Проблема сексуального воспитания подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:32, практическая работа

Описание работы

Изучается состояние проблемы полового воспитания подростков в современном обществе; проводится анализ полового воспитания как социально-педагогической задачи общеобразовательной школы; рассматриваются содержания биологического и гуманитарного образования как основы полового воспитания подростков в пубертатный период. Из-за отсутствия необходимого сексуального воспитания подростка возникают такие проблемы как:
1.Нежелательная преждевременная беременность
2.Венерические инфекционные заболевания
3.Психологическая травма

Работа содержит 1 файл

Исследования65564.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Украины

Национальный  Горный Университет

Горный факультет

Кафедра социологии

 

 

Социологическое исследование

На тему:

«Проблема сексуального воспитания подростков»

 

 

 

 

Подготовили: студентки 1 курса

Группы ГИ-08-8

Скворцова Таисия Геннадиевна

Группы ГИ-08-10

Бородаенко Анастасия Витальевна

Проверила: Мосендз  Марина Владимировна

 

 

 

 

 

Днепропетровск 2008г.

 

Социальная  проблема сексуального воспитания подростков

Изучается состояние проблемы полового воспитания подростков в современном обществе; проводится анализ полового воспитания как социально-педагогической задачи общеобразовательной школы; рассматриваются содержания биологического и гуманитарного образования как основы полового воспитания подростков  в пубертатный период.  Из-за отсутствия необходимого сексуального  воспитания  подростка возникают такие проблемы как:

  1. Нежелательная преждевременная беременность
  2. Венерические инфекционные заболевания
  3. Психологическая травма

 

 

Предмет исследования

Проблема социального  воспитания подростков. Педагогические пути и условия реализации модели и методов полового воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе школы, техникума, ВУЗа.

Объект исследования

Подростки 11- 17 лет.

основы полового воспитания подростков в пубертатный период.

 

Цель исследования

Заключается в теоретическом обосновании, практической работе и опытной проверке процесса полового воспитания подростков в школе и семье. Выяснить, на сколько заинтересованно государство в сексуальном воспитании молодежи, для дальнейшего здорового развития населения.

В задачи полового воспитания входят:

  1. Привитие подросткам обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
  2. Формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  3. Защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;
  4. Обеспечение учащихся грамотной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Гипотеза исследования

Гипотеза основана на предположении о том, что половое воспитание подростков в учебно-воспитательном процессе школы, ВУЗа, техникума и семьи будет эффективным, если:

- за основу  полового воспитания подростков  в пубертатный период принять  гендерный подход;

- биологическое  образование, имеющее биосоциальную  направленность, рассматривать как основу полового воспитания подростков, главной его задачей считать их полоролевую социализацию и сексуальное просвещение;

- наряду с  уроками биологии уделять этому  вопросу внимание на уроках  литературы и истории;

Расчет генеральной совокупности

В нашем исследовании генеральной совокупностью является подростки в возрасте от 11 до 18 лет., у которых из-за нехватки сексуального воспитания в дальнейшей жизни возникают определенные проблемы. Исследованием сексуального воспитания подростков мы хотим обратить внимание общества и государства на данные проблемы:

1. Подростковая беременность. 

ПОДРОСТКОВУЮ  беременность называют эпидемией. Однако всю трагичность этого явления  лучше осознаешь, когда понимаешь, каким ударом становится беременность для юной девушки. В ее жизни произойдут огромные перемены, которые глубоко отразятся как на ней, так и на ее родных и близких.

Подростковый  возраст — «расцвет юности» —  время, когда сексуальные желания  часто достигают своего пика. Однако не стоит упрощать проблему подростковой беременности, сводя ее лишь к вопросу о контрацепции. Факты показывают, что эта проблема сопряжена с целым рядом сложных социальных и эмоциональных вопросов.

Тревожные факты

Некоторые проблемы, с которыми сталкиваются беременные девушки-подростки во всем мире:

  1. Четыре из десяти девушек становятся беременными в возрасте до 20 лет. Это более 900 000 беременностей ежегодно.
  2. Возраст около 40 процентов юных матерей составляет менее 18 лет.
  3. Дети, рожденные подростками, больше подвергаются жестокому и пренебрежительному обращению, чем дети родителей более старшего возраста.
  4. Только четыре из десяти мам, возраст которых менее 18 лет, оканчивают среднюю школу.
  5. Почти 80 процентов отцов не вступают в брак с несовершеннолетними матерями своих детей.
  6. Только 30 процентов браков между матерями-подростками и отцами их детей не расторгаются впоследствии; браки с девушками-подростками распадаются в два раза чаще, чем браки, в которых женщине не менее 25 лет.
  7. У матерей-подростков дети чаще рождаются недоношенными, с недостаточным весом, в связи с чем повышается вероятность смерти во младенчестве, слепоты, глухоты, хронических респираторных заболеваний, задержки умственного развития, психических болезней, церебрального паралича, дислексии и гиперактивности.

Почти треть всех детей, рожденных в России в прошлом году,—  внебрачные. Это в два раза больше, чем десять лет назад, и, согласно официальной статистике, такой ситуации в стране не наблюдалось со времен. Второй мировой войны. Более 40 процентов этих детей рождено подростками.

 

2. Венерические инфекционные заболевания

По данным ВОЗ, ежегодно в мире каждый двадцатый  подросток заражается ЗППП (Заболевания , передающиеся половым путем). Заболеваемость детей сифилисом в последние  три года по России увеличилась в 77 раз. По данным Минздрава России, в 2000 году почти каждый десятый аборт приходится на девушек 14-19 лет. Привычным становится термин "юное материнство", когда каждый десятый новорожденный рождается у матери моложе двадцати лет. Нет сомнений, что в современном стремительно меняющемся мире возникает необходимость обеспечения молодежи доступной и достоверной информацией о принципах и приемах безопасной половой жизни, для уменьшения вероятности заболеваниями ВИЧ инфекциями.

Опрос

В России было проведено  анонимное анкетирование 778 подростков 14-17 лет, из них 384 юноши и 394 девушки. Анкета разработана совместно с психологами и социальными работниками, содержит более ста вопросов, позволяющих судить о психологическом климате семьи школьника, возрасте, в котором появляется сексуальный интерес, отношении к семье и браку, информированности в вопросах контрацепции. Изучение психологического климата в семье (включая обсуждение вопросов, касающихся интимных отношений) выявило доверительную, дружественную обстановку в 63% семей, напряженную, недоброжелательную, нервозную - в 31%, равнодушную - в 6%. При этом в 20% случаев взрослые избегают разговоров на интимные темы, в 16% родители отвечают детям, но без особого желания, а в некоторых семьях (1%) существует строгий запрет на данные темы. Три четверти анкетированных доверяют членам своей семьи, при этом почти половина из них (48%) называют своим самым близким человеком, с которым делятся личными проблемами, - мать, треть - брата или сестру и лишь 12% - отца. Причем девушки доверяют последнему в 6 раз реже юношей. У каждого четвертого подростка (26%) близкого человека в семье, к сожалению, просто нет. Заслуживает внимания такой факт, как участие родителей в обсуждении со своими детьми вопросов, касающихся возрастных изменений в их организме. Только в 40% семей родители разговаривали с детьми на данную тему, причем инициаторами такого разговора сами родители были лишь в 42% случаев.

Выявляя источники, из которых школьники получают сведения об интимных взаимоотношениях, определили, что в большинстве случаев это - печатные средства массовой информации (55%), кино- и видеопродукция (54%), в редких случаях - школа и семья (21% и 15% соответственно). Крайне важным является то, что лишь половина подростков, а в некоторых школах менее 25% знают, что такое контрацепция (из них около 60%) сексуально активных), при этом только две трети отмечают, что она является "общим делом", а не сугубо мужским или женским. Около 30% живущих половой жизнью подростков не используют никаких средств контрацепции, половина используют презервативы, каждая седьмая пара - КОК. Около 40% сексуально активных школьников не обговаривают средства контрацепции со своим партнером. Одним из распространенных заблуждений среди подростков является то, что прерванный половой акт - эффективный метод предупреждения беременности. Около 73% подростков в будущем мечтают о браке, из них большая часть (более 70%) предполагают заключить его в 20-25-30 лет, а почти каждый десятый женился бы прямо сейчас или даже раньше (из которых 55% 14-летних). Отмечено, что для большинства опрошенных девственность партнера не является обязательным условием на момент заключения будущего брака. Исследование подтвердило также феномен так называемой "двойной сексуальной морали" подростков, когда имеет место большая терпимость к сексуальной активности мужчин, причем около половины девушек предпочли бы выйти замуж за опытного в сексуальном отношении мужчину. Анализ знаний подростков о заболеваниях, передаваемых половым путем, показал, что ничего о них не знают 9%, а половина знают "очень мало". Самыми известными среди ЗППП являются СПИД и сифилис (соответственно 81% и 72%), почти половина знают о гонорее и лишь единицы - о герпесе, хламидиозе и прочих инфекциях. По данным анкет выявлено 2% школьников, переболевших ЗППП, что из сексуально активных представляет 7%. Две трети из них отмечают незащищенные половые контакты, и практически все имеют несколько половых партнеров. Самыми интересующими подростков темами являются средства контрацепции в подростковом возрасте, заболевания, передающиеся половым путем и методы их распознания, вред абортов, признаки беременности.

Исследуя количество подростков, которые подверглись ВИЧ заболеваниям, вынуждены сделать вывод:

Обрабатывая результаты исследования, в первую очередь, следует  отметить следующее. Высокая сексуальная  активность подростков связана с  увеличением числа заболеваемости болезнями, передающимися половым  путем, и ранними беременностями. Это вызывает необходимость грамотного информирования их в вопросах полового просвещения и воспитания. Отмечена мизерная роль семьи и школы, являющихся по сути мощными факторами в формировании мировоззрения подростков в процессе их полового воспитания. Выявлена потребность в усилении следующих разделов полового просвещения и воспитания: методы контрацепции, профилактика ЗППП, сохранение репродуктивного здоровья. Причем акцент в информировании подростков должен быть перенесен на более ранний возраст - 12 - 13 лет.

 

  1. Психологическая травма.

  Из-за недостатка сексуального воспитания многие подростки начинают половую жизнь в раннем возрасте, что влечет за собой психологические травмы. Американские психологи установили, что ранний сексуальный опыт способствует развитию подростковой депрессии и даже может привести к суициду.

  Более 25% сексуально активных девочек-тинейджеров  страдают от депрессии. Среди  их ровесниц, не занимающихся  сексом, только 7,7% имеют психологические  проблемы. У мальчиков эти показатели несколько ниже - 8,3% и 3,4% соответственно. Об этом свидетельствуют данные американского исследователя Кирка Джонсона. Ученый пришел к выводу, что половые связи оказывают крайне негативное воздействие на психику подростков. По его мнению, для гармоничного развития личности первый сексуальный опыт нужно получать не раньше своего совершеннолетия. В США это 21 год.

Последствия могут  быть и более страшными. Американские ученые подсчитали, что девушки, рано расставшиеся с девственностью, совершают самоубийства в три раза чаще, чем их ровесницы, не вступавшие в сексуальные контакты. Среди мальчиков этот показатель еще выше. Молодые люди, вступившие в половые отношения в подростковом возрасте, убивают себя в шесть раз чаще.

С этим согласны отечественные специалисты в области половых отношений. "Действительно, ранний секс может иметь самые тяжелые последствия", - добавляет психолог Светлана Крисько. "Дело в том, что на каждом этапе развития в человеке формируются определенные психические функции. Так, от 12 до 15 и даже до 18 лет закладывается такое понятие, как верность. Затем до 25 лет происходит осознание понятия любви. Ранний секс приводит к сбою поэтапного формирования личности. Получается, что подростки реализуют с помощью секса только грубую энергию, не понимая, что такое любовь", - предупреждает психолог.

 

Основные понятия

Молодежь — это социологическое понятие, по принятой в нашей стране стратификации включает социально-демографическую группу населения от 14 до 30 лет.

ЗППП – это заболевания передающиеся половым путем (гонорея, сифилис, хламидиоз, трихомониаз, микоплазмоз, уреаплазмоз).

СПИД, ВИЧ  – это синдром приобретенного иммунодефицита, медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, характеризующееся нарушениями функций иммунной системы и суммой различных клинических признаков.

Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы.

Психологическая травма — переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Главным содержанием психологической травмы является утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю.

Пубертатный период - период полового созревания.

Гендерный подход - учет интересов обоих социально-половых групп общества.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.

 

 

 

 

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

1. Пубертатный период является наиболее перспективным в проблеме формирования половой культуры и регулирования деторождения через охрану репродуктивного здоровья, т. к. в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя личностью, обретает определенную свободу, независимость и получает право принимать решения, право выбора.

2. Состояние современного общества и насаждаемые им стереотипы полового поведения можно определить как форму психологической, сексуальной агрессии на детей. Демографический кризис, ухудшение здоровья молодого поколения, отсутствие системы полового воспитания детей в школе, слабая информированность родителей о вредных привычках и о сексуальной активности подростков, неконтролируемая пропаганда в масс-медиа символов «нездорового» образа жизни, проституция, подростковая беременность, аборты – негативные социальные явления, которые ведут к физическому разрушению и депопуляции нации, и это требует радикального пересмотра оснований образовательной практики и педагогической деятельности в области полового воспитания.

3. Концептуальные подходы к половому воспитанию подростков для реализации в условиях школьного образования должны строиться на гендерном подходе.

4. Ведущими направлениями полового воспитания подростков являются: гендерное воспитание; сексуальное просвещение; подготовка к ответственному супружеству и выработка оптимальных репродуктивных установок; формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и материнства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д.

Информация о работе Проблема сексуального воспитания подростков