Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:43, реферат
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому проблема формирования толерантности в современном обществе особенно актуальна. Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее.
1. Понятие толерантности и ее роль в формировании личности……..….……6
2. Основные принципы воспитания толерантных
взаимоотношений в подростковой среде……………………….…..……….12
3. Методика воспитания толерантности в подростковой среде.
3.1. Культурный аспект в воспитании толерантности………………….….18
3.2 Интерактивные методы общения и игровые моменты как основа
формирования толерантных взаимоотношений
в подростковом коллективе……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение.
игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006 г.
19. Харламов И.Ф.
Педагогика. - М., 1990г.
20. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности.
- М.: «Ось-89», 2004.
21. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное
образование. 1998. - № 6 – с.64-65.
22. Широкова И.Г.
Этика. - М., 2002г.
23. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать
нравственное поведение. - М.,
1986г.
Приложение.
Практическая работа по проверке качества толерантных взаимоотношений подростков проводилось в средней школе № 3 в 10 «В» и «Б» классах.
Были поставлены задачи:
1. Проверка
качества толерантных
2. Влияние упражнений с игровыми элементами на воспитание толерантности.
3. Сравнение качества толерантных взаимоотношений в выбранных классах.
4. Выводы данной практической работы.
Была проведена практическая работа по проверке сплоченности группы в «В» классе. «Считаем до двадцати». Класс насчитывает 28 человек.
Участникам было предложено разойтись по помещению. Они должны были равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он должен был закрыть глаза.
Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.
В данном классе игра проводилась весело и доброжелательно, ученики охотно выполняли предложенное задание. По поводу ошибок негативных моментов не возникало, все сводилось к шуткам, обсуждение проходило весело. Можно сделать вывод, что класс сплоченный и дружный.
Также был проведен классный час на тему: «Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого». («Картина» на спине»).
Было предложено поделиться на пары . Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты.
2. Если
А с легкостью отгадывает
3. В
следующем раунде игроки
4. В конце игры партнеры были предложены следующие вопросы:
а) Насколько каждый был доволен «художником»?
26 человек – да
2 - нет
б) Удалось ли настроиться на совместную работу?
19 человек – да
9 - нет
в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?
20 учеников – рисовать
8 – угадывать
В целом учащиеся охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в данном направлении, это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения.
Подобный вид работы на
Ребятам было предложено
Наблюдение за собой и другими. «Я тоже».
Для выполнения данного упражнения необходимо отодвинуть столы и стулья, чтобы освободить пространство.
1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре класса должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.
2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.
3. Оставшиеся
сидеть игроки должны
4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.
В классе «Б» данное упражнение проходило с некоторым напряжением. Было заметно, что участники выбирают именно тех, с кем дружат более тесно, были дети, которых не брали в игру совсем. Легкости и доброжелательности и юмора, которые наблюдались в классе «В» не было. Только когда игра заинтересовала учеников, произошел некий перелом, стала заметно веселость и желание общаться друг с другом.
После был проведен классный час «Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого», который проводился в предыдущем классе («Картина» на спине»).
При делении на пары возникли некоторые трудности, тогда было решено поделить учеников по жребию, и предложено впоследствии меняться.
В конце игры также были предложены вопросы:
а) Насколько каждый был доволен «художником»?
10 человек – да
18 - нет
б) Удалось ли настроиться на совместную работу?
12 человек – да
16 - нет
в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?
22 учеников – рисовать
6 – угадывать.
В последствии классного часа
замкнутость и нежелание
После классного часа в данном классе был проведен тренинг настройка на группу. «Передача ритма».
1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один
раз сжимает руку своего
4. Дается инструкция: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда выбранный ведущий пожмет руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
5. Когда первый раунд завершился, было предложено участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускорялся.
6. В заключении участники должны были сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
После
проведенных упражнений и
При сравнении двух классов мы пришли к следующим выводам.
В классе «В» отношения внутри коллектива дружеские и доброжелательные. Ученики уважают и прислушиваются к мнению друг друга. Тренинги и упражнения в игровой форме в данном коллективе проходят легко и весело, что еще больше сплачивает коллектив.
В классе «Б» наблюдалась
Данные проведения классного часа «Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого», который проводился в 10 классах «В» и «Б» школы № 3 («Картина» на спине») показали качество толерантных взаимоотношений внутри коллектива, данные представлены в виде диаграммы.