Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Работа содержит 1 файл

tryd_kak_credctvo_vocpitaniya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

         В процессе трудовой деятельности  дети под руководством воспитателя  овладевают рядом умений, научаются  сравнивать и обобщать наблюдаемые  явления, понимая некоторые зависимости  между ними.

 

                                            ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

           Трудовая деятельность детей  в природе дает определенные  навыки подготовки к школе.  У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных  связей, способность самостоятельно мыслить.

 В этой группе расширяется  круг трудовых обязанностей. Детей  приучают к более сложным формам  трудовой деятельности, воспитывают  чувство ответственности за порученное  дело, развивают интерес и любовь  к труду, стремление настойчиво  добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, умение распределять обязанности.

     Дети имеют  уже значительный практический  опыт, четкие представления о  растениях, знают особенности  их выращивания. Поэтому здесь  решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Педагог должен поддерживать появление избирательного подхода в процессе работы и воспитывать у ребят бережное отношение к растениям. Детей продолжают обучать приемам содержания растений в чистоте. Работа по выращиванию растений должна связываться с заботой о людях, стремлением доставить им радость (выращ. черенков к 8 Марта и т.д.). В начале занятий должна проводиться беседа, в которой выясняются особенности определенной работы.

      Продолжается  работа по уходу за животными.  Ребята должны знать особенности  ухода за каждым животным уголка  природы. В процессе труда отрабатываются  правила выполнения работы и  бережного отношения к животным.  Дошкольники понимают, что от их ухода зависит благополучие обитателей уголка природы, при этом повышается их целеустремленность и ответственность. Воспитатель объясняет детям особенности ухода за животными и птицами.

     У детей  следует поддерживать уважение к труду людей, умение ценить и беречь труд взрослых и товарищей. Детям надо по возможности показать, как продуктивна работа взрослых. Можно провести экскурсию на общественный огород (поле), в оранжерею, парники, обратить внимание на планировку огорода, теплицы. В парниках следует показать овощные и цветочные культуры, попросить работниц показать рассаду овощей и цветов, рассказать, зачем они выращивают ее.

       В сельской  местности проводится целевая  прогулка или экскурсия с детьми  на общественный огород для наблюдения за сбором урожая овощей.  Воспитательная ценность экскурсии заключается в том, что дети видят, как взрослые старательно работают и бережно относятся к выращенному ими урожаю. Особую радость детям доставляет возможность принять посильное участие в работе. Экскурсия помогает воспитателю подвести детей к более глубокому пониманию значения сельскохозяйственного труда.

       Для  повышения самостоятельности и  ответственности за качество  работы можно применять разделение труда (например, на огороде приусадебного участка). Подгруппы детей («бригады») выполняют определенный объем однотипной работы. По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса – работа «по конвейеру» - это более сложная и результативная форма. При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приема. Тогда он будет понимать, что успех всей работы зависит от коллективных усилий, от правильного и ответственного выполнения ее каждым.

       Особое  место в работе воспитателей занимают опыты. Они направлены на то, чтобы ребята сами наблюдали, узнавали, искали причины явлений, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития деятельности.

        Недопустимо,  когда дети лишают живые существа  благоприятных условий жизни,  для того, чтобы сделать вывод  о необходимости удовлетворять  жизненные потребности животных  и растений. Такие приемы идут  вразрез с воспитанием гуманных  чувств, бережного отношения к природе.

        Дети принимают участие во  всех видах труда по уходу  за садом. Работу в плодовом  саду проводят в течение года. Весной сад очищают от мусора, выпалывают сорняки, дети участвуют  в перекопке земли, помогают  воспитателю поливать саженцы. Летом собирают сухие ветки, листья, поливают кустарники и деревья, участвуют в сборе урожая, ухаживают за земляникой, пропалывают, рыхлят землю.  Осенью вместе с воспитателем заготавливают грядки для посадок, наблюдают за трудом взрослого и участвуют в подготовке растений к зиме. Надо учить детей правильно окучивать деревья. Проверить знания детей можно с помощью вопросов: зачем это делать? Как надо делать? Воспитатель выясняет, хорошо ли понимают ребята смысл этой работы, правильно ли они ее выполняют.

          Необходимо пополнять знания  детей о жизни леса во все  времена года для того, чтобы  дать им понятие о лесе как  о сообществе растений и животных, об использовании и охране  леса человеком. Это имеет большое  значение для воспитания определенного  отношения к лесу и поведения детей в нем. На участке детского сада можно устроить уголок леса. Ребята сами отбирают травянистые растения, правильно размещают их. Для этого они во время экскурсии в лес присматриваются, где они растут. Здесь же в тихом месте устраивают кормушки для птиц. Детям нужно рассказать что птичьи «столовые» можно устроить и в лесу. Поэтому на экскурсию в лес нужно брать запасенные с осени семена трав, семена и плоды деревьев, ягоды. Следует подчеркивать необходимость данной заботы о лесных обитателях, чтобы они не клевали почки плодовых деревьев, вредя посадкам.

    

                                                             ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать действующую программу  воспитания в ДОУ (одну из  парциальных программ экообразования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп.

        Программа «Юный эколог» (1990-е гг., автор Николаева Светлана Николаевна). Разработана на основе многочисленных исследований в области ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания, а также исследований психологов и педагогов Леонида Абрамовича Венгера, Александра Владимировича Запорожца, Валерии Сергеевны Мухиной, Николая Николаевича Поддъякова, П.Г.Саморуковой и др.  

        Основная цель программы – формирование начал экологической культуры у детей 2-7-летнего возраста в условиях детского сада. Программа имеет теоретическое обоснование и методическое обеспечение.

        В качестве базовой идеи программы  использованы следующие положения «Концепции экологического воспитания дошкольников» (Николаева С.Н., 1996):

-старшие дошкольники  усваивают систематизированные  знания о закономерных явлениях  природы (взаимосвязь животных  и растений со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);

-морфофункциональные  свойства растений и животных  как признаки приспособляемости  к среде обитания дошкольники  понимают в процессе их демонстрации  на примере обитателей уголка  живой природы;

-при соответствующей  организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта), старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;

-дети среднего  и старшего дошкольного возраста  усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).

     Исходным  моментом при формировании у  дошкольников осознанного отношения  к миру природы С.Н.Николаева считает систему конкретных знаний о природе, отражающую основные ее закономерности: многообразие видов, особенностей жизни, развитие отдельных живых существ, их приспособленность к среде обитания, взаимосвязь внутри природных сообществ. Важным аспектом программы являются идеи о взаимосвязях и отношениях человека и природы.

       Данные идеи, базовые положения  программы полностью отвечают  требованиям коэволюционного подхода к решению экологических проблем. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу (взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах).

       Представляет интерес структура  программы «Юный эколог». Она  включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их (ведь только воспитатель, являющийся носителем экологической культуры, способен создать условия для правильного развития детей). Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 

     Данный  подход вполне обоснован, поскольку  успех решения экологических  проблем, оздоровление катастрофической  экологической ситуации во многом  зависят от уровня и долговременного  характера процесса экологического  образования, умелой организации экологической пропаганды.

    Подпрограмма «Экологическое воспитание  дошкольников» содержит 6 разделов:

1) элементарные  сведения о мироздании, неживой  природе Земли, ее значении  для нормальной жизнедеятельности  живых существ;

2) многообразие  растений и их связь со средой обитания;

3) многообразие  животных и их связь со средой  обитания;

4) рост и развитие  растений и животных и их  связь со средой обитания;

5) жизнь растений  и животных в сообществе;

6) взаимодействие  человека и природы.

 

        Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

       Программа «Юный эколог» не  предполагает четкого выделения  задач и содержания экологической работы с детьми по возрастам.  В этом можно увидеть стремление автора к стимуляции творческого подхода каждого педагога к организации экологической работы с детьми. С.Н.Николаева отмечает, что отношение к миру живой природы может проявляться только лишь в  самостоятельной деятельности детей. Поэтому она советует проводить систематические наблюдения за проявлениями детей в природе. Результаты этих наблюдений позволят педагогу вести коррекционную работу с каждым ребенком. Также автор обращает внимание на создание условий для экологической работы с детьми.

      Все технологии построены на  разных видах деятельности, чаще  всего совместной воспитателя  с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для живых объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.). В технологиях для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала. 

     «Юный эколог» - это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребенка развивается мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы); сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.

2.  Виды труда детей в природе:

-уход  за животными; 

-выращивание  растений;

-сезонные  работы на участке;

- работа  с природным материалом;

-использование  результатов сельскохозяйственных  работ.

3. Воспитателю надлежит уделять  внимание полноценному развитию  трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка:

а) ставить цель; б) находить пути для достижения цели; в) планировать свою трудовую деятельность (творческая активность ребенка);   г) произвольному поведению в труде (мотивация); г) получать результат, соответствующий цели;  д) осознавать свои достижения.

 

4. Подтвердить или опровергнуть  утверждение, что труд детей  в природе надо организовывать  только в форме занятий.  Обосновать свое мнение, привести примеры.

             Существуют различные формы организации  трудовой деятельности. В практике  детских садов широкое распространение   получила организация фронтальных  трудовых процессов, проводимых  в виде занятий. Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

            Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений.

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников