Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?
Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
Заключение
Список использованной литературы.
2.вопрос «Сущность педогогической деятельности»
В педагогической
теории получила развитие идея А.С. Макаренко
о том, что логика отношений учителя
и учащихся в школе вытекает из
самой сути общественного строя.
При всем своеобразии содержания
и характера этих отношений в
зависимости от возраста учащихся,
их индивидуальных особенностей, уровня
воспитанности коллектива в целом,
личностных качеств учителей они
всегда должны оставаться отношениями
старших и младших товарищей,
отношениями ответственной
Педагогический опыт по Макаренко.
При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического
опыта Макаренко в немалой
степени способствовало то, что он
в своей деятельности руководствовался
собственной «программой - минимум»,
то есть системой реальных, совершенно
необходимых и практически
Особенности педагогических приёмов по Макаренко.
Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие педагогического
мастерства учителя идёт по
логике: от подражательного переноса
приёмов в свой опыт до
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б)
Метод «обходного движения»,
в)
Важным средством воспитания
Антон Семенович считал «
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д)
А. С. Макаренко считал,
что нет и быть не может
какого-то уединенного
и универсального педагогического
средства, что все методы и приемы
воспитания динамичны, диалектичны,
и эффект каждого из них во
многом зависит от того, кем, когда и в
какой конкретной ситуации, по отношению
к каким воспитанникам они применимы.
Шаблоны, трафарет противопоказаны
педагогической деятельности, творческой по самой своей природе.
Также решительно
выступал А. С. Макаренко
против
Нельзя
сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом
нравственное, идейно-политическое и так
далее. Также отделять учебу, труд,
досуг. Все должно идти в единстве.
е) Интересен и «метод переключения страстей»
или перспектив.
Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.
Особое внимание в
своей педагогической практике
и попытках её теоретического
обобщения Макаренко уделял
Мы рассмотрели главные принципы, мысли, идеи Макаренко и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.
Актуальны ли его идеи сейчас? Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?
Я думаю, что требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.
Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.
Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.
Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?
Ну и конечно
же, в полной мере могут быть рекомендованы
на сегодняшний день идеи Макаренко
о педагогической цели учителя, отношениях
педагогов и воспитанников, самостоятельной
работе педагога, его опыте, такому
принципу, как «программа-минимум»,
творчестве учителе и его свободе
а также о различных
2 вопрос. Сушность педагогической деятельности.
1. Сущность педагогической
Смысл педагогической
профессии выявляется в деятельности,
которую осуществляют ее представители
и которая называется педагогической.
Она представляет особый вид социальной
деятельности, направленной на передачу
от старших поколений младшим
накопленных человечеством
Очевидно,
что эту деятельность
Для проникновения
в сущность педагогической
Цель
педагогической деятельности
Цель
педагогической деятельности —
явление историческое. Она разрабатывается
и формируется как отражение
тенденции социального
Большое
внимание разработке проблемы
целей воспитания уделял А-С.
В качестве
основных объектов цели
Цели
педагогической деятельности —
явление динамическое. И логика
их развития такова, что, возникая
как отражение объективных
Основной
функциональной единицей, с помощью
которой проявляются все
Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операции для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу.
Обращение к
формам материализации педагогического
действия помогает показать логику педагогической
деятельности. Педагогическое действие
учителя сначала выступает в
форме познавательной задачи. Опираясь
на имеющиеся знания, он теоретически
соотносит средства, предмет и
предполагаемый результат своего действия.
Познавательная задача, будучи решенной
психологически, затем переходит
в форму практического
Информация о работе Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко