению  целостным педагогическим процессом.

3. Структура педагогической деятельности

В отличие  от принятого в психологии понимания  деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно  к педагогической деятельности преобладает  подход выделения ее компонентов  как относительно самостоятельных  функциональных видов деятельности педагога.

 Н.В.Кузьмина  выделила в структуре педагогической  деятельности три взаимосвязанных  компонента: конструктивный, организаторский  и коммуникативный. Для успешного  осуществления этих функциональных  видов педагогической деятельности  необходимы соответствующие способности,  проявляющиеся в умениях.

Конструктивная  деятельность, в свою очередь, распадается  на конструктивно-содержательную (отбор  и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического  процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений  педагога с воспитанниками, другими  педагогами школы, представителями  общественности, родителями.

 Однако  названные компоненты, с одной  стороны, в равной мере могут  быть отнесены не только к  педагогической, но и почти к  любой другой деятельности, а  с другой — они не раскрывают  с достаточной полнотой все  стороны и области педагогической  деятельности.

 А. И.  Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский  компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой  деятельности. Но он конкретизирует  функцию учителя на этапе реализации  педагогического процесса, представив  организаторский компонент педагогической  деятельности как единство информационной, развивающей, ориен-тационной и  мобилизационной функций. Особо  следует обратить внимание на  исследовательскую функцию, хотя  она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции  требует от учителя научного  подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического  поиска и методами научно-педагогического  исследования, в том числе анализа  собственного опыта и опыта  других учителей.

 Конструктивный  компонент педагогической деятельности  может быть представлен как  внутренне взаимосвязанные аналитическая,  прогностическая и проективная  функции.

 Углубленное  изучение содержания коммуникативной  функции позволяет определить  ее также через взаимосвязанные  перцептивную, собственно коммуникативную  и коммуникативно-операциональную  функции. Перцептивная функция  связана с проникновением во  внутренний мир человека, собственно  коммуникативная — направлена  на установление педагогически  целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная  — предполагает активное использование  средств педагогической техники.

Информация о работе Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко