Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Работа содержит 1 файл

tryd_kak_credctvo_vocpitaniya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       В процессе обучения детей  умению ухаживать за растениями  и животными большое место  должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке). Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребенка к получению результата. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

         Нельзя забывать, что деятельность — это основа экологического образования дошкольника. В процессе детского труда в природе очень важную роль играет принцип деятельности, который необходимо учитывать при планировании занятий. Но есть один нюанс - на занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии с программой содержание занятия, его результат. Пример: воспитатель заранее втыкает на грядке палочки по числу детей; в ямки дети кладут горошины и засыпают их землей – как засыпать, детям показывают; после этого поливают то место; процесс занимает несколько секунд, усилий ребенок не затратил. Организованный таким образом трудовой процесс, когда за детей продумывается весь порядок деятельности, а самим им не приходится затрачивать никаких усилий, вряд ли можно назвать трудом. Поэтому необходима правильная и четко продуманная организация занятия.

        Для труда детей в режиме  дня имеется достаточно возможностей, и нет необходимости использовать  только время, предназначенное  для занятий. Утром дети ухаживают за растениями и животными в уголке природы и на участке, дежурят по столовой. Зимой на прогулке расчищают участок, делают снежные сооружения― лепят фигуры разных животных. В весенне-летний период работают на огороде, в цветнике, саду: это время наиболее удобно также для работы по изготовлению различных игрушек из дерева, природного материала. Во время прогулки можно также ремонтировать игрушки, подклеивать книги, коробки для дидактических игр. Весной, летом и ранней осенью эти работы должны быть полностью вынесены из групповой комнаты  на участок. Те трудовые процессы, которые следует показать всем детям (работа новыми инструментами, последовательность действий при посадке или посеве овощей на огороде, черенкование комнатных растений и т.п.), целесообразно организовать одновременно со всей группой. В дальнейшем аналогичную работу можно поручить небольшой группе детей, при этом воспитателю легче контролировать деятельность каждого ребенка и результат труда, его качество выше, что доставляет детям радость.

         Такой подход позволяет сделать  деятельность ребенка более осмысленной  и необходимой для него лично.

5. Сравнить демонстрационное и  инструктивное трудовые занятия;  найти общее и различия.

          Демонстрационное трудовое занятие предполагает участие в работе одного или нескольких детей одновременно (остальные дети наблюдают). Воспитатель объясняет значение выполнения данного процесса (зачем сажать морковь? для чего необходимо разрыхлить почву? и т.д.). Воспитатель вызывает одного или несколько ребят («сегодня работу выполняет Ваня, а мы будем внимательно наблюдать!»), объясняет всю последовательность трудовых действий. Работу выполняет один ребенок (группа детей), остальные ребята наблюдают за работой. На другом занятии работу выполняет другой ребенок (группа детей), и так поочередно будут задействованы все дети группы. В выполнении работы не могут участвовать сразу все дети (нет необходимости сажать 25 морковок сразу, достаточно одной-двух, остальное некуда будет девать; все дети не могут одновременно чистить террариум).

        Инструктивное трудовое занятие  предполагает участие в работе всех детей данной группы. Включает в себя этапы:

-постановка  цели;

-объяснение  и показ;

-обучение детей  процессам;

-самостоятельная  деятельность детей (упражнения для закрепления умений и навыков).

 Общее:  демонстрационное и инструктивные трудовые занятия начинаются с постановки цели труда, детей обучают трудовым процессам, объясняется значение выполнения данного трудового процесса (с показом). Занятия завершает самостоятельная деятельность детей.

Различия: в демонстрационном занятии в работе задействован один ребенок (или группа детей), а в инструктивном – фронтальная нагрузка (все дети группы одновременно).

 

 

6. Дать рекомендации по руководству  повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.).

     Успех  трудового воспитания невозможен  без особого внимания к индивидуальности  ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

    Непосредственное  общение с живой природой дает  ребенку более яркие представления,  чем книжки и картинки. Поэтому  создаются условия для повседневного  общения детей с природой через  организацию уголков природы,  где дети имеют возможность  наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

 

 

 

Младшие группы.

     Программные требования по ознакомлению детей с природой могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном обучении. Воспитатель должен планомерно сообщать детям знания и формировать у них необходимые умения, ставить перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывать пути решения поставленных задач (как делать), направлять деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Объяснение сочетать с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен содержание труда делать для детей наглядным, а требования – доступными! Важно уделять внимание развитию наблюдательности и самостоятельности!

     Воспитатель  должен учить детей сравнительному  анализу: сравнивая животных, находить  сходство и различие между  ними, общее и различное у растений, помогать замечать интересные  особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений стараться обращать внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

        В процессе систематического  ухода за растениями и животными  в уголке природы воспитатель  должен формировать у детей  определенные трудовые навыки, учить  внимательно относиться к обитателям  уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

     Во  второй младшей группе уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

      Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д.

      В уголке природы помещают  цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и  т.д. Приучать детей ставить  цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты. Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей. Наблюдая за плавающими рыбками, объяснить, как рыбки плавают - двигая хвостом и плавником, спросить, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

      В дальнейшем при кормлении  рыб малыши всегда приглашаются  посмотреть, как это делается, а  затем предлагается некоторым  помочь покормить рыбок. Конечно,  дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам. Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

 

Средняя группа.

      В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных.

   Теперь  перед воспитателем стоит   задача - продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.  Важно воспитывать у детей устойчивый интерес к явлениям и предметам природы, формировать сознательное отношение к труду. В средней группе дети более самостоятельные. Они уже приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром воспитателя ежедневно выполнять поручения (полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др.).

      Уход за растениями в начале  года осуществляется в присутствие  детей. Необходимо постепенно  привлекать их к посильной  помощи, показывая, как наливать  воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называть предметы  ухода, и приучая детей класть все на свои места. Вначале под наблюдением воспитателя, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. Можно поручить двум-трем детям обтирать растения, а остальным -  поиграть, объяснив, что  в следующий раз эту работу будут делать другие.

       Каждому предлагается намочить  тряпочку в тазу, выжать ее, положить  лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить  лист на всю ручку, до локтя,  и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. После работы дети вытирают пол, ополаскивают тряпочки, выжимают их и развешивают для просушки, затем с помощью взрослого растения ставят на место. Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?». Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

     Ребенок  пятого года жизни, знакомясь  с животными, отмечает своеобразие  их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей. Свои наблюдения учится отражать в связной, точной речи. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Теперь наблюдения за  животными могут быть не только кратковременными на занятиях, но и во время ухода за ними.  Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого этапа трудового процесса. Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе!

 

Старшая группа.

     Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Детей необходимо приучать к более сложным формам деятельности. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя. В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы (необходимо планировать работу с подгруппами детей).

      Уход за растениями в уголке  природы осуществляют дежурные  под руководством воспитателя  (дежурства организуются в начале  года). Воспитатель должен помнить,  что дежурства в уголке природы  являются более сложными, чем  другие виды дежурств. Дежурные поливают растения. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Поэтому эта работа должна выполняться детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), лить воду понемногу, до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода. 

      Детей знакомят с некоторыми  способами размножения растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения. В этой работе принимают участие и дети. Хорошо, если каждый ребенок будет вести наблюдение за ростом и развитием своего черенка и все интересное (по своему желанию) зарисовывать в индивидуальный альбом. Такие альбомы могут быть использованы как иллюстрации к беседе о комнатных растениях. Выращенные растения дети могут подарить малышам либо пополнить уголок природы дома.

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников