Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Содержание

Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
Заключение
Список использованной литературы.

2.вопрос «Сущность педогогической деятельности»

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 62.29 Кб (Скачать)

В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко  о том, что логика отношений учителя  и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в  зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они  всегда должны оставаться отношениями  старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.

 

Педагогический опыт по Макаренко.

    При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

Успеху педагогического  опыта Макаренко в немалой  степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач  воспитания. «Нужно принять геройские  меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого  минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко.

 

Особенности педагогических приёмов  по Макаренко.

   Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика.  То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее.  Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

     Развитие педагогического  мастерства учителя идёт по  логике: от подражательного переноса  приёмов в свой опыт до творческого  его преломления,  к вариативности  и созданию новых собственных  средств прикосновения к личности  воспитанника.

     Вот некоторые из приемов,  которые применял Макаренко:

 а)    Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в  лоб».  Этот метод применялся  Антоном Семеновичем к сильным  духом воспитанникам.

 б)  Метод «обходного движения», когда  «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить  фронтально человека нельзя, он  остается без защиты: коллектив  против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,

 в)  Важным средством воспитания  Антон Семенович считал «воздействие  словом». Он научился  произносить   самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь  идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским  талантом, был мастером импровизированной  речи.

г)   Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним  из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.

д)   А. С. Макаренко   считал,    что нет и быть    не может  какого-то    уединенного   и   универсального    педагогического  средства, что все методы и приемы   воспитания динамичны, диалектичны,  и  эффект  каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким  воспитанникам  они  применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны  педагогической   деятельности,  творческой по самой своей природе.                                                                      

Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против                            попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

 Нельзя  сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее.  Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

          е) Интересен и «метод переключения страстей» или  перспектив.                                                                                         

 

Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.

    Особое внимание в  своей педагогической практике  и попытках её теоретического  обобщения Макаренко уделял роли  учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый  своеобразно  трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не  принесёт воспитаннику. Воспитатель  должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в  сложных и непредсказуемых условиях  педагогического взаимодействия, но  в рамках его определённых  установок, что и является решающим.

 

                                        Заключение

 

Мы рассмотрели  главные принципы, мысли, идеи Макаренко  и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает  Макаренко, - ему необходима вера в  человека и его добрые, светлые  силы. 

Актуальны ли его идеи сейчас?   Да и можно  ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских  принципах? Применимы ли принципы Макаренко  в отношении личности педагога к  сегодняшнему дню?

Я думаю, что  требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые  человечество пронесло через все  время своего существования.

Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта  идея Макаренко не требует.

Большое место  в воспитании Макаренко отводит  коллективу – как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль  в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог  должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой  современное общество, хотя бы нашей  страны? Его можно образно назвать  «толпой одиночек». И насколько  же важно для учителя воспитывать  именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать  их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и  дружбой. Если в наше время молодое  поколение будет подрастать с  мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь  в нашей стране станет лучше? И  само собой, коллектив учеников может  воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать  человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это  будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое  сомнение, но ведь многое здесь применимо  для наших дней: мы сейчас живем  в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

Ну и конечно  же, в полной мере могут быть рекомендованы  на сегодняшний день идеи Макаренко  о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной  работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителе и его свободе  а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти  мысли Макаренко актуальны в  наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель. 

 

 

      2 вопрос. Сушность педагогической деятельности.

 

1. Сущность педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители  и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим  накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для  их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 Очевидно, что эту деятельность осуществляют  не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители  предприятий и учреждений, производственные  и другие группы, а также в  известной мере средства массовой  информации. Однако в первом случае  эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно  осуществляет каждый человек  и по отношению к самому  себе, занимаясь самообразованием  и самовоспитанием. Педагогическая  деятельность как профессиональная  имеет место в специально организованных  обществом образовательных учреждениях:  дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки.

 Для проникновения  в сущность педагогической деятельности  необходимо обратиться к анализу  ее строения, которое можно представить  как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей  характеристикой деятельности, в  том числе и педагогической, является  цель (А.Н.Ле-онтьев).

 Цель  педагогической деятельности связана  с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими  рассматривается как идущий из  глубины веков общечеловеческий  идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель  достигается решением конкретизированных  задач обучения и воспитания  по различным направлениям.

 Цель  педагогической деятельности —  явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований  к современному человеку с  учетом его духовных и природных  возможностей. В ней заключены,  с одной стороны, интересы и  ожидания различных социальных  и этнических групп, а с другой  — потребности и стремления  отдельной личности.

 Большое  внимание разработке проблемы  целей воспитания уделял А-С.Макаренко,  но ни в одной его работе  нет их общих формулировок. Он  всегда резко выступал против  любых попыток свести определения  целей воспитания к аморфным  определениям типа "гармоническая  личность", "человек-коммунист"  и т.п. А.С.Макаренко был сторонником  педагогического проектирования  личности, а цель педагогической  деятельности видел в программе  развития личности и ее индивидуальных  коррективов.

 В качестве  основных объектов цели педагогической  деятельности выделяют воспитательную  среду, деятельность воспитанников,  воспитательный коллектив и индивидуальные  особенности воспитанников. Реализация  цели педагогической деятельности  связана с решением таких социально-педагогических  задач, как формирование воспитательной  среды, организация деятельности  воспитанников, создание воспитательного  коллектива, развитие индивидуальности  личности.

 Цели  педагогической деятельности —  явление динамическое. И логика  их развития такова, что, возникая  как отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической  деятельности в соответствие  с потребностями общества, они  складываются в развернутую программу  поэтапного движения к высшей  цели — развитию личности в  гармонии с самой собой и  социумом.

 Основной  функциональной единицей, с помощью  которой проявляются все свойства  педагогической деятельности, является  педагогическое действие как  единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии  выражает то общее, что присуще  всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной  беседе и т.п.), но не сводится  ни к одной из них. В то  же время педагогическое действие  является тем особенным, которое  выражает и всеобщее, и все  богатство отдельного.

Алгоритм  — предписание о выполнении в  определенной последовательности элементарных операции для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу.

Обращение к  формам материализации педагогического  действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в  форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и  предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит  в форму практического преобразовательного  акта. При этом обнаруживается некоторое  несоответствие между средствами и  объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах  действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе  есть не что иное, как процесс  решения неисчислимого множества  задач различных типов, классов  и уровней.

Информация о работе Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко