Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:41, реферат
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России
В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-
нтности можно отнести к воспитательной проблеме.
МОСКОВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Биолого-химический
факультет
Реферат по педагогике на тему
«воспитание
толерантности у школьников»
Студента Елманова С. А
2 курса,
2 группы
Москва 2010
Введение
Слово толерантность
(от лат. tolerantia — терпение) означает
терпимость к чужим мнениям и поступкам,
способность относиться к ним без раздражения.
В этом смысле толерантность является
редкой чертой характера. Толерантный
человек уважает убеждения других, не
стараясь доказать свою исключительную
правоту. Толерантность – это человеческая
добродетель: искусство жить в мире разных
людей и идей, способность иметь права
и свободы, при этом, не нарушая прав и
свобод других людей. В то же время, толерантность
– это не уступка, снисхождение или потворство,
а активная жизненная позиция на основе
признания иного.
Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России
В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-
нтности можно
отнести к воспитательной проблеме.
Воспитание
толерантности у школьников
Осуществление
данного процесса возможно при решении
конкретных задач:
му взаимодействию
с представителями социума
Подходы
к воспитанию толерантности
Существует два основных подхода к воспитанию толерантности: деятельный и
личностно-ориентированный.
Личностно-ориентированный
включает в себя:
дуальность и самовыражение.
Деятельный подход
включает в себя:
Толерантность
- интегрированное качество. Если она
сформирована, то и проявляется во
всех жизненных ситуациях и по отношению
ко всем людям. В то же время, опыт показывает,
что человек может быть толерантным в
отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно,
нетерпимо относиться к людям другой веры
или национальности. В этой связи можно
говорить о межличностной, социальной,
национальной толерантности и веротерпимости.
Межличностная толерантность проявляется
по отношению к конкретному человеку;
социальная - к конкретной группе, обществу;
национальная - к другой нации; веротерпимость
- к другой вере. Безусловно, все эти аспекты
должны быть учтены при планировании работы,
направленной на воспитание толерантности
у учащихся.
Теория
и методика воспитания толерантности
у школьников
В
социальном контексте толерантность
может толковаться как
В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить её философскому смыслу.
В
эволюционно-биологическом
В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского возрождения) как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, спсобность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание.
Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.
В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
На наш взгляд, толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Когда
мы говорим о толерантной
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Как показывает
анализ практики, вышерассматриваемый
процесс происходит стихийно. Для того
чтобы сделать его целенаправленным, на
наш взгляд, необходима организованная
педагогическая деятельность в школе.
На сегодняшний день, когда имеет место
нарушение семейных связей, отчуждение
взрослых и детей, повышенная конфликтность
в их взаимоотношениях, вакуум, в который
попадают многие учащиеся, способна заполнить
полноценная работа педагогов школы с
воспитанниками.