Половое воспитание подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом контрольно-курсовой работы является сексуальное поведение. Предмет - половое воспитание подростков и молодежи.
Целью курсовой работы является исследование сексуального поведения подростков и молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1)рассмотреть понятие полового воспитания; 2)раскрыть содержание и принципы полового воспитания; 3) определить особенности полового воспитания в семье; 4) охарактирозовать сексуальное поведение подростков; 5) изучить аномалии в психосексуальном развитии; 6) проанализировать сексуальное поведение молодежи в Росии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков
Понятие полового воспитания
Содержание и принципы полового воспитания
Особенности полового воспитания в семье
Глава 2. Сексуальное развитие подростков
2.1. Сексуальное поведение подростков
2.2. Аномалии в психосексуальном развитии
2.3. Анализ сексуального поведения молодежи в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 62.91 Кб (Скачать)

 

План

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  организации полового воспитания подростков

    1. Понятие полового воспитания
    2. Содержание и принципы полового воспитания
    3. Особенности полового воспитания в семье

Глава 2. Сексуальное развитие подростков

2.1. Сексуальное поведение подростков

2.2.  Аномалии в психосексуальном развитии

2.3. Анализ сексуального поведения молодежи в России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый период –  это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах  границы подросткового периода  определяются различно, но без большой  ошибки можно сказать, что это  период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового  периода является формирование социально  и половозрелого взрослого человека.

Объектом контрольно-курсовой работы является сексуальное поведение. Предмет -  половое воспитание подростков и молодежи.

Целью  курсовой работы является исследование сексуального поведения подростков и молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1)рассмотреть понятие полового воспитания; 2)раскрыть содержание и принципы полового воспитания; 3) определить особенности полового воспитания в семье; 4) охарактирозовать сексуальное поведение подростков; 5) изучить аномалии в психосексуальном развитии; 6) проанализировать сексуальное поведение молодежи в Росии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации полового воспитания подростков

    1. Понятие полового воспитания

Пол, с педагогической точки  зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что  обусловлено генами структурами, а  социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием  и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая  его часть. Рассматривая пол как  биосоциальное свойство человека, можно  предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая  является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как  отмечает Арутюнова Л.А. включает в  себя три компонента: развитие представлений  о себе, как о представителе  определенного пола, возникновение  полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов Д.В. определяют половое  воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение  человека с представителями другого  пола». 1 Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З.Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».

Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых  различий и полового поведения. Сексуальное  просвещение представляет собой  неотъемлемый, но не единственный компонент  полового воспитания.

Для постановки и решения  проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий «пол» и «секс». Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово «секс» в европейских языках буквально означает «пол», и понятием «сексуальный» таким образом определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия «пол», «половой». Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие «половой» употребляется и как синоним понятия «сексуальный». Укоренившееся в русском языке понятие «секс» принято для обозначения специфических отношений между полами, выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие «секс» стало ассоциироваться с пороком и развратом, что безусловно неоправданно.

    1. Содержание и принципы полового воспитания

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения  между людьми разного пола, нормы  этих взаимоотношений, личная жизнь  людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических  умений воспитателя, позволяющих ему  решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики  педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в  сочетании использования методов  и форм, которое проявляется в  своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика  педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции  ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы  организации;

б) знание специфики возрастного  развития детей и полоролевой  социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и  сфер человеческой деятельности, которые  могут быть доступны ребенку. Ими  являются труд людей, функции родителей  в семье, роль и место родителей  в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода  к половому воспитанию со стороны  родителей, педагогов и медицинских  работников, проявляющийся в общности  взглядов на необходимость полового  воспитания, его цели, средства, методы  и содержание методов в зависимости  от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного  и поэтапного характера полового  воспитания, предполагающего учет  пола детей, их возраста, степени  психологической и моральной  подготовленности как детей, так  и родителей, их интеллектуального  уровня;

- принцип правдивости,  заключающийся в достоверности  информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно  взаимосвязаны и в большей  степени касаются сексуального  просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной  атмосферы и гигиенических условий  (невозможно воспитать в ребенке  качества мужественности или  женственности, если условия,  в которых живет ребенок и  окружающая его обстановка не  соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно  решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно  подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений  о связях людей в семье и  их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике  когнитивного компонента полоролевой  социализации направлена на выявление  знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление  работы может быть связано с формированием  представлений о связях людей  в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и  предпочтениями мужчин и женщин в  разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков  и умений поведения, а также выработку  отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений  и формирование этих отношений между  девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а  также с соблюдением преемственности  в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности  и деликатности сексологических  проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно  отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько  этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила  поведения. Важное значение имеет закаливание  организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано  с обще физическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать  или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, «как я тебя родила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

    1. Особенности полового воспитания в семье

Родители первыми начинают половое  воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят  этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих  родителей и через их установки.

Раньше, когда обманывали детей  аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников «правду» о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются «грязными» делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем «уляжется», а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни.

Родителям не надо забывать, что половое  воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников и младших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа «Откуда я взялся?», в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. А так как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания - даже о сексе - особо не фиксируются в их мозгу, вернее - не выделяются из общего потока новых знаний.

Как бы нам ни хотелось иного, дети рождаются сексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки  полового воспитания, сознательно или  бессознательно. Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том, как  родители воспринимают прирожденную сексуальность  ребенка и в какой степени  дают ей развернуться. Отношение родителей  к этой проблеме гораздо важнее для  формирования полового поведения ребенка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.

Имеются четыре основные типа отношения  родителей к вопросам пола, которые  проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того, что взгляды обоих  родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается не всегда).

  • Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс — это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это неприлично», «это опасно» и «подожди пока выйдешь замуж».
  • При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.
  • При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец 8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну «Плейбой», ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.
  • Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.

Информация о работе Половое воспитание подростков