Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Работа содержит 1 файл

tryd_kak_credctvo_vocpitaniya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

         Дети помогают воспитателю в  уходе за животными и растениями  в уголке природы и на участке.  Копируя взрослого, дети приобретают  умение действовать. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей. При выполнении даже небольших эпизодических поручений воспитатель связывает их с заботой о живых существах: «Птичку покормим, чтобы она пела», «Польем это растение, а то листочки засохнут». Во время прогулки детей приучают не рвать цветы на клумбах.

        Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (воспитателя, няни). Для этого с подгруппами детей проводят серии последовательных разнообразных наблюдений: наблюдая с детьми, как моют комнатные растения, им объясняют, как нужно мыть листья, чтобы они были чистые. Цель должна быть понятна детям, а пути ее достижения -  наглядными и ощутимыми для них. Следует привлечь внимание детей к результатам труда.

                                        

                                           ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

           У детей четвертого года жизни  воспитывают интерес к работе  по выращиванию растений, уходу  за животными и обучают элементарным  правилам ее выполнения. Надо, чтобы  простые дела были для детей  источником радости (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.).

        С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года, ухаживая за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями. Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна малышам физически и по содержанию.

         Детям объясняют, что за птицами  надо ухаживать: кормить зернами,  травой, поить чистой водой и  т.д. При уходе за рыбками  дети под наблюдением воспитателя  набирают ложечкой корм и осторожно  насыпают в кормушку, моют камешки при смене воды. Детей постепенно учат поливать растения, выращивать овес, сажать лук, сеять крупные семена цветов, протирать крупные листья и цветочные горшки. В этой возрастной группе используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж, дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя.

     Обучение  детей по уходу за растениями проходит в форме совместной деятельности детей и взрослых. Время от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию растений и уходу за ними. Каждое действие воспитатель обязательно проговаривает, объясняет и сочетает с последующими практическими упражнениями детей («А теперь все будете мыть растения так, как я буду говорить»).

        К концу года ребенок приучается  к выполнению порученной ему работы независимо от того, что делают остальные дети. Детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими.

      Трудовые занятия по посевам проводятся и на участке. Весной детей привлекают к посеву садовых бобов, овощей (гороха, фасоли) и др. Весь процесс посадки семян подробно описывается и показывается воспитателем  перед началом каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят, и, увлекшись одним, могут забыть о другом. На повторных занятиях у детей возрастает и самостоятельность.

     Помимо  посева и полива, дети могут наблюдать за рыхлением почвы, выпалыванием сорняков. Привлекать к данной работе можно лишь изредка с познавательной целью. Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие.

     С  детьми надо вести наблюдения  за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку или кормушку. Весной на участке вывешиваются скворечники, дуплянки для гнездования птиц. Если в детском саду есть куры, кролики, дети наблюдают за тем, как  за ними ухаживают старшие. Можно предложить детям покормить их, принести еду, нарвать еду и т.д.

       Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в снегоуборочных работах.  Детям объясняют, для чего необходимо убирать снег, чистить дорожки. Зимой внимание детей следует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо проводить работы и в зимнем саду, сопровождая каждое действие пояснением.

 

                                               СРЕДНЯЯ ГРУППА

       У детей этого возраста воспитывают  устойчивый интерес к предметам  и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам (так, наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет – птицы голодные, их надо кормить). Изменяются формы организации труда детей, наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.

       С начала года воспитатель  систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. Педагог в процессе труда формирует умение видеть и понимать своевременность проведения определенного трудового действия. Вначале к работе привлекается по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочередно.

        Выполнение индивидуальных заданий  и поручений повышает самостоятельность,  воспитывает инициативу детей  в использовании полученных знаний  и умений.

      Воспитатель должен помочь детям  понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

         Продолжать обучать технике полива, обмыва листьев, рыхления. Дети  уже имеют небольшой опыт по  уходу за растениями.

         В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать многое - какой корм необходим каждому животному, как называется, где и как хранится. Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. На участке скликают кур, кормят их. В террариуме ухаживают за лягушкой, ящерицей. Дети должны знать дозировку пищи, понимать потребности животных. Можно организовать общую уборку уголка природы, распределив работу между детьми (дать каждому определенное задание).

           В этом возрасте повышается  сознательность действий, самостоятельность,  стремление к достижению цели. Опора на опыт позволяет детям  лучше понять содержание и  назначение труда, охотнее работать.

           В развитии трудовой направленности  ребенка среднего дошкольного  возраста наблюдается несколько  этапов. Вначале у многих отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игрой, где ясна цель, не теряется установка на результат.

         Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми. Работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания (правильно вскопанная часть участка, красиво сделанная клумба, ровные междурядья и т.п.). На первых порах не столь важен объем и законченность работы, а важно, что ребенок принял участие в этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому могут быть срывы: ребенок прерывает трудовое действие и уходит играть, а затем возвращается и продолжает работать. Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать, как взрослые, по-настоящему.

          Большое значение для поддержания  интереса к трудовым процессам  имеют поручения. Работу следует  построить так, чтобы каждый  ребенок ясно представлял, какую  конкретную задачу он должен  выполнить, чтобы эта задача была доступна ему. Задание нужно серьезно обдумать, определить его дозировку, чтобы дети, не утомившись, получили удовлетворение от хорошо выполненной совместной работы.

          Для формирования правильных  представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направлять внимание детей на необходимость ухода за ними. Поэтому при выполнении трудовых процессов приходится несколько раз объяснять, для чего выполняется данная работа, напоминать, как это нужно делать. Поняв суть дела, ребята по-иному начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение ко всему живому.

       В ходе работы на участке  детей привлекают к прополке  растений. От взрослого они получают представление о роли прополки для роста растений, узнают  о сорняках. Важно научить детей осознавать, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений, после дождя растения не поливают. Постепенно дети приучаются к самостоятельной работе.

        Осенью дети собирают овощи,  крупные семена, раскладывают их  по видам, выделяя характерные  свойства плодов. В плодовом саду  дети могут участвовать в сборе  фруктов (подносить корзины, собирать  опавшие плоды, окучивать деревья, поливать молодые яблони, и т.д.).

      Зимой дети расчищают дорожки,  участок от снега, сгребают  снег для построек и игр.  Уточняются представления детей  о зимующих птицах.  Продолжается  наблюдение за повадками птиц.  Дети сравнивают птиц по характерным  признакам внешнего вида, готовят для них любимый корм.

 

                                             СТАРШАЯ ГРУППА

         Особенность руководства трудом  старших дошкольников состоит  в том, что воспитатель обсуждает  с детьми, что нужно сделать  и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

       Круг трудовых обязанностей еще  больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается с точки зрения как отношения его к обязанностям, так и усвоения им навыков ухода (умение наметить последовательность действий,  мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение).

       Дети этой группы имеют определенный  опыт по уходу за растениями  и животными, осознанно подходят  к  своим обязанностям. Поэтому  воспитатель может с начала  года приучить их к самостоятельному  выполнению трудовых заданий.

       Постепенно вводится новая форма  систематической работы – дежурства. В начале года воспитатель на занятиях закрепляет знания детей о правилах ухода за растениями и животными, уточняет обязанности дежурных,  знания об инвентаре для работы и месте его хранения, воспитывает ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.  Педагог очень тонко и незаметно «подсказывает» детям выбор объектов, следит за тем, чтобы они бережно обращались с животными и растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.

       Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю  об окончании работы и просили  проверить сделанное. При оценке  работы следует подчеркнуть хорошее  состояние животных и растений, с тем, чтобы доставить детям удовлетворение и радость от результатов своей работы.

       В работе с детьми данной  группы нужно стремиться так  организовать детский труд, чтобы  он стал для ребенка жизненной  потребностью. С первых дней трудовой  деятельности каждый воспитанник должен иметь определенный участок работы, за который он несет ответственность перед всем коллективом.

        Формирование  трудовой направленности у детей  старшего возраста происходит  значительно быстрее.  Уже после  2-3 упражнений в поливке дети  сами начинают планировать и контролировать свои действия. Дети, работая систематически, прочно усваивают необходимые навыки, у них появляется сноровка. Однако постепенно у детей интерес к труду слабеет оттого, что они недостаточно понимают значение работ, к тому же результаты их труда пока еще незначительны.

        Чтобы  вызвать у детей интерес к  труду, нужно приучать их к  более самостоятельному уходу  за растениями и животными.  Каждый ребенок с нетерпением  ждет своего дня, когда он  будет работать. Ребята стараются все делать по правилам, сделать больше того, что им говорилось, делятся наблюдениями между собой, советуются друг с другом.

         В старшей группе по итогам  работ нужно делать оценку  – индивидуальную и коллективную. Индивидуальную оценку делает  ежедневно воспитатель, а коллективную время от времени проводят дети. Как правило, это делается после того, как они овладеют всеми трудовыми процессами. Оценка работы всем коллективом – похвала или, наоборот, порицание со стороны детей – всегда положительно сказывается на их поведении.

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников