Теория воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад

Описание работы

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 204.17 Кб (Скачать)

     2. Степень удовлетворения потребностей  подростка: в какой мере деятельность  родителей настроена на удовлетворение  потребностей подростка — как  материально-бытовых (в питании,  одежде, предметах развлечения), так  и духовных (и, прежде всего, -  в его общении с родителями  и их любви и внимании). Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребности также возможны два отклонения -  потворство и игнорирование.

     3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Рассмотрим 
нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих 
обязанностей.

     Чрезмерность  требований (обязанностей).

     Повышенная  моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а напротив, ставят его под угрозу.

     Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное  количество обязанностей в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.

     4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, определяют, прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два октлонения: чрезмерность и недостаточность требований.

     5. Санкции. Чрезмерность санкций —жестокий стиль воспитания,  чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Минимальность санкций - родители склонны обходиться без наказаний 
или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в 
результате любых наказаний.

     6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к 
либеральному и наоборот, переход от значительного внимания к эмоциональному отвержению — относительно часто встречается в семьях 
подростков с отклонениями характера.

     Негативные  особенности родительского поведения  являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей. Например, потворствующая гиперпротекция (потворство + повышенная протекция): подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных черт характера у подростка. Доминирующая гиперпротекция (до минирование + гиперпротекция): подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. ]  

     Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Интерес представляют две группы причин (Э.Г. Эйдемиллер).

     1. Отклонения характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к определенным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще  обусловливает жестокий стиль воспитания, доминирование. Истероидная акцентуация у родителя обусловливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии.

     2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка.

     - Расширение сферы  родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений

     - Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.

     Рассматривая  подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.

      - Воспитательная неуверенность родителей - потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет «на поводу у подростка. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав».

     - Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности и т.п. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

     - Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело-с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам.

     Причиной  неразвитости родительских чувств может  быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не получал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка).

     - Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет.

     - Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

     Конфликтность во взаимоотношениях между супругами  - нередкое  явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспиттание  превращается в «поле битвы» конфликтующих  родителей. Характерное проявление - выражение недовольства воспитательными  методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого  интересует не столько то, как воспитывать  подростка, сколько то, кто прав в  воспитательных спорах.

     - Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку зависимости от пола подростка. Обусловливаемое нарушение воспитания — гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действительным особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Пример проявления — отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, видит в ней одни достоинства. В данном случае в отношении подростка мужского пола формируется стиль эмоционального отвержения. Возможен и противоположный перекос — с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому подростку формируется стиль потворствующей гиперпротекции. 

     5.4. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности

     На  формирование личности  влияют разнообразные  внешние условия, в том числе  географические, социальные, школьные семейные. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. По интенсивности  контактов выделяется дальняя и  ближняя среда. Когда говорят  о влиянии среды, имеют в виду, прежде всего, среду социальную и  домашнюю. Первую,  относят к отдаленному  окружению, вторую – к ближайшему. В понятие социальной среды входят такие общие характеристики, как  общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни  и некоторые другие.

     Домашняя  среда оказывает огромное влияние  на развитие человека, особенно в детском  возрасте. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются  нравственные и социальные качества личности, она  создает условия для развития природных задатков. Естественно, что  человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое  и далекое ему окружение предоставляют  ему наиболее благоприятные условия. От морального и физического здоровья семьи зависит эффективность  воспитания. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и  мотивов деятельности ребенка. В  качестве мотивов деятельности детей  на различных стадиях жизни семьи  могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически  грамотная организация жизни  в семье формирует у ребенка  полезные потребности:

  • в заботе о близких людях, любви к ним;
  • в духовном общении и совместном переживании;
  • в разумном потреблении материальных благ;
  • в самовоспитании и самосовершенствовании;
  • в честности, откровенности, правдивости;
  • в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

     Содержательно-организационное  ядро целостного воспитательного процесса составляют сначала семья,  затем  совместно школа и семья, семья  и социум. Здоровая семья всецело  связана с множеством других коллективов: трудовыми, детским садом, школой, институтом, различными обществами, другими семьями. (Рис. 1). Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. Целостность и системность воспитательного  процесса предполагает превращение  родителей в активных и сознательных участников воспитания подрастающего  поколения.  

       

     Рис. 1. Семья как социокультурная среда  воспитания и развития личности

     Задачи  воспитания детей и подростком решаются успешней, если семья и школа взаимодействуют  между собой на принципах сотрудничества, взаимодоверия, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержки, терпения и терпимости.

     Семья связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем  шире и глубже связи семьи с  другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем  крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений. Целостность и системность  воспитательного процесса предполагает превращение всех родителей в  активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения. 

     Вопросы и задания для  самоконтроля

  1. Сформулируйте основные характеристики семьи как социального института и как общности людей.
  2. Раскройте сущность принципов семейного воспитания и проиллюстрируйте их примерами.
  3. Дайте характеристику основным функциям семьи.
  4. Охарактеризуйте систему семейного воспитания.
  5. Какие типы семейного воспитания приводят к негативному результату?
  6. Как вы понимаете утверждение о том, что семья является социокультурной средой воспитания и развития личности ребенка?
  7. Вопросы и задания для самостоятельной работы
  8. Найдите в литературе различные подходы к классификации семей. Дайте характеристику различным видам семей.
  9. Назовите основные задачи семейного воспитания. 
    Раскройте их сущность.

Информация о работе Теория воспитания