Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
2.
Степень удовлетворения
3. Количество
требований к подростку в семье. Требования
к подростку - неотъемлемая часть воспитательного
процесса. Рассмотрим
нарушения в системе обязанностей подростка
— в количестве этих
обязанностей.
Чрезмерность требований (обязанностей).
Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а напротив, ставят его под угрозу.
Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.
4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, определяют, прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два октлонения: чрезмерность и недостаточность требований.
5. Санкции.
Чрезмерность санкций —жестокий стиль
воспитания, чрезмерная реакция даже
на незначительные нарушения. Минимальность
санкций - родители склонны обходиться
без наказаний
или применяют их редко. Они уповают на
поощрения, сомневаются в
результате любых наказаний.
6. Неустойчивость
стиля воспитания. Резкая смена стиля
воспитания (смена воспитательных приемов)
— переход от очень строгого к
либеральному и наоборот, переход от значительного
внимания к эмоциональному отвержению
— относительно часто встречается в семьях
подростков с отклонениями характера.
Негативные
особенности родительского
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Интерес представляют две группы причин (Э.Г. Эйдемиллер).
1. Отклонения характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к определенным нарушениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще обусловливает жестокий стиль воспитания, доминирование. Истероидная акцентуация у родителя обусловливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии.
2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка.
- Расширение сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений
- Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.
Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.
- Воспитательная неуверенность родителей - потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет «на поводу у подростка. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав».
- Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности и т.п. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
- Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело-с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам.
Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не получал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка).
- Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет.
- Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспиттание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Характерное проявление - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
-
Сдвиг в установках
родителя по отношению
к подростку зависимости
от пола подростка. Обусловливаемое
нарушение воспитания — гиперпротекция,
эмоциональное отвержение. Нередко отношение
родителя к подростку обусловливается
не действительным особенностями подростка,
а теми чертами, которые родитель приписывает
его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще
женщинам». Пример проявления — отец,
видящий массу недостатков у сына и считающий,
что таковы все его сверстники. В то же
время этот отец «без ума» от младшей сестры
подростка, видит в ней одни достоинства.
В данном случае в отношении подростка
мужского пола формируется стиль эмоционального
отвержения. Возможен и противоположный
перекос — с выраженной антифеминистской
установкой, пренебрежением к матери подростка,
его сестрам. В этих условиях по отношению
к самому подростку формируется стиль
потворствующей гиперпротекции.
5.4. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные семейные. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. По интенсивности контактов выделяется дальняя и ближняя среда. Когда говорят о влиянии среды, имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую, относят к отдаленному окружению, вторую – к ближайшему. В понятие социальной среды входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни и некоторые другие.
Домашняя
среда оказывает огромное влияние
на развитие человека, особенно в детском
возрасте. Семья во многом определяет
круг его интересов и потребностей,
взглядов и ценностных ориентаций.
В семье закладываются нравственные
и социальные качества личности, она
создает условия для развития
природных задатков. Естественно, что
человек достигает более
Содержательно-
Рис.
1. Семья как социокультурная
Задачи воспитания детей и подростком решаются успешней, если семья и школа взаимодействуют между собой на принципах сотрудничества, взаимодоверия, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержки, терпения и терпимости.
Семья
связана с множеством других коллективов:
трудовыми, школой, детским садом, клубами,
внешкольными учреждениями, различными
обществами, с другими семьями. Чем
шире и глубже связи семьи с
другими коллективами, тем содержательнее,
богаче и интереснее ее жизнь, тем
крепче сама семья и прочнее ее
положение в системе
Вопросы и задания для самоконтроля