Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
«ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ».
1.Воспитательно-
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
Труд детей в природе создает
благоприятные условия для
Выполняя те или иные действия,
дети сталкиваются с
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов (например, влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии). Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение), в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные), существующие в природе. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой.
Систематическая коллективная
Труд в природе способствует
и развитию наблюдательности, любознательности
детей, воспитывает у них
Через содержание труда в
Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. В уголках природы живут белки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.
2.
Педагогические и санитарно-
-труд по
уходу за природой должен быть
-практические умения и навыки необходимо формировать в единстве с теоретическими знаниями;
-цели и задачи,
содержание труда и способы
его реализации должны быть
конкретными и доступными
- трудовые умения и навыки необходимо усложнять систематически и постепенно;
-труд в природе должен быть регулярным;
-следует предусмотреть
физическую доступность
- необходимо
осуществлять контроль за
- прежде чем
приступить к работе, заранее
готовят и проверяют детский
инвентарь. Он хранится в
-у
детей следует воспитывать
-орудия труда и сам трудовой процесс должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
-работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.;
-после всякой работы, независимо от того, где она производилась - на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.
3.
Формы организации труда
Правильная организация – одно из условий эффективности всякой работы. А.С.Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Существуют
различные формы организации
трудовой деятельности. В практике
ДОУ широкое распространение
получила организация
Усвоение
знаний и формирование
Коллективный труд используется со средней группы. Он дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.
В процессе
обучения детей умению
Наиболее
приемлемыми формами для
Индивидуальные
поручения используются во
Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека) и выполняют трудовые обязанности длительностью от 2 до 3-4 дней. Дежурства используются со второго полугодия средней группы, они позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.
Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком порядке должно быть сделано). Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.
Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.
4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах.
Возможности детей этого
Педагог
должен предлагаемое
Существенную роль в
Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников