Теория воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:08, доклад

Описание работы

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 204.17 Кб (Скачать)

     Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. 
       Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

     Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий. 
    1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений 
    2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию, воспитатель говорит, воспитанники слушают 
    3 Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. 
    4. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. 
       Диспуты – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. 
    В основе диспута – спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту вырабатываются 5 – 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута – не вывод, а процесс. Педагог помогает ученикам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию. 
    Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.    Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.  

     Методы  организации деятельности   

       Воспитание должно формировать  требуемый тип поведения. Не  понятия, убеждения, а конкретные  дела, поступки характеризуют воспитанность  личности. В этой связи организация  деятельности и формирование  опыта общественного поведения  рассматриваются как сердцевина  воспитательного процесса. Все методы  этой группы основаны на практической  деятельности воспитанников.

     Всеобщий  метод формирования необходимых  качеств личности –упражнение. 0н известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью.    Метод упражнениясоздание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами – поведения
    В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, – не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение. Результат упражнений: устойчивые качества личности – навыки и привычки.

       Эффективность упражнения зависит  от следующих важных условий: 
1) системы упражнении; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнении; 4) объема; 5) частоты повторении; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнение упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулировании упражнений.   

     Требование  – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. 
    По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. 
    Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится не только само требование, сколько вызванные им психологические факторы переживания, интересы, стремления воспитанников. 
    Приучение– это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. 
    Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. 
    Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии.

     Условия правильного применения обучения следующие. 
    1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. 
    2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно–бюрократические указания типа "Будь вежливым", "Люби свою родину". Лучше сказать примерно так: "Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку – вычисти зубы", "У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей". 
    3. Показывайте, как выполняются действия и результаты этих действий. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это сравнение вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей невоспитанности и вызвало желание от нее избавиться. 
    4. Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем. 
    5. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме Ребенок добровольно выполняет определенные правила поведения без всяких указаний со стороны. 
    Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер посетить больного товарища и помочь ему в обучении, украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т. п. Контроль может иметь различные формы проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

     Методы  стимулирования

     Стимулом  в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики  быков и мулов для понукания  ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей  этимологию. Но что делать, если человек, как животное, нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. 
    С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования, – соревнование.   

       Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.   

       Одобрение – простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. 
    Поощрения более высокого уровня – благодарности, награждения и т. д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, т. к. они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания. 
    Неумелое или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитываются прежде всего психологическая сторона поощрения, его последствия. 
    1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. 
    2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только те кто добился успеха но и те, кто добросовестно трудился на общее благо. 
    3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы кому сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. 
    4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. 
    5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками. 
    Соревнование детям, подросткам, юношам в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. 
    Нельзя ли мощное естественное стремление человека к первенству направить на пользу воспитания. Ведь в педагогически правильно организованном соревновании есть действенные стимулы для повышения эффективности воспитательного процесса. 
    Соревнованиеэто метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. 
    1. Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным увлекательным. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным. 
    2 Должны быть установлены содержание и направленность соревнования за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. 
    Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели и задачи, условия проведения определяют сами ученики, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог же направляет инициативу воспитанников поправляя, где нужно, их неумелые действия. 
    Среди древнейших методов воспитания наказание наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. 
    Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

     Известны  следующие виды наказания, связанные с:

    • наложением дополнительных обязанностей;
    • лишением или ограничением определенных прав;
    • выражением морального порицания, осуждения.
 

    В нынешней  школе практикуются разнообразные  формы наказаний – неодобрение,  замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание,  отстранение от занятий, исключение  из школы и др. 
    Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания следующие. 
    1. Сила наказания увеличивается если оно исходит от коллектива или поддерживается им. 
    2.Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан. 
    3. Наказание действенно когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения. 
    4. Применяя наказание нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. 
    5. Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. 
    6. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. 
    7. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии а также понимания того что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

     Вопросы и задания для  самостоятельной  работы

  1. В чем состоит сущность процесса воспитания и каковы его особенности?
  2. Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения.
  3. Реализация каких принципов воспитания дает наибольший успех.
  4. Дайте определение понятий «метод воспитания». Докажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения.
  5. В чем состоит сущность метода воспитания?
  6. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?
  7. В чем заключается назначение методов формирования сознания личности и каковы условия их педагогической эффективности?
  8. Назовите основные методы организации деятельности и раскройте их содержание.
  9. В чем состоит основное назначение методов назначения?

Информация о работе Теория воспитания