Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Содержание

Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
Заключение
Список использованной литературы.

2.вопрос «Сущность педогогической деятельности»

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 62.29 Кб (Скачать)

          Воспитатель — это, прежде  всего член коллектива, а потом  уже наставник, старший товарищ.

          Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности.

          Опираясь на взгляды выдающихся  советских педагогов, Макаренко  взял идею труда и практически  ее реализовал. Но  «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

— участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

— но Антон  Семенович считал, что труд, не имеющий  в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.

         Сторонники словесного, книжного  воспитания с высокомерием встретили  «мозольную педагогику», так они  окрестили производительный труд  учащихся.

         В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния  семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

 

 

 

 

 

       А.С. Макаренко о требованиях   к  личности  учителя

 

 Роль личности  педагога в воспитании и обществе  по Макаренко.                       Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём.  Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений.  Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения  должны,  прежде всего,  составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект – личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив – как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

Воспитание  отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием  воспитателя на личность ребёнка.

 

    Гуманизм  педагогики Макаренко.

 Любимым писателем А.С.  Макаренко  был Максим Горький   его

оптимистический,  реальный подход к жизни, с верой в человека. Многие принципы и взгляды Макаренко  близки по духу произведениям Горького, и важное место в этой системе  взглядов занимает идея о личности педагога. Так, Макаренко писал: « Хорошее в человеке приходится всегда  проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького…  Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением.  Такое отношение к человеку есть отношение марксистское».

Одним из ярких  последователей и преемников педагогических идей Макаренко был выдающийся советский  педагог В.А. Сухомлинский. Опираясь на идеи и принципы Макаренко и  следуя им, он писал: «Воспитатель должен выражать своим доверием, прежде всего  оценку лучшего, доброго начала в  человеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Признаком дремучего педагогического  невежества он считал то, что отдельные  воспитатели, оказывая доверие воспитаннику, одновременно напоминают ему: за тобой много грешков, я об этом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим. «Подобные слова учителя – соль на рану в человеческом сердце: воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытки учителя». Доверие в форме прощения воспитаннику проступка ни в коем случае не должно быть предметом специального, усиленного внимания со стороны воспитателя и учеников  коллектива.

 

     Педагогическая  цель в понимании Макаренко. 

  Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.

   Поэтому цель воспитательного  процесса, указывает Макаренко, должна  всегда ясно ощущаться воспитательной  организацией и каждым воспитателем  как обязательная, и к ней «мы  должны стремиться в прямом  и энергичном действии». Воспитательная  работа должна быть, прежде всего  целесообразной. Мы не можем допустить  никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной  нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные  опосредованные связи. Поэтому использование  того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в  зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя  и других обстоятельств. Макаренко  утверждал, что никакая система  воспитательных средств не может  быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая  в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни  и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут  быть неизменными и наши воспитательные цели.  В этом заключается ещё  одна функция педагога – разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов  достижения.

 

Педагогический коллектив как  необходимое условие воспитания и обучения.

     Огромное значение  Макаренко придавал формированию  педагогического коллектива. Он  писал: «Должен быть коллектив  воспитателей, и там, где воспитатели  не соединены в коллектив и  коллектив не имеет единого  плана работы, единого тона, единого  точного подхода к ребёнку,  там не может быть никакого  воспитательного процесса». А.  С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое  мастерство учителя обусловлено  уровнем сформированности  педагогического  коллектива. «Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Однако  писал  Макаренко, «проблема воспитания у  нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень  кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся  и на чьей обязанности лежит его  спроектировать».

 

 

Отношения педагогов и воспитанников  по Макаренко.

     В теоретическом наследии  и опыте А. С. Макаренко проблема  формирования отношений педагогов  и воспитанников – одна из  центральных. Мысль К. Маркса  о том, что «…действительное  духовное богатство индивидуума  всецело зависит от богатства  его действительных отношений», послужила основанием для макаренковского  утверждения: «Именно отношение  составляет истинный объект нашей  педагогической работы».  Учителя  в конечном счёте для того  и вступают в личные отношения  с учащимися, чтобы, педагогически  целесообразно опосредствуя все  отношения детей с окружающим  миром, выполнить задачу направления  развития отношений учащихся  к учению, к труду к природе,  к людям – ко всей окружающей  действительности. Они могут и  обязаны сознательно использовать  свои отношения с учащимися  в качестве своеобразного инструмента,  средства сознательного регулирования  процесса формирования всей совокупности  отношений своих воспитанников  к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным  и действенным такое регулирование  будет, если оно нацелено на  развитие самодеятельных сил,  творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности  учащихся, их самоуправления.

Отношения педагогов  и учащихся в школе – это  взаимодействие субъектов учебно-воспитательного  процесса, направляемое педагогами в  соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко с большой полнотой были раскрыты с марксистско-ленинских  позиций сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в  советской школе. Принципиально  новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического  и детского коллективов, педагог-новатор  подчеркивал, что педагогически  целесообразные отношения воспитателя  и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность  и требовательность друг к другу.

А.С. Макаренко  решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и  мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично  относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все  на вашей стороне, и они не выдадут….   И наоборот, как бы вы ни были ласковы….  как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе,  если ваше дело сопровождается неудачами и провалами,  если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете,  если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

А.С. Макаренко  высмеивал и осуждал возню  с «уединенной» личностью, разоблачал «педагогические теории», доказывавшие, что хулигана нельзя вызвать в  коридор. Умение увидеть в человеке положительные силы, уважать их, но не умиляться и не снижать требований, не останавливаться перед самым  суровым осуждением – такое отношение  к человеку А.С. Макаренко называл  марксистским, подлинно гуманным. Соединение требования с уважением к личности воспитанника он считал основным принципом  советской педагогики.

Кроме того, Макаренко считал: «Хороший воспитатель  должен обязательно вести дневник  своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса  или перелома, которые бывают у  всех ребят в разных возрастах. Этот

дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.

Чтобы воспитатель  мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права  наказания или поощрения в  формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме  самых крайних случаев, и тем  более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от  формально надзирательских функций  он может заслужить полное доверие  всех воспитанников и вести как  следует свою работу.

Все данные о воспитаннике, какие возникнут  в процессе изучения ученика, воспитатель  должен знать, а хороший воспитатель  обязательно запишет. Но никогда  эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к  воспитателю не в процессе безразличного  его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой  активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

Информация о работе Творчество и основные идеи великого педагога А. С. Макаренко