Воспитание толерантности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:41, реферат

Описание работы

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.


Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России

В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-

нтности можно отнести к воспитательной проблеме.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Биолого-химический факультет 

Реферат по педагогике на тему

«воспитание толерантности у школьников» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента  Елманова С. А

2 курса, 2 группы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Введение 

Слово толерантность (от лат.  tolerantia — терпение) означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. 

Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России

В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том  числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-

нтности можно  отнести к воспитательной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание  толерантности у школьников 

Осуществление данного процесса возможно при решении  конкретных задач: 

  1. Воспитание  у школьников миролюбия, принятия и  понимания других людей, умения позитивно  с ними взаимодействовать:
 
      1. формирование  негативного отношения к насилию  и агрессии в любой форме.
      2. формирование уважения и признания к себе и к людям, их культуре и т. п.
      3. развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
      4. развитие способности к толерантному общению, к конструктивно-

му взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

      1. формирование  умения определять границы толерантности.

    

  1. Создание  толерантной среды в обществе и в сфере образования:
 
      1. профилактика  терроризма, экстремизма и агрессии в обществе.
      2. гуманизация и демократия существующих взаимодействий взрослых и детей, системы обучения и воспитания.
      3. включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности.
      4. реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подходы к воспитанию толерантности 

Существует два основных подхода к воспитанию толерантности: деятельный и

личностно-ориентированный. 

Личностно-ориентированный  включает в себя: 

  1. признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индиви-

дуальность и  самовыражение.

  1. признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими.
  2. опору при взаимодействии на мотивацию, ценности и т. п.
  3. индивидуальный подход.
 
 

Деятельный подход включает в себя: 

  1. опору на активность, сознательность и самостоятельность.
  2. ориентацию на деятельность ребёнка.
  3. обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и её компо-нентов.
  4. построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.
 

Толерантность - интегрированное качество. Если она  сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся. 
 
 
 
 
 
 

Теория  и методика воспитания толерантности  у школьников 

     В социальном контексте толерантность  может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.

     В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить её философскому смыслу.

     В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т. е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

     В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского возрождения) как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

     В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, спсобность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

     В психолого-педагогическом контексте  нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

     В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание.

     Люди  объединяются в одной общности с  теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает  на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение  в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.

     Мы  знаем, что различных людей следует  воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

     Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

     Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

       В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

     Проявление  толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого  отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим  убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

     На  наш взгляд, толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.

     Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных  взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

     Актуальность  воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

     Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

     Воспитание  толерантной личности — процесс  сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Как показывает анализ практики, вышерассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание толерантности у школьников