Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Работа содержит 1 файл

tryd_kak_credctvo_vocpitaniya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

        В уголке природы старшей группы  могут быть те же животные, что и в подготовительной к  школе группе. Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы, — создание нормальных условий для их жизни. Дежурство в уголке природы стараться организовать «по звеньям», воспитатель распределяет обязанности по звеньям.  Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.  В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.

      На протяжении года воспитатель  должен следить за тем, чтобы  дети бережно относились к  животным и растениям уголка  природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело до конца.

Подготовительная  к школе группа.

     В первые же дни сентября воспитатель проводит занятие, на котором дети вспоминают, как ухаживали за растениями и животными в старшей группе, сообщает о необходимости возобновить дежурства. Из ответов детей воспитатель выясняет, помнят ли дети, как ухаживали за комнатными растениями, как и чем кормили тех или иных животных. Педагог старается разъяснить, как важен и необходим уход за животными и растениями для правильного их развития, уточняет обязанности дежурных, подчеркивает их ответственность за выполнение дела.

     При  обучении детей уходу за растениями  и животными следует использовать  разнообразные приемы: личный пример, показ, объяснение, напоминание,  убеждение. Ведущим приемом при обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя в сочетании с объяснением, как делать, как ухаживать.

      Значительно расширяется объем  знаний, которые получают дети 6—7  лет, благодаря более глубокому  знакомству с жизнью разнообразных видов растений и животных, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

    В  этой группе воспитатель должен  делать упор на воспитание  в детях ответственности за  порученное дело, развитие интереса  и любви к труду. Труд должен стать жизненной необходимостью ребенка! Крайне важно научить ребенка выполнять работу по собственной инициативе. Результат собственного труда должен вызывать у ребенка радость!

    В  подготовительной к школе группе  детей учат новым приемам ухода за растениями: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями. Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за растениями является поливка. В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения надо поливать часто, чтобы земля всегда была сырая, другие же, наоборот, — только тогда, когда земля в горшке совсем высохнет; у некоторых растений (циперус) вода всегда должна быть на поддоне. Можно объяснить детям, что есть растения, которые зимой почти не надо поливать, только изредка наливать воду в поддонник: они в это время не растут, а отдыхают.

Все знания, умения усваиваются детьми не сразу, а постепенно!

Порядок назначения дежурных: объединяя детей для  дежурства, воспитателю следует  учитывать их навыки, интересы, особенности  поведения и взаимоотношений. Тех, кто еще недостаточно владеет  навыками, следует назначать дежурить вместе с детьми, хорошо справляющимися с заданием; ребят с неустойчивым вниманием, а также пассивных назначают работать с более активными, целеустремленными. Поэтому желательно списки дежурных составлять вместе с детьми. Целесообразно составлять список дежурных на каждый месяц. Это вносит четкость в распределение дежурств, облегчает контроль, чтобы каждый ребенок в течение месяца мог ухаживать за всеми обитателями уголка природы.

     Целесообразно  назначать дежурных по каждому  объекту отдельно: по уходу за  растениями, за рыбами, за птицами и другими животными.  Наличие дежурных не исключает индивидуальных поручений по уходу за животными, например, помочь дежурным при затруднении, заменить заболевшего или отсутствующего товарища, сходить на кухню за кормом, погулять с черепахой и др. Наряду с кратковременными трудовыми поручениями возможны и более длительные индивидуальные поручения (на одну-две недели), например уход за растениями, находящимися вне групповой комнаты,— в канцелярии, на лестнице, в вестибюле, или за животными, живущими на участке: кроликом, собакой, курами, наседкой с цыплятами и др. Как дежурства, так и отдельные поручения очень ценны в воспитании у ребят взаимопомощи. Нужно приучать детей напоминать друг другу о своих обязанностях, помогать товарищам (более опытный учит менее опытного или показывает новенькому, как дежурить).

    Руководя  работой дежурных, следует учитывать  индивидуальные особенности детей:  одному нужно своевременно оказать  помощь, чтобы ребенок не почувствовал  своего бессилия, иначе пропадет  интерес к труду; другого похвалить перед товарищами и родителями за добросовестнее отношение к своей работе; на третьего, наоборот, может оказать влияние замечание, сделанное при всех детях, при родителях; на четвертого сильно действуют положительные примеры товарищей. Иногда, может быть, следует отстранить ребенка от дежурства за недобросовестное отношение к обязанностям.

   По мере  овладения детьми трудовыми навыками  следует изменить роль воспитателя:  он может уже не принимать  непосредственного участия в  работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют (стоит на два-три дня ослабить его, как некоторые утрачивают интерес к выполнению обязанностей).  Надо, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы, просили проверить сделанное. Если обнаружится какое-либо упущение или окажется, что сделано что-либо неправильно, ребенок исправляет или доделывает. Хорошо в конце дня давать оценку работе дежурных.

    Во  второй половине года можно  периодически проводить отчеты  дежурных перед коллективом при передаче дежурств. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями и животными, что нового, интересного заметили. К оценке работы дежурных воспитатель привлекает самих ребят. Такие отчеты перед коллективом повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.

Во время  работы воспитатель должен иметь  в поле зрения всех детей, оказывать  своевременную помощь, поддерживать у детей бодрое настроение и желание  хорошо выполнить работу.

   Воспитателю  необходимо также делать упор на коллективный труд детей. Благодаря участию в коллективном труде у детей формируются такие ценные качества, как дружба, умение распределять между собой работу, оказывать помощь товарищу при затруднениях, радоваться успеху других, подчиняться требованиям товарищей.

    В  процессе воспитания трудовых  навыков и умений большое значение  имеет согласованность в работе  двух воспитателей, а также договоренность  с няней- уборщицей группы. Воспитатель  объясняет няне значение дежурств  и коллективного труда детей, раскрывает их содержание. Очень важно научить и няню-уборщицу правильным приемам ухода за растениями и животными.

 

7. Привести примеры, иллюстрирующие  связь труда в природе с  другими видами деятельности  дошкольников.

      Всегда необходимо помнить, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента.

        В дошкольной педагогике и  психологии нет однозначного  мнения по поводу выделения  труда как самостоятельной деятельности  ребенка в силу специфичности  конечного продукта такой деятельности. Так, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и другие утверждают, что рано говорить о труде дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности, однако выделяют отдельные трудовые задания. Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы — и экологического образования дошкольников, и активно применяется в практике работы детских садов.

        Труд в природе связан с  игровой (постройка жилья для игрушечных животных, игра в трактористов, животноводов), изобразительной (дети зарисовывают объекты природы, сам труд в природе), учебной деятельностью (труд формирует произвольное поведение, что является предпосылкой для учебы), развитием элементарных математических представлений (ребенок в процессе работы знакомится с формой, величиной, объемом, свойствами, количеством предметов и объектов), речью (ребенок слушает речь воспитателя, задает вопросы, сам высказывается; происходит речевое общение в коллективном труде), физическим развитием (физические усилия  при выполнении  трудовой операции, чередование работы и отдыха). Учение тесно связано с трудом, прежде всего потому, что любому труду необходимо учиться, учение предваряет труд. Но и само учение есть своеобразный и напряженный труд, требующий как от ученика, так и от учителя значительных и длительных усилий. Основной формой активности ребенка в учебной деятельности является умственная активность. Полученные знания ребенок использует в трудовой деятельности.

         Поисково-познавательная деятельность, с точки зрения, процесса экологического образования является одной из главных видов деятельности ребенка. В качестве основного вида поисковой деятельности Николай Николаевич Поддьяков выделяет особую детскую деятельность — экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Это самостоятельные наблюдения за объектами природы, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями.

8. Составить развернутый план-конспект  руководства трудом детей в  природе для одной из возрастных  групп.

Пример: Занятие в старшей возрастной группе «Высадка цветочной рассады  на клумбу (или рабатку)».

Цель: Дать детям представление о том, что растения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семян в теплице, парниках, на светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбы или грядки; познакомить детей с приемами высадки рассады (взять растение в левую руку, опустить в ямку, правой рукой расправить корни, присыпать землей до корневой шейки, левой рукой поддерживая растение; далее обеими руками обжать землю вокруг растения, проверить, достаточно ли плотно обжата земля -  слегка потянуть за стебель около корневой шейки); вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы.

Руководство воспитателя организацией занятия.

         Клумбу или цветочную рабатку воспитатели готовят заранее: перекапывают и разделывают землю, вносят удобрение, большую клумбу разбивают на секторы, отбивают края и дорожки, поливают за 1-2 ч до работы. Непосредственно перед высадкой рассады (2-3 вида) воспитатель вынимает ее из ящика, разделяет на отдельные экземпляры и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы, прикопав корни. Несколько экземпляров каждого вида оставляет для рассматривания и показа. Воспитатель с помощью 2--3 детей маркирует места посадки, размещает вблизи места работы оборудование: 2-3 веревочки с колышками на концах, мерные палочки для маркировки места посадки растений, открытки или другие цветные рисунки растений, совочки, лейки и ведерки. (В солнечную погоду занятие проводится во второй половине дня.)

Руководство ходом занятия.

         В первой половине занятия воспитатель размещает детей недалеко от места работы так, чтобы всем было видно, рассматривает с ними изображения цветущих растений. «Кто знает, как называется цветок? Нравится? Чем?». Дополнительно дает пояснения о величине растений, времени их цветения; показывает само растение (рассаду). После рассматривания картинок и беседы воспитатель обсуждает с детьми, как разместить растения на клумбе (или рабатке): одни ближе к краю, другие посередине, какие в центре и т. д. При этом обращает внимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетание цвета, размеров. Во время работы объясняет, почему некоторые растения сажают рассадой, а не семенами.

       Во второй части занятия рассматривают  рассаду. Воспитатель знакомит  детей со способами ее посадки. Ребят следует разместить с двух сторон рабатки (или по дорожкам, разделяющим клумбу на секторы так, чтобы перед каждым ребенком было 2 бороздки, обозначающие место посадки, и чтобы каждый ребенок мог видеть действия воспитателя).

        Вначале надо отмерить расстояние (по бороздкам), на котором следует  сажать растение. Педагог показывает  мерную палочку и способ ее  использования. Затем на обозначенных  местах делает ямку, показывает  глубину ее, поясняет: «Все корешки должны разместиться». Предлагает дежурным раздать мерные палочки и совочки. Все дети под контролем воспитателя готовят ямки. Когда ямки готовы, дежурные наливают в них воду. Пока вода в ямках впитывается, воспитатель показывает способ посадки. Вначале 2 - 3 ребят рассказывают, как надо сажать рассаду, а затем воспитатель еще раз показывает. Во время посадки следит за выполнением детьми работы, помогает тем, кто не справляется с заданием.

        Когда все растения посадили, воспитатель показывает способ  проверки. Дети проверяют правильность посадки, исправляют допущенные ошибки. Дежурные с помощью других детей поливают посадки (клумбу, грядку).

        В конце воспитатель дает оценку  работы, подчеркивает, что все работали  дружно. Предлагает задание к  дальнейшему наблюдению: проследить, когда на растениях появятся свежие листики (это значит, что растение прижилось); договориться об очередности работы - когда и кто будет поливать посадки.

 

9. Показать усложнение методики  руководства трудовой деятельностью  дошкольников на занятиях, занося нужную информацию в таблицу.

См.приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников