Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
В процессе обучения детей
умению ухаживать за
Нельзя забывать, что деятельность — это основа экологического образования дошкольника. В процессе детского труда в природе очень важную роль играет принцип деятельности, который необходимо учитывать при планировании занятий. Но есть один нюанс - на занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии с программой содержание занятия, его результат. Пример: воспитатель заранее втыкает на грядке палочки по числу детей; в ямки дети кладут горошины и засыпают их землей – как засыпать, детям показывают; после этого поливают то место; процесс занимает несколько секунд, усилий ребенок не затратил. Организованный таким образом трудовой процесс, когда за детей продумывается весь порядок деятельности, а самим им не приходится затрачивать никаких усилий, вряд ли можно назвать трудом. Поэтому необходима правильная и четко продуманная организация занятия.
Для труда детей в режиме
дня имеется достаточно
Такой подход позволяет
5.
Сравнить демонстрационное и
инструктивное трудовые
Демонстрационное трудовое занятие предполагает участие в работе одного или нескольких детей одновременно (остальные дети наблюдают). Воспитатель объясняет значение выполнения данного процесса (зачем сажать морковь? для чего необходимо разрыхлить почву? и т.д.). Воспитатель вызывает одного или несколько ребят («сегодня работу выполняет Ваня, а мы будем внимательно наблюдать!»), объясняет всю последовательность трудовых действий. Работу выполняет один ребенок (группа детей), остальные ребята наблюдают за работой. На другом занятии работу выполняет другой ребенок (группа детей), и так поочередно будут задействованы все дети группы. В выполнении работы не могут участвовать сразу все дети (нет необходимости сажать 25 морковок сразу, достаточно одной-двух, остальное некуда будет девать; все дети не могут одновременно чистить террариум).
Инструктивное трудовое занятие предполагает участие в работе всех детей данной группы. Включает в себя этапы:
-постановка цели;
-объяснение и показ;
-обучение детей процессам;
-самостоятельная деятельность детей (упражнения для закрепления умений и навыков).
Общее: демонстрационное и инструктивные трудовые занятия начинаются с постановки цели труда, детей обучают трудовым процессам, объясняется значение выполнения данного трудового процесса (с показом). Занятия завершает самостоятельная деятельность детей.
Различия: в демонстрационном занятии в работе задействован один ребенок (или группа детей), а в инструктивном – фронтальная нагрузка (все дети группы одновременно).
6.
Дать рекомендации по
Успех
трудового воспитания
Непосредственное
общение с живой природой дает
ребенку более яркие
Младшие группы.
Программные требования по ознакомлению детей с природой могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном обучении. Воспитатель должен планомерно сообщать детям знания и формировать у них необходимые умения, ставить перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывать пути решения поставленных задач (как делать), направлять деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Объяснение сочетать с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен содержание труда делать для детей наглядным, а требования – доступными! Важно уделять внимание развитию наблюдательности и самостоятельности!
Воспитатель
должен учить детей
В процессе систематического
ухода за растениями и
Во второй младшей группе уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки, составляя из них букеты. Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей. Наблюдая за плавающими рыбками, объяснить, как рыбки плавают - двигая хвостом и плавником, спросить, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.
В дальнейшем при кормлении
рыб малыши всегда
Средняя группа.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных.
Теперь перед воспитателем стоит задача - продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях. Важно воспитывать у детей устойчивый интерес к явлениям и предметам природы, формировать сознательное отношение к труду. В средней группе дети более самостоятельные. Они уже приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром воспитателя ежедневно выполнять поручения (полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др.).
Уход за растениями в начале
года осуществляется в
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. После работы дети вытирают пол, ополаскивают тряпочки, выжимают их и развешивают для просушки, затем с помощью взрослого растения ставят на место. Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?». Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Ребенок
пятого года жизни, знакомясь
с животными, отмечает
Старшая группа.
Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Детей необходимо приучать к более сложным формам деятельности. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя. В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы (необходимо планировать работу с подгруппами детей).
Уход за растениями в уголке
природы осуществляют дежурные
под руководством воспитателя
(дежурства организуются в
Детей знакомят с некоторыми
способами размножения
Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности у дошкольников