Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Работа содержит 1 файл

tryd_kak_credctvo_vocpitaniya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 «ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ  НАПРАВЛЕННОЙ   ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ».

 

1.Воспитательно-образовательное  значение труда детей в природе,  его своеобразие.

   В процессе  труда у детей формируется  бережное, заботливое отношение  к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

      Труд детей в природе создает  благоприятные условия для физического  развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных  органов, укрепляет нервную систему.  Большое значение имеет труд  в природе для умственного  и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

       Выполняя те или иные действия, дети сталкиваются с различными  свойствами почвы, растений и  познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая  за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.

        Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов (например, влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии). Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение), в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные), существующие в природе. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой.

        Систематическая коллективная работа  объединяет ребят, воспитывает  у них трудолюбие и ответственность  за порученное дело, доставляет им и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

       Труд в природе способствует  и развитию наблюдательности, любознательности  детей, воспитывает у них интерес  к сельскохозяйственному труду  и уважение к людям, которые  им занимаются. Труд в природе  помогает воспитать любовь к  ней. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

       Через содержание труда в природе,  направленного на удовлетворение  эстетических потребностей людей,  через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций осуществляется эстетическое воспитание детей.

       Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. В уголках природы живут белки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.

 

2. Педагогические и санитарно-гигиенические  требования к детскому труду  в природе.

  -труд по  уходу за природой должен быть разнообразным по своему содержанию (уход за растениями и животными, труд на огороде и в цветнике и пр.). Содержание труда должно определяться для каждой возрастной группы отдельной программой;

-практические  умения и навыки необходимо  формировать в единстве с теоретическими знаниями;

-цели и задачи, содержание труда и способы  его реализации должны быть  конкретными и доступными каждому  конкретному ребенку; 

- трудовые умения  и навыки необходимо усложнять  систематически и постепенно;

-труд в природе  должен быть регулярным;

-следует предусмотреть  физическую доступность трудовой  операции (посильный труд);

- необходимо  осуществлять контроль за продолжительностью  труда детей. Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.  Дети младшего дошкольного возраста  способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшем возрасте – 15-20 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа – отдыхом (после оформления гряд, прополки междурядий дети могут утрамбовать их, после посева поливать и т.д.). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме;

- прежде чем  приступить к работе, заранее  готовят и проверяют детский  инвентарь. Он хранится в доступном  для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка.  Орудия труда по своему размеру  должны соответствовать росту и силам детей, их возможностям,  быть правильной конструкции (например, лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку), но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка;

    -у  детей следует воспитывать бережное  отношение к инвентарю (правильно  его хранить, чистить, мыть, убирать  после работы). Использование инвентаря  должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

-орудия труда  и сам трудовой процесс должны  быть безопасны для жизни и  здоровья детей;

-работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.;

-после всякой  работы, независимо от того, где  она производилась - на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

 

 

3. Формы организации труда дошкольников  в природе.

     Правильная  организация – одно из условий  эффективности всякой работы. А.С.Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

       Существуют  различные формы организации  трудовой деятельности. В практике  ДОУ широкое распространение  получила организация фронтальных  трудовых процессов, проводимых  в виде занятий. Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

       Усвоение  знаний и формирование трудовых  умений и навыков должно происходить  не только на специально организованных  занятиях, но преимущественно                          в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений.

        Коллективный труд используется со средней группы. Он дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.

       В процессе  обучения детей умению ухаживать  за растениями и животными  большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопе, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке). Ребенок почувствует пользу труда только тогда, когда он активно пройдет через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счете, намеченного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветков вновь получит семена.

        Наиболее  приемлемыми формами для решения  воспитательных задач считают  организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых.  Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

     Индивидуальные  поручения используются во всех  возрастных группах. Они включают  выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за действиями детей, правильностью работы, а также оказать ребенку необходимую помощь, исправить его ошибки, дать совет, как поступить в той или иной ситуации.

         Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека) и выполняют трудовые обязанности длительностью от 2 до 3-4 дней. Дежурства используются со второго полугодия средней группы, они позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя  работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком порядке должно быть сделано). Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.

         Дежурство в уголке природы  должно быть организовано так,  чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

 

4. Технология руководства трудом  детей в разных возрастных  группах.

                                           ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

            Возможности детей этого возраста  крайне ограничены, трудовое воспитание  осуществляется главным образом  в процессе ознакомления малышей  с доступными явлениями, происходящими  в природе. Программные требования  по ознакомлению детей с природой могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном обучении. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят.

    Педагог  должен предлагаемое содержание  делать для детей наглядным,  а требования доступными и  понятными (покажи стебелек – какой он длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар; покажи цветок, понюхай его, сорви цветок на длинном стебельке и т.д.), воспитатель помогает лучше воспринять особенности того или иного растения. Дети накапливают новые впечатления и знания.

      Существенную роль в приобщении  детей к труду играет ознакомление  со свойствами природных материалов (сухой песок сыплется, из мокрого песка легко лепить, строить; в воде плавают рыбки, уточки и др.). В играх с водой у детей возникает много ощущений (можно менять температуру). Следует обращать внимание детей на изменение погоды: светит солнце, льет дождь, падает снег, дует ветер. Можно организовать наблюдения за трудом взрослых (как убирают снег, как сажают деревья и др.).

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников